№4 (360) апрель 2023 г.

Приходи, одинокими нам быть запрети...

Просмотров: 1868

В Ростовской областной филармонии прошел концерт «Весенний фестиваль РАСО. Таривердиев-гала». В исполнении Ростовского академического симфонического оркестра (дирижер – Антон Шабуров) прозвучали моноопера Микаэла Таривердиева «Ожидание» (первое отделение) и музыка, написанная им к кинофильмам (второе отделение).

Концерт этот стал настоящим событием в музыкальной жизни Ростова. Достаточно сказать, что за несколько дней до его проведения филармоническая касса объявила: «Все билеты были проданы!» Впрочем, этот успех у публики был предсказуем. Музыка Таривердиева, как и сама личность композитора, невероятно притягательна. Она, кажется, вошла в наши плоть и кровь, без нее нам уже невозможно представить мир советских людей 1970–1990-х годов. Но она (музыка Таривердиева) одновременно и элитарна, изысканна. Микаэла Леоновича нет уже с нами более четверти века, но когда слушаешь его музыку, не уходит ощущение, что она и сегодня опережает время, вырываясь за пределы земного, сиюминутного, уводит в некую даль. Не всегда радостную, но непременно светлую.

Прошедшему в Ростове вечеру, посвященному музыке Таривердиева, придало особую теплоту и значимость то, что вела его вдова композитора, музыковед Вера Таривердиева. Представляя творчество мужа, она была немногословной, лишь несколькими штрихами, точными фразами настраивая слушателя на соответствующий лад. В то же время она рассказала о деталях его творческой биографии, которые добавили слушателю понимания музыки композитора. Она рассказала, что среди пяти опер Таривердиева моноопера «Ожидание» занимает особое место. Она была написана на слова одноименной поэмы Роберта Рождественского. Сам композитор вспоминал в мемуарах: «Идея монооперы как-то давно крутилась у меня в голове. Мне... хотелось сделать ее о женщине, о женщине, которая ждет. В то лето Роберт болел. Лежал в больнице. Мы приехали к Роберту. ...После каких-то ничего не значащих разговоров вдруг у меня вырвалось: «Сделал бы ты что-нибудь для меня… Написал бы монооперу. Про женщину». И вдруг Роберт добавил: «Которая ждет». Я просто замер: «Ну да, именно которая ждет». Роберт продолжил: «Под часами. Они всегда под часами ждут. Часы – это хорошо».

32 минуты длится моноопера. Именно столько времени прождала героиня «Ожидания», придя на свидание, своего любимого. За эти 32 минуты, выраженные в музыке и стихах, мы пережили вместе с певицей всю гамму непростых эмоций, с которыми живет одинокая, тоскующая по любимому женщина. Фраза из оперы, звучащая рефреном – «Приходи, приходи, приходи, одинокой мне быть запрети», – долго не отпускала слушателей, волновала и тревожила.

Ростовские меломаны конечно же знают, что в 1986 году (через год после премьеры в Москве) «Ожидание» впервые прозвучало в Ростове в исполнении солистки Ростовской филармонии Елены Комаровой. Знают и то, что Таривердиев очень высоко оценил именно ее интерпретацию монооперы.

С тех пор прошло почти три десятка лет. И вот со сцены Ростовской филармонии вновь звучит это сложнейшее произведение. Волновалась ли молодая солистка Кнарик Закарьян, выходя на сцену? Думается, да. Однако с поставленной перед ней непростой задачей она справилась блестяще. О ее исполнительском успехе можно судить по несколько забавной, но красноречивой детали – в антракте, отметив благосклонно и звучание оркестра, и работу дирижера, дамы горячо принялись обсуждать версии дальнейшей, «закадровой» жизни героини монооперы.

Второе отделение не только одарило публику прекрасными шлягерными (если применимо это слово к высокой, аристократичной музыке Таривердиева) мелодиями из кинофильмов, но и порадовало исполнением артистами оркестра сольных партий – Вячеслав Колосов (виолончель), Владимир Филатов (скрипка), Алексей Котляров (вокал).

После концерта члены ростовской армянской общины – настоятель церкви Сурб Арутюн тер Тиран (Авагян) и его супруга, регент церкви Ануш Григорьян, член правления РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» Рафаэль Агаджанян с супругой – педагогом музыки Лусинэ Агаджанян, пианистка Марина Саядова и другие – подошли к Вере Таривердиевой, чтобы поблагодарить за приезд в Ростов, за незабываемый вечер, посвященный творчеству ее мужа, за то, что она так достойно и верно хранит память о нем, за уважение и любовь к армянскому народу, подарившему миру этого музыкального гения.

Пообщавшись с Верой Гориславовной тепло и дружественно, члены донской армянской общины принялись было прощаться. Но вдруг она сказала: «Можно я вас обниму!..» Как же все обрадовались этому ее родственному порыву! Ведь многие именно об этих объятиях с нею подумали, но не решились произнести вслух. А еще подумалось вот о чем: Вера Гориславовна хотя и занята предельно работой Фонда имени Микаэла Таривердиева, издательской и музыковедческой деятельностью, все же глубоко и, увы, трагически одинока. И слова эти из монооперы – «Приходи, одинокой мне быть запрети...» – это о ней теперешней. Это о ее непреходящей тоске по мужу. Впрочем, то же одиночество испытываем и все мы. Ведь такие личности, как Таривердиев, возвышаясь над нами, абсолютно недосягаемы, неповторимы.

Как же не хватает нам его. Как не хватает...

Нона Мирзабекова Ростов-на-Дону

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты