№4 (360) апрель 2023 г.

Турецко-азербайджанский лоббинг требует закрытия Мецаморской АЭС, не видя опасности строительства АЭС «Аккую» в зоне землетрясения

Просмотров: 3589

7 марта премьер-министр Армении Никол Пашинян в сопровождении членов правительства посетил Армянскую АЭС для ознакомления с отчетом о ее деятельности в 2022 году, а также обошел территорию Мецаморской АЭС, где ознакомился с капитально отремонтированными системами и оборудованием, включенными в технологическую цепочку производства электроэнергии, в том числе с работами по модернизации блочного щита управления, информационно-вычислительной, а также других систем, обеспечивающих безопасную работу предприятия. Об этом сообщила пресс-служба правительства РА.

Руководство ААЭС не только выступило с отчетом о кадровых и финансово-экономических показателях, но и предоставило информацию о техническом состоянии станции. В частности, было отмечено, что в настоящее время реализуется проект двукратного продления срока эксплуатации второго энергоблока, работы на котором будут выполнены в 2023–2026 годах. Уже разработана и согласована с Комитетом по регулированию ядерной безопасности концепция АЭС-2, также готов проект постановления правительства, с которого и начнется этот процесс. В результате ожидается, что второй энергоблок Армянской атомной станции сможет безопасно эксплуатироваться до 2036 года.

Между тем днями раньше министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов встретился с генеральным директором МАГАТЭ Рафаэлем Гросси, заявив последнему, что «Армения использует устаревшие технологии» на своей АЭС. Видимо, привычно забыв, что директор МАГАТЭ после посещения Мецаморской АЭС 4 октября 2022 года положительно оценил работу по продлению срока службы станции. Примечательно, что Гросси, будучи специалистом ядерных наук и имея дело с мирным и военным атомом как теоретически, так и практически, возразил азербайджанскому дипломату, отметив, что все мероприятия по безопасности на Армянской АЭС осуществляются на должном уровне и что никаких проблем с безопасностью нет. Исходя из этого, в МАГАТЭ не жалеют о поддержке, которую на протяжении многих лет оказывали Армении в вопросе продления сроков эксплуатации Мецаморской АЭС. Кстати, об этом же он написал и на своей странице в социальной сети, подчеркнув, что экономика Армении зависит от Мецаморской атомной электростанции, а потому Международное агентство по атомной энергии будет продолжать предлагать свое содействие, чтобы помочь атомной электростанции поставлять низкоуглеродную энергию надежным и безопасным образом. Гросси также упомянул о реформах безопасности в Мецаморе, отметив, что впечатлен самоотверженностью персонала АЭС.

Но если с МАГАТЭ все четко понятно, то зарубежные коллеги еще нуждаются в просвещении. По мнению специалиста по энергетическим вопросам Артура Аветисяна, на сегодняшний день турецко-азербайджанский лоббинг настолько повлиял на позицию значительной части стран Евросоюза, что они в унисон этому тандему требуют закрытия Мецаморской АЭС, в том числе и с учетом сейсмической опасности региона. В частности, в конце января нынешнего года омбудсмен Азербайджана Сабина Алиева обратилась к международным правозащитным организациям с призывом вместе выступить за прекращение деятельности Армянской АЭС «во избежание очередной катастрофы, подобной чернобыльской и на «Фукусиме». Неосведомленность разного рода деятелей наших географических соседей зашкаливает, как сломанный дозиметр в безопасной зоне, когда показывает несуществующие дозы ионизирующего излучения. Ведь еще в мае 2011 года, практически сразу после аварии на АЭС «Фукусима-1», произошедшей после сильного землетрясения в Японии, на Армянской АЭС была смоделирована чрезвычайная ситуация, аналогичная ситуации на японской АЭС. Тогда, по заключению комиссии МАГАТЭ, никаких рисков в работе ААЭС выявлено не было.

«Учитывая тот факт, что проблем в вопросах безопасности и экологии из-за ААЭС сейчас не может возникнуть, тем не менее армянская сторона в противовес турецко-азербайджанским стараниям должна вести довольно активную дипломатию для укрепления собственной энергетической независимости», – считает Артур Аветисян, одновременно отметив, что армянскую атомную энергетику, по мнению местных экспертов, следует рассматривать не только с точки зрения экономических, но и политических выгод, поскольку Мецаморская АЭС традиционно и вполне справедливо воспринимается в качестве гаранта энергетической, а следовательно, и национальной безопасности республики. И поскольку заявления о закрытии Армянской атомной станции и даже угрозы об обстреле звучат от Азербайджана и Турции с систематической настойчивостью не первый год и даже десятилетие, то Армения просто обязана проводить соответствующую работу с зарубежными колеблющимися коллегами в контексте ядерной безопасности. Причем если не публично, то политико-дипломатическим путем.

Такого же мнения придерживается и эксперт Ара Марджанян, отмечая, что на международной арене усиливается информационно-психологическое давление на нашу страну, причиной чему являются абсолютная ложь и фальсификации со стороны все того же турецко-азербайджанского лобби. Кстати, подобные «набеги» осуществляются в основном через медийное пространство, что для профессионалов, не умеющих грамотно аргументировать свою позицию с открытым забралом, можно считать дилетантством. «У нашей страны достаточно серьезные планы, связанные как с повышением эффективности действующей АЭС, так и строительством нового атомного блока, – отметил эксперт. – Действительно, в трехстороннем соглашении, подписанном между Арменией, Евросоюзом и «Евроатомом», есть положение, согласно которому Армянская АЭС должна быть закрыта. Но есть и уточняющее положение, согласно которому закрытие должно быть осуществлено только при наличии эквивалентных мощностей». Таким образом вопрос закрыт, а Армения рассматривает варианты строительства одной или нескольких станций как большой, так и средней мощности на 300–600 МВт или энергоблоков от 50–150 МВт. При этом предварительный выбор сделан в пользу станции с большой мощностью.

Во всей этой истории вызывает удивление один факт, который легко укладывается в известную пословицу: «В чужом глазу соринку видим, а в собственном и бревна не замечаем». Так, строящаяся в Турции по российскому проекту АЭС «Аккую» с атомными реакторами на четырех энергоблоках после катастрофического землетрясения 20 февраля нынешнего года вызывает откровенные сомнения в региональной безопасности. Построенная в зоне тектонических разломов, когда геологический сдвиг плит после турецкого землетрясения зарегистрирован расхождением в три метра, атомная станция может оказаться бомбой замедленного действия в случае повторных природных катаклизмов, которые, кстати, турецкие сейсмологи прогнозируют там в ближайшей перспективе. «В свое время, будучи депутатом Государственной думы, я говорил, что строительство в Турции АЭС «Аккую» далеко не лучшая идея. Мы вложили огромные деньги в государство, являющееся членом НАТО. Никто не гарантировал нам то, что эта станция не будет закрыта. Теперь Кемаль Кылычдароглу заявил, что, как только он придет к власти, по АЭС «Аккую» будет проведено расследование. Скорее всего оно закончится закрытием АЭС, – заявил в своем тг-канале российский политолог Семен Багдасаров. – Кто тогда будет отвечать перед нашим вышестоящим руководством за те деньги, которые мы безвозвратно вложили в Турцию? Меня удивляет отсутствие стратегического мышления во внешней политике. К сожалению, за эти ошибки придется расплачиваться государству и налогоплательщикам».

Примечательно, что в стане турецких оппонентов и независимых экспертов также имеется ряд вопросов технического и экономического характера. В частности, отсутствуют финансовые обязательства со стороны Турции, и с высокой долей вероятности все расходы будут оплачены из российского бюджета, при этом более половины из них освоят турецкие подрядчики. Также отсутствуют обязательства турецкой стороны по строительству ЛЭП и подстанций для выдачи мощностей, кроме того, в соглашении не прописаны форс-мажорные обстоятельства и т.д. При этом российские эксперты тоже высказывают сомнения в политической целесообразности проекта, поскольку политика Турции по расширению своего влияния на Южном Кавказе позволит ей участвовать в маршрутах по транспортировке углеводородов в обход России. Также существует вероятность начала военной ядерной программы с применением полученных турецкими специалистами АЭС-знаний. А тем временем, согласно плану строительства, первую очередь турецкой АЭС планируется ввести в строй в апреле нынешнего года. «Аккую-2», «Аккую-3» и «Аккую-4» будут готовы к эксплуатации в апреле 2024, 2025, 2026 годов соответственно. Хотя речи об их открытии после турецкого землетрясения заметно поутихли. Да и туристические потоки в курортную Анталью, расположенную рядом с комплексом АЭС «Аккую», могут заметно поредеть после произошедшего там землетрясения. Причем следует учитывать, что именно в данном случае и именно в данном районе к природному катаклизму безоговорочно прибавляется еще и техногенный атомный фактор – Чернобыля и «Фукусимы».

Отдел политики «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты