№4 (360) апрель 2023 г.

«Аравай»: Для меня дороги как Нагорный Карабах, так и Донбасс!

Просмотров: 1880

Интервью с защитником Нагорного Карабаха, армянином с позывным «Аравай», в настоящий момент оказывающим гуманитарную помощь защитникам Донбасса

– Здравствуйте! Расскажите немного о себе, пожалуйста. Откуда Вы, чем занимались до того, как решили принять участие в боевых действиях?

– Здравствуйте! Сильно много о себе рассказывать не могу, участие в боевых действиях не позволяет особо распространяться. Позывной «Аравай» – это все, что есть в «личном досье». К своим небольшим пока еще годам успел отслужить в кадровой армии – призвали в 2018 году, а в январе 2020-го я уволился из рядов Вооруженных сил Армении. Недолгой была моя гражданская «побывка» – в сентябре начались боевые действия, война.

– Как Вы осваивали науку побеждать?

– Курс молодого бойца прошел, как и все, но как человек, уже столкнувшийся с боевыми действиями, могу сказать только одно: нас учили мало и во многом не тому, что в реальной жизни потом понадобилось. К сожалению, многому пришлось учиться уже на войне, оплачивая науку побеждать кровью. На момент начала боевых действий мы были не готовы.

– Почему Вы решили принять участие в Карабахском конфликте?

– Не хочу говорить пафосные вещи, но я армянин, я обязан. Это все живет внутри меня. Более 17 веков население Арцаха – христиане и говорят на армянском языке, считают себя армянами. Я отслужил два года на территории Нагорного Карабаха, мы укрепляли и охраняли все эти территории, много общались с жителями. Защита родных земель соединилась с острым чувством обиды на то, что два года мы бегали по здешним полям и горам, чтобы потом их силой забрали? Да и посмотрите сейчас на отношение к местным жителям со стороны Азербайджана, на ту же ситуацию вокруг Лачинского коридора. Это нельзя просто так оставлять.

– Расскажите про защиту Арцаха.

– Честно – впечатление не очень хорошее. Государство сделало вид, что нападение было очевидным. За два года своей службы в армии на этих территориях мы все уже понимали, что война неизбежна, это лишь вопрос времени. При этом как можно воевать успешно и с нужным результатом, если личный состав был охвачен паническими настроениями вследствие отсутствия генералитета на своих законных местах? Мы были предоставлены сами себе.

А еще представьте, что в период острой ситуации полной боевой тревоги офицерский состав допускал самовольное оставление своих частей. Именно так: звучит воздушная тревога, либо сигнал об обстреле, или проходит информация о приближении противника, а офицеры просто всем составом в отдельных частях куда-то пропадали. Все это показало, как легко можно уничтожить более 70% личного состава и сдать позиции.

– Сколько Вы в общей сложности воевали на фронтах Нагорного Карабаха?

– Всего две недели. Это было связано как с моим критическим взглядом на данное предательство интересов страны, не побоюсь этого слова, так и с тем, что личный состав выполнял пересменку раз в 2 недели. После всем известных событий нас просто привлекали к охране тех районов, которые остались под нашим контролем.

– Почему, по Вашему мнению, случилась 44-дневная война в 2020 году? И прошлогоднее обострение? И как Вы думаете, как будет дальше развиваться ситуация вокруг Арцаха?

– Как я уже говорил, на войну в Нагорном Карабахе повлияли власти и самой республики, и Армении. Политика Еревана и Степанакерта была очень странной все это время. Территория Арцаха находилась в подвешенном состоянии, Нагорный Карабах до сих пор не признала даже Армения, что странно. Азербайджан воспользовался таким двойственным подходом и затягиванием ситуации. Признания суверенитета Карабаха со стороны Еревана не произошло, да и никто в мире не признал такую страну, как НКР. Баку решил силой взять то, что армянское правительство не желало признавать своим или хотя бы суверенным и дружественным.

К сожалению, я считаю, что в дальнейшем будет только хуже. Историю, как известно, пишет победитель. А сегодня победитель – в данном случае Азербайджан – говорит прямо и настойчиво, что Карабах – это азербайджанская территория. Интересно, а что помешает властям Азербайджана завтра заявить свои права на тот же Ереван? Фактически Пашинян и все остальные, в том числе военное командование Армении, рискуют своими землями, ведь если уж Карабах им не кажется сильно армянским, то что мешает им завтра сдать тот же Ереван? Есть довольно известная цитата: «Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую. Если страна не будет содержать свою армию, она окажется беззащитной перед лицом внешних врагов и не сможет противостоять чужеземной агрессии». И еще очень верно в свое время в своем трактате «О войне» написал Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц – прусский военачальник, который произвел переворот в теории и основах военных наук своего времени: «Государственный деятель, который видит, что война неизбежна, и не может решиться нанести удар первым, виновен в преступлении против своей страны». Это очень верно описывает всю суть того, что сейчас происходит в Армении.

– Вы участвовали в защите мирного населения Донбасса?

– К сожалению, сам не участвовал ни раньше, ни сейчас в боевых действиях в Донбассе. Размышлял и хотел бы присоединиться, но, если честно, к началу активных боевых действий устал от беготни. Да и армянские дела не настолько хороши, чтобы нас, кадровых военных, отпускали воевать в другие горячие точки. Пока что мы тлеющая и дремлющая горячая точка сами. Но пытаюсь по возможности гуманитарную помощь собирать, посылать, отвозить. Это важное и нужное сейчас дело. Для меня дороги как Нагорный Карабах, так и Донбасс!

– Ваш прогноз на 2023 год?

– К сожалению, не вижу ничего иного, кроме неизбежности войны. На Южном Кавказе она остается очень вероятной, поскольку не сделано практически никаких шагов для ее предотвращения. Мы сидим и ждем помощи извне, обращаемся за помощью то к России, то к Западу, но сами ничего не делаем для укрепления собственной безопасности. Подготовка армии, оснащение ее новым вооружением, дипломатические рычаги – все это в анабиозе ереванской политики. Думаю, что война случится, вероятнее всего, в этом году, вопрос только в том, кто первый раскроет карты и начнет действовать.

– Что бы Вы хотели пожелать всем нашим читателям?

– Я реалист, и желать мирного неба и спокойной жизни в наше время будет не столь уместно. Желаю всем быть готовыми в любую минуту защищать свою страну.

Беседу вела Мария Коледа

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты