№7 (363) июль 2023 г.

Нагорный Карабах и Зангезурский коридор: Ереван и Баку играют в опасные игры

Просмотров: 2551

Дипломатическая активность июня 2023 года, не уступавшая по интенсивности и насыщенности предыдущему месяцу (о чем мы писали в прошлом номере), свидетельствует о высокой важности Закавказского региона в условиях растущей турбулентности и стимулируемых украинским кризисом попыток передела постсоветского пространства. Даже несмотря на перенос первоначально намеченной на 12 июня очередной встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении за океаном под эгидой Блинкена, Никол Пашинян пообещал скорое возобновление контактов с надеждой на развитие «некоторого прогресса», достигнутого в ходе предшествующих раундов вашингтонского переговорного процесса. В настоящее время, по словам главы правительства, необходимо сделать очередной шаг, а именно – зафиксировать основу для делимитации границы и приступить к соответствующим работам.

Вряд ли, однако, это будет легко сделать в условиях непрекращающихся перестрелок и иных приграничных инцидентов, в которых Баку и Ереван по сложившейся традиции обвиняют друг друга. Помимо инцидента 15 июня при попытке установить при участии российских миротворцев флагшток Азербайджана у контрольно-пропускного пункта на реке Хакари, разделяющего Армению и Нагорный Карабах, не смолкает стрельба у приграничного с Нахичеваном, Турцией и Ираном села Ерасх, где совместное армяно-американское предприятие ООО GTB STEEL приступило к строительству на месте бывших складских помещений «малого» металлургического предприятия с соблюдением, как подчеркивают в Ереване, всех необходимых экологических стандартов. Взгляда на карту достаточно, чтобы понять стратегическое значение села у восточной оконечности Араратской долины по линии не действующей ныне железной дороги, связывающей по северному берегу Аракса «материковую» часть Азербайджана с Нахичеваном и далее – с турецкими Игдыром и Карсом. В Баку решительно настаивают на возобновлении железнодорожного (через Мегри) и автомобильного сообщения через армянский Сюник.

Перспектива формирования де-факто экстерриториального «тюркского» коммуникационного коридора, чреватая радикальными изменениями этнодемографического баланса сопредельных районов, вызывает, мягко говоря, противоречивые чувства не только в Армении и у армян по всему миру, но также и в Иране, что прямо подтверждает не кто иной, как Реджеп Эрдоган, побывавший в Баку с первым после переизбрания 28 мая на новый президентский срок государственным визитом (если не считать аннексированного Турцией в 1974 году Северного Кипра). Похвалив Никола Пашиняна, предсказуемо прибывшего в Анкару на инаугурацию Эрдогана 3 июня и сидевшего в «почетном» втором ряду за Ильхамом Алиевым, турецкий лидер обратил открытую критику в сторону Ирана, чего ранее особо себе не позволял. По словам Эрдогана, «это не проблема, связанная с Арменией. Зангезурский коридор – это проблема Ирана. Другими словами, это две страны [Азербайджан и Иран], большинство населения которых – мусульмане. Поведение Ирана здесь расстраивает и Азербайджан, и нас». Дескать, «если бы Иран положительно отнесся к этому вопросу, сегодня Турция – Азербайджан – Иран соединились бы друг с другом и автомобильным, и железнодорожным транспортом. И может быть, была бы открыта линия Пекин – Лондон».

Примерно об этом же говорит депутат иранского меджлиса Ара Шахвердян, представляющий там армянскую общину севера страны и Тегерана: «Учитывая закулисные договоренности, достигнутые между премьер-министром Армении и президентом Азербайджана, есть опасения по поводу изменения границ и карт на Южном Кавказе... Хотя официальный Ереван заявляет, что он против Зангезурского коридора, факты говорят о том, что мы шаг за шагом приближаемся к этому коридору. А это противоречит интересам Ирана, так как ограничит наше присутствие на Южном Кавказе и нанесет ущерб коридору Север – Юг. Эти факторы в свою очередь помогут коридору Шелкового пути, который идет в обход Ирана и будет тянуться из Восточной Азии в Западную Европу».

«К сожалению, присутствие на Южном Кавказе третьих держав, в том числе сионистского режима, и расширение НАТО ограничивают наш доступ на территорию ЕАЭС, что для нас политически, экономически и стратегически вредно. Надеемся стать постоянным членом ЕАЭС, – продолжает А. Шахвердян. – ...Мы должны быть в состоянии предпринять шаги на благо отношениям Ирана и Армении, которым уже три тысячи лет и которые имеют много культурных связей и общих черт. Если Нагорный Карабах будет передан Азербайджану, они будут продвигаться вперед шаг за шагом. Азербайджан поднимет вопрос о Зангезурской искусственной республике, затем вопрос о Зангезуре и других коридорах, потому что Баку заявит, что этот регион должен иметь связи с Европой, Турцией, Нахичеваном и Азербайджаном... В течение многих лет Нахичеван был связан с Азербайджаном через территорию Ирана. Однако они хотят создать фальшивую республику и вытеснить Иран из торговых кругов Южного Кавказа. И к сожалению, активную роль здесь играет сионистский режим».

Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Еще в конце мая в Баку с большой помпой принимали президента Израиля Ицхака Герцога, что может свидетельствовать о новом качестве двусторонних отношений, которые, по данным WikiLeaks, Ильхам Алиев еще в 2009 году сравнивал с айсбергом, 9/10 которого скрыто от глаз постороннего наблюдателя. Некоторые израильские эксперты высказывают крайний скепсис относительно перспектив реализации сухопутной линии международного транспортного коридора Север – Юг, призванной связать Россию и Иран по западному берегу Каспия по оптимальной таможенно-логистической схеме. По сообщению пресс-службы президента Азербайджана, прибывший 12 июня в Баку помощник российского президента Игорь Левитин обсуждал с Ильхамом Алиевым развитие этой трансграничной магистрали, увеличение объемов грузоперевозок по линии Север – Юг, а также возможности использования железной дороги Баку – Тбилиси – Карс. Затрагивался также и вопрос об использовании Россией потенциала Зангезурского коридора в будущем, перспективы которого выглядят, на наш взгляд, несколько туманно. Азербайджанские СМИ акцентируют важность обходного «кавказского» маршрута для России для налаживания прямой сухопутной связи с Турцией в условиях тотального блокирования в западном направлении, однако вопросов здесь по-прежнему больше, чем ответов. В любом случае кружной путь российских грузов через Дагестан, Апшерон и далее по берегу Аракса через Армению в Турцию чреват неожиданностями, особенно в контексте усилий Запада по «геополитическому перевоспитанию» Армении (при активном участии режима Пашиняна, отмечающего в этом году свое пятилетие) и его укрепляющегося сотрудничества с Азербайджаном, причем отнюдь не только в сфере энергетики. Например, возражая «проармянскому лобби» в Конгрессе, госсекретарь Блинкен отметил необходимость укрепления оперативной совместимости между военными силами Азербайджана и НАТО в рамках участия в миротворческих миссиях, а также охраны «протяженной границы» по Араксу.

Давление коллективного Запада на Ереван и Баку с целью вынудить их присоединиться к антироссийским санкциям, включая транзитную и торгово-экономическую блокаду, неизменно будет приобретать новые и весьма изощренные формы, беззастенчиво эксплуатируя при этом карабахский вопрос. США в ультимативной форме принуждают власти Степанакерта к встрече с эмиссарами Баку в третьей стране при участии американского куратора, сообщил РИА «Новости» дипломатический источник в Вашингтоне. В случае отказа Нагорному Карабаху может грозить «контртеррористическая операция», которая, надо полагать, положит конец и российской миротворческой миссии в регионе. Выступая в конце мая перед общественностью в Лачине, Ильхам Алиев в жесткой форме потребовал от армян Карабаха «подчиниться законам Азербайджана. Нужно выбросить в мусорное ведро свои фальшивые «государственные атрибуты» и распустить парламент. «Депутаты», «министры» должны оставить свои посты, руководство «НКР» должно сдаться. Только при таких условиях можно вести разговоры о послаблениях и амнистии. Как говорится, посмотрим... Третьего приглашения не будет. Либо они сами смиренно приедут, либо события будут развиваться в ином русле».

В ответ на это в Степанакерте отметили неприемлемость ликвидации нынешнего статуса республики, заявляя о готовности к переговорам в международном формате относительно ее статуса. Не сложно предположить, что предложение Еревана о разработке некоего международного механизма обеспечения прав и гарантий безопасности армян Нагорного Карабаха под эфемерные гарантии кого-то из западных игроков, мягко говоря, не находит понимания в Баку. И вот уже министр иностранных дел Арарат Мирзоян, противореча самому себе годичной давности, уверяет, что «...мы [Армения] не получили мандата от народа Нагорного Карабаха на ведение переговоров о его будущем. И в вопросе определения статуса мы не претендуем и не пытаемся этого делать». В свою очередь проживающий в Карабахе политик и бизнесмен Рубен Варданян заявил о создании «Фронта безопасности и развития Арцаха», учредительное собрание которого состоялось 1 июня. «...Нас хотят уничтожить или сделать рабами. Модель Алиева – унизительная жизнь с петлей на шее и под дулом пистолета, – записал он в своем Telegram-канале. – Мы никогда не согласимся с этим, будем бороться до последнего». Власти Армении должны принимать решение о принадлежности Нагорного Карабаха вместе с жителями республики, уверен Варданян, признавая, что «мы переживаем серьезный национальный кризис, во время которого говорится, что по части 120 тысяч армян, живущих в Арцахе, ничего не могут сделать. Звучит заявление, что нет разницы между армянами Джавахка, Глендейла и армянами, живущими в других местах. Это неприемлемый подход». Свои рецепты выхода из сложившейся крайне непростой ситуации высказывают и некоторые другие деятели, такие как бывший министр обороны Самвел Бабаян, что создает в непризнанной республике некоторые элементы хаоса и неопределенности.

Периодически военное ведомство Азербайджана (не исключено – в поисках предлога для более решительных действий) обвиняет армянскую сторону в строительстве фортификационных сооружений под видом сельхозработ. Как правило, инциденты и сопровождающие их словесные пикировки возникают в преддверии того или иного раунда переговоров в условиях резко обострившейся конкуренции между «коллективным Западом» и Москвой за влияние в постсоветских странах. Бывший помощник Гейдара Алиева Эльдар Намазов предлагает относиться к «лачинским» заявлениям Ильхама Алиева вполне серьезно: «...если он чего-то хочет сделать, он всегда готовит все необходимые ресурсы... Он годами это всё создает – и военные ресурсы, и экономические, и политические, инфраструктурные, дипломатические. Когда он уже полностью готов это сделать – он тогда предупреждает и дает шанс, чтобы это было путем дипломатии, путем переговоров... Сперва Азербайджан начал освобожденные территории осваивать. Мы с большим размахом и огромными темпами начали строить военную и гражданскую инфраструктуру, мы там за 6–7 месяцев построили первый международный аэропорт, потом второй аэропорт – все они двойного назначения. Сотни километров дорог, тоннелей, которые облегчают переброску и гражданского населения, и военных. Десятки казарм новых видов вооруженных сил... несколько военных операций в зоне миротворцев и на границе с Арменией – под контроль были взяты все высоты, все дороги. Потом был поставлен пост на Лачинской дороге, и потом под дипломатическим давлением Пашинян объявил наконец, что Карабах – это Азербайджан... и когда вся эта подготовительная работа была завершена – тогда наш президент сказал: «Мы можем сделать это силой, но я призываю их к благоразумию»...»

«...Пусть также знают, что отсюда видны села Армении. Мы тоже видим эти села, то есть пусть не забывают и об этом», – не преминул напомнить из Лачина азербайджанский лидер, добавив, что в последнее время международные организации фактически полностью согласились с позицией Баку по Карабаху. И действительно, в Госдепе, «похлопав по плечу» Пашиняна «за приверженность в миру», оперативно поприветствовали замечания Алиева о рассмотрении вопроса об амнистии т.н. «карабахским сепаратистам», на что решительным, но едва ли действенным протестом откликнулся Армянский национальный комитет Америки. Помимо угроз очередной военной эскалации, внешние факторы не обещают региону спокойной жизни – не исключая вышеупомянутый «особый характер азербайджано-израильских отношений». По словам депутата Милли меджлиса Расима Мусабекова, предстоящее увеличение военного бюджета на очередной миллиард долларов связано с оснащением азербайджанской армии самыми современными видами оружия, в том числе израильскими. Как откровенничает бывший министр обороны Израиля Аюб Кара, «от подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией выиграют Израиль, США, Европа и Турция. Больше всех проиграют Россия и Иран, которые лишатся своих сфер влияния. Кремль может немного улучшить свой имидж после последних переговоров в Москве. Тем не менее после заключения мирного соглашения влияние Ирана на Южном Кавказе будет устранено. Это было бы для Государства Израиль большой победой».

В то время как в Баку выступают с оптимистичными заявлениями, подкрепляемыми военно-пропагандистским давлением на соседей, в Ереване, заявляя о возможности подписания договора до конца года, нарочито открещиваются от вовлечения в предполагаемую охрану коммуникационных маршрутов в Сюнике (в случае возобновления их работы) пограничников ФСБ России, как то предусмотрено 9-м пунктом совместного заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 года. Возможно, сию почетную задачу собираются доверить европейской (а в недалеком будущем – уже под флагом НАТО?) мониторинговой миссии, сфера ответственности которой в случае практической реализации затеи по факту расширится уже не только на Сюник, но также на Вайоцдзор и, возможно, на тот самый Ерасх. Однако следует иметь в виду, что в любом случае «добрый брюссельский дядя» и стоящие за ним «старшие товарищи» будут руководствоваться исключительно собственными прагматичными интересами, не особо оглядываясь на мнение местных «аборигенов», как о том свидетельствует опыт отнюдь не только постсоветских стран.

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты