№4 (360) апрель 2023 г.

Турция: чем обусловлена блокировка «параллельного импорта» в Россию?

Просмотров: 1977

9 марта из Турции стали поступать многочисленные сообщения о блокировке поставок товаров, следующих в Россию согласно схемам так называемого «параллельного импорта». По информации источников российской деловой прессы, таможенная система ближневосточной страны внезапно начала тормозить оформление следующих в Россию транзитных грузов и товаров из третьих стран. Все в одночасье ставшие проблемными грузы подпали под череду волн западных санкций после начала 24 февраля 2022 года специальной военной операции на Украине.

Принятый в начале 2023 года очередной, уже десятый пакет санкций предусматривает серьезные ограничения на импорт и экспорт, банковский сектор, доступ к технологиям двойного назначения, будучи, по мнению известного политолога Александра Рара, направленным «на нейтрализацию и даже наказание тех стран, которые, несмотря на санкции, пытаются сотрудничать с Россией». К слову, к числу этих стран, помимо Турции, относится также и Армения, показавшая в 2022 году заметный рост объемов торговли со странами ЕАЭС, за которой «западные партнеры» Еревана следят не менее пристально. В этом же контексте можно упомянуть и Объединенные Арабские Эмираты, по факту ставшие одним из центров поставки в Россию электроники, и вообще все государства, не желающие бросаться в чреватый для них серьезными негативными последствиями омут антироссийского санкционного безумия...

Напомним, по мере последовательного усиления давления на Россию Турция, вследствие географического положения и предельно прагматичного внешнеполитического и внешнеэкономического курса, превратилась в важный перевалочный центр российского импорта, что в немалой степени стало следствием личных отношений между президентами Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом. Количественные показатели говорят сами за себя: по сравнению с 2021 годом объем торговли с Россией в году минувшем возрос вдвое – с 34,73 до 68,19 млрд долларов, причем значительная часть увеличения приходится на импорт из России (с 28,96 до 58,85 млрд долларов соответственно). Россия стала крупнейшим торговым партнером Турции, на какое-то время опередив даже Китай: доля ближневосточной страны в российском экспорте увеличилась с 2 до 7%. Турецкий экспорт в Россию также почти удвоился – с 5,77 млрд долларов в 2021 году до 9,34 млрд долларов в 2022 году, наглядно демонстрируя, по мнению агентства Bloomberg, все те трудности и «пробоины», с которыми сталкиваются США и ЕС в создании монолитного антироссийского экономического фронта.

И с таким положением дел ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе мириться явно не намерены. Следуя давлению западных партнеров, Турция неожиданно прекратила транзит санкционных товаров в Россию с 1 марта, признал не пожелавший называть своего имени высокопоставленный местный чиновник. Позиция Анкары связана с расширением санкций Европейского союза в отношении России, рассказал главный исполнительный директор стамбульской таможенной брокерской компании Subasi Мустафа Бояджиоглу, обратив внимание на отсутствие каких-либо официальных объявлений, переходного периода и т.д., что вызвало сумятицу среди компаний:

«...решением может быть сначала отправка продуктов в страны, не связанные с санкциями, например в Центральную Азию. Не должно быть проблем с продуктами, которые сначала были импортированы в Турцию, а затем отправлены в Россию...» Запрет на транзит санкционных товаров в РФ по турецкой территории связан с выполнением Анкарой требований Евросоюза, подтвердил РИА «Новости» помощник главы Ассоциации международных грузоперевозчиков Турции (UND) Кемаль Гюль: «Запрет не связан с турецкими товарами. В отношении всех товаров, из какой бы страны они ни прибыли, предпринимаются одинаковые меры – если они в санкционном списке, то их не пропускают». Решение о запрете поступило от министерств торговли стран ЕС – напомним, торгово-таможенное соглашение между Анкарой и Брюсселем действует с 1996 года. Список ограничений и санкционных товаров регулярно увеличивается, предупреждает К. Гюль.

Как и следовало ожидать, мягко говоря, не вполне дружественные действия партнеров стали абсолютной неожиданностью, неплохо выраженной в свое время в известном афоризме за авторством Виктора Черномырдина: «Никогда такого не было – и вот опять». С учетом имеющегося опыта это вызывает в лучшем случае удивление. Напомним, турецкие банки уже закрывали для обладателей российских паспортов переводы со своих карт через SWIFT в другие страны, даже при наличии вида на жительство, и это далеко не единственная ограничительная мера. 16 марта один из турецких авиационных сайтов сообщил о прекращении обслуживания произведенных в США российских и белорусских самолетов, включая поставки топлива и сопутствующие услуги. Несмотря на последующие опровержения, вполне возможно, речь идет о таком случае, когда дыма без огня не бывает, тем более что ранее крупнейший турецкий поставщик наземного обслуживания аэропортов Havas уже предупреждал российские авиакомпании о возможном прекращении предоставления услуг самолетам западного производства.

На пресс-конференции в феврале министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу опроверг информацию об экспорте Турцией технологических продуктов, которые могут быть использованы в военной технике. По его словам, к односторонним антироссийским санкциям турки не присоединяются, но и обходить их не дадут – вполне удобная формулировка, которую можно «подкручивать» в ту или другую сторону. О том, как это реализуется на практике – чуть ниже... О многочисленных и недвусмысленных угрозах американцев в сторону турецкого бизнеса было известно и ранее, и изначально не имелось ни малейших сомнений в том, что рано или поздно Штаты займутся своим строптивым ближневосточным союзником всерьез. В начале февраля спецпредставитель министерства финансов США по санкциям Брайан Нельсон активно давил на турецких чиновников и на представителей частного сектора, принуждая их под угрозой санкций к большему сотрудничеству в пресечении потока в Россию химических веществ, микрочипов и других продуктов, которые «могут быть использованы в ходе военных действий на Украине». Выступая перед банкирами, вашингтонский эмиссар прямо заявил, что заметный годовой рост экспорта в Россию делает турецкие компании «особенно уязвимыми для репутационных и санкционных рисков», прямо намекая на возможную потерю доступа к рынкам «Семерки».

2 марта Белый дом предупредил о необходимости соблюдать введенные против России и Белоруссии санкции, пригрозив в противном случае уголовным преследованием, административными принудительными действиями или дополнительными наказаниями: «Учитывая распространение санкций и мер экспортного контроля... транснациональные компании должны проявлять бдительность в своих усилиях по соблюдению требований и следить за возможными попытками обойти законы США. У правительства США есть множество инструментов для пресечения попыток уклонения от уплаты налогов, и прошедший год показал, что оно без колебаний будет использовать уголовные дела, административные принудительные действия или дополнительные наказания, если того требуют обстоятельства».

Не приходится сомневаться, что февральская поездка американского госсекретаря Блинкена, в ходе которой он артистично позировал с ящиками с гуманитарной помощью жертвам землетрясения в Хатае, едва ли не в первую очередь была посвящена санкционной теме, и она не могла остаться без последствий, которые мы начали наблюдать, причем будем это делать еще очень долго. Конечно, полностью пресечь нежелательную торговлю едва ли удастся, но издержки неизбежно будут расти. Как пишет популярный телеграм-канал «Незыгарь», «высокомаржинальный бизнес, складывающийся вокруг обслуживания российских товарных потоков, привлекает не только турецких посредников, но и греческих судовладельцев и продавцов нефти из ряда африканских стран... Торг будет продолжаться и дальше, а пока санкционные товары тем или иным путем и дальше будут прибывать в Россию; при отказе отдельных посредников возникнут новые, т.к. «плата за риск» – и прибыли посредников – по мере ужесточения контроля и давления будут расти». Для конечного потребителя санкционный груз неизбежно подорожает, т.к. теперь его придется растаможивать в самой Турции с уплатой всех налогов и сборов, оформлять как турецкий и затем только уже перевозить в Россию.

Дополнительными аргументами для американцев стало катастрофическое февральское землетрясение, заметно ослабившее позиции президента Эрдогана и его команды, а также накаленная внутриполитическая обстановка в стране. Несмотря на невозможность делать сколь-либо достоверные прогнозы по поводу исхода намеченных на 14 мая президентских и особенно парламентских выборов, пока большинство социологических опросов отдают пальму первенства номинальному лидеру оппозиционного «Альянса шести» Кемалю Кылычдароглу, обещающему в случае прихода к власти инициировать широкую политическую реформу с возвращением к парламентской форме правления. Небезосновательно считается также, что оппоненты Эрдогана склонны в большей степени прислушиваться к мнению западных партнеров Анкары, что предполагает, помимо дальнейшего закручивания санкционных гаек, ревизию знаковых российско-турецких экономических проектов – таких как строительство в южной провинции Мерсин нескольких блоков атомной электростанции «Аккую». Как свидетельствуют высказывания лидера «Хорошей партии» Мераль Акшенер и некоторых других деятелей, в случае майского успеха коалиции шести партий (возможно, число их изменится) враждебная антироссийская риторика и соответствующая политико-экономическая практика – более чем вероятный сценарий...

Пока же проблемы, возникшие с оформлением экспортных документов, турецкие власти объясняют техническими сложностями при добавлении в электронную систему пропуска данных о принятом в конце февраля очередном, том самом десятом пакете антироссийских санкций. Впрочем, едва ли в мартовских торгово-транзитных коллизиях следует искать исключительно «западный след». Некоторые наблюдатели связывают остановку потока товаров с непростыми переговорами по возобновлению не вполне выгодной для России, но более чем желательной для Турции так называемой «черноморской зерновой инициативы», заключенной в июле 2022 года и позволившей вывозить с территорий бывшей Украинской ССР зерно через порт Одессы. Среди основных получателей этого зерна – та же Турция и Китай, и уже одно это в полной мере объясняет продление Москвой критикуемого многими наблюдателями соглашения. Продовольственная безопасность – ключевой фактор стабильности для государств, с которыми Россия в принципиально новых условиях стремится наладить альтернативные ускользающим западным политические и торгово-экономические контакты. Так, 20–22 марта состоялся официальный визит в Москву председателя КНР Си Цзиньпина, посвященный обсуждению широкого спектра военно-политических (включая кризис на Украине), экономических и иных вопросов двустороннего взаимодействия и макрорегиональной безопасности. «С предстоящими переговорами мы связываем большие ожидания. Не сомневаемся, что они придадут новый мощный импульс всему комплексу двустороннего сотрудничества... Российско-китайские отношения сегодня фактически выступают краеугольным камнем региональной, да и глобальной стабильности, стимулируют экономический рост, служат гарантом позитивной повестки в международных делах. Они – образец гармоничного созидательного сотрудничества между крупными державами», – подчеркивается в статье Владимира Путина «Россия и Китай – партнерство, устремленное в будущее», опубликованной в газете «Жэньминь жибао» накануне приезда в Москву китайского лидера, 19 марта 2023 года.

Если Си Цзиньпин решением Всекитайского собрания народных представителей 10 марта впервые в истории страны был переизбран председателем КНР на третий срок, то Реджепу Эрдогану решающая в его бурной многолетней политической карьере схватка за власть только предстоит. 19 марта 2023 г. началом приема заявлений о выдвижении кандидатов в президенты на майских выборах в Турции стартовала избирательная кампания, которая обещает быть, пожалуй, наиболее драматичной и накаленной за последние десятилетия (если вообще не за всю почти вековую историю кемалистской республики). Как упоминалось выше, вероятный успех на майских выборах оппозиционной коалиции неизбежно приведет к появлению в российско-турецких, как и в турецко-китайских, отношениях новых раздражителей, в том числе этнически окрашенных (крымские татары, уйгуры – лишь некоторые из них). Впрочем, и по поводу попавшей в непростое положение действующей администрации, готовой использовать весь арсенал приемов в стиле «восточного базара» с целью получения очередных привилегий перед лицом «американского давления», также едва ли стоит питать излишние иллюзии. К примеру, пантюркистские лозунги, регулярно поднимаемые на щит союзником Эрдогана по «Народной коалиции», лидером националистов Девлетом Бахчели, как представляется, несут прямую угрозу территориальной целостности России как федеративного государства, особенно в нынешние непростые времена...

В любом случае, как принято говорить, «скучно не будет».

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты