Гайк Трунян: Времена пустых разговоров прошли. Нужно маленькими шагами делать большие дела
Интервью с гайком Труняном, руководителем направления развития техношколы «Мунк», предпринимателем из Ростова-на-Дону
– Гайк, расскажите, пожалуйста, о проекте, который нас заинтересовал. Какие задачи Вы поставили перед собой в деле обучения детей зарабатывать деньги?
– Нас трое друзей-предпринимателей. После войны в Нагорном Карабахе в 2020 году мы начали заниматься социальными проектами в Арцахе. Мы поняли, что есть несколько направлений, которыми нужно заниматься, и одно из них – образование. Мы провели анализ и поняли, что если заниматься качественным образованием в Арцахе – это может дать свои плоды. Тогда мы запустили в Арцахе, в селе Агорты, техношколу «Мунк».
Мы поставили перед собой задачу обучать детей, дать им технологические знания для того, чтобы они становились специалистами в той или иной технологической области: компьютерное программирование, дизайн, умение работать с искусственным интеллектом – и вот эти полученные знания позволят им оставаться в селах, не уезжать и зарабатывать деньги на месте, в режиме онлайн. Потому что наша система обучения выстраивается таким образом, что мы даем детям возможность зарабатывать. Мы связываем их с IT-компаниями (у нас есть контракты с разными компаниями), но сейчас мы сами открыли свою IT-компанию, которая получает заказы и поручает детям реализацию этих заказов – и дети, будучи школьниками, зарабатывают деньги в Арцахе. Что позволяет им оставаться там, на своей земле, не уезжать и состояться как специалисты.
– Какого возраста дети интегрированы в этот процесс?
– 12+, без ограничений – от 12 и до любого возраста. У нас есть дети, которые приходят с родителями на занятия. Наша программа не ограничивает возраст обучающихся.
– Как же дальше работает Ваша программа?
– Мы запустили эту техношколу и в течение последних двух лет ее развивали. Сейчас она хорошо работает, и мы начали создавать отделения и франшизы своей школы. Мы хотим, чтобы «Мунк» превратился в «мягкую силу» Арцаха, и этот образ вынести за территорию Арцаха – сначала в Армению, потом в Джавахк, а в перспективе и на российский рынок. Для того чтобы поменять отношение к Арцаху, к арцахцам, чтобы появился их технологический, интеллектуальный образ. Потому что сейчас образ Арцаха не такой, какой он есть на самом деле.
– То есть Вы хотите сказать, что Арцах сегодня отстает от общего уровня развития и Вы хотите его подтянуть?
– Мы хотим подтянуть уровень развития детей и, так как это у нас стало получаться (сейчас у нас обучается более 300 детей), мы хотим, чтобы наши отделения открывались в Сюнике, в Джавахке, в Ванадзоре – у нас есть такой план, – и на Арцах, и на Армению тогда посмотрят другими глазами. Техношкола поменяет этот образ. В этом сейчас состоит наша задача. И моя задача как руководителя развития этого проекта как раз состоит в том, чтобы вывести этот проект за пределы Арцаха.
– Вы – руководитель развития техношколы «Мунк». А что, есть еще и другие руководители?
– Конечно, есть руководитель по обучению, по образованию.
– А есть общий руководитель, директор?
– Нет, у нас два директора: руководитель по развитию и руководитель по образовательному процессу.
– Вы сказали, что Ваша программа ведется практически онлайн. Для онлайн-программ нужны мощные интернет-ресурсы. Есть такие ресурсы в Арцахе?
– Наша программа не онлайн, а офлайн. У нас есть элементы онлайн-обучения, но основная программа проходит офлайн. Ресурсы в Арцахе на наших базах есть. Нам пришлось найти финансирование, привести их в порядок, и сейчас с интернетом проблем нет.
– Кстати, о финансировании. Кто финансирует программу и насколько хватает этих финансов, чтобы продвигать программу дальше?
– Для открытия изначально мы с помощью проекта «реАрмения» объявили сбор денег. Собрали большую сумму, на которую смогли открыть первую школу в селе Агорты. Потом вторая школа в Степанакерте финансировалась проектом фонда «Франкофония». Но основные средства мы получали через пожертвования на проекте «реАрмения». У нас есть очень много партнеров.
– То есть эти деньги поступают от обычных граждан, которые верят в эту программу и посильно, насколько могут, перечисляют деньги на тот счет, который Вы предоставляете?
– Совершенно верно, все именно так и есть. Это могут быть и обычные граждане, и фонды. Но сейчас есть очень хорошая тенденция – правительство Арцаха начало частично финансировать фонд заработной платы.
– То есть правительство Арцаха поверило в эту программу?
– Да. На самом деле эта программа очень крутая. Обучение одного ребенка в течение трех лет обходится в миллион драмов.
– Это сколько рублей? Приблизительно.
– 200.000 рублей.
– Получается, что образование одного ребенка обходится в 200.000 рублей. Это не так дешево.
– Но это за три года, чтобы он уже трудоустраивался. Это не за год.
– А после окончания – например ребенку 15 лет – чем он будет заниматься? Как он будет зарабатывать деньги?
– Давайте я расскажу полностью, как построен процесс. В первый год дети проходят программу общего инжиниринга, общего программирования и робототехники. На первом году обучения мы собираем сначала большое количество ребят – дети приходят, оставляют заявку, потом с ними проводят собеседование, они фильтруются – проверяют их уровень знаний, способность к техническим навыкам, и потом мы берем их на обучение. Первый год они обучаются основам общего инжиниринга, после этого дети, которые остаются дальше (потому что у нас для перехода на второй курс нужно сдать экзамены, нужно подтвердить, что они достойны этого), переходят ко второму курсу обучения. На втором году обучения мы даем детям возможность выбрать себе специализацию. Ребенок может выбрать, чем он хочет заниматься: стать специалистом-программистом на основе Python или Java-программирования или он хочет стать веб-дизайнером – у нас есть выбор из порядка шести направлений. Когда ребенок выбирает направление, он занимается уже в рамках специализации – еще год. На третьем году обучения вот эти дети, которые прошли специализацию, могут пойти по одному из двух вариантов – у нас есть два подхода по отношению к ним. Один подход: мы начинаем их предлагать IT-компаниям, армянскому IT-миру. Сейчас у нас есть контракты с очень многими IT-компаниями, они к нам обращаются на втором году обучения, приходят, многие из их сотрудников у нас преподают, смотрят на наших детей, сами отбирают их себе как будущих специалистов. На третьем году обучения, когда они трудоустраиваются в компании, наши учителя в течение года следят за качеством их работы. Так как это работа онлайн, наша задача – чтобы ребята качественно выполняли свою работу. И вот на третий год обучения основной функционал с нашей стороны состоит в том, чтобы следить за тем, чтобы их работа была выполнена качественно. Второй подход: мы открыли свою IT-компанию, мы получаем заказы и сами даем детям возможность зарабатывать деньги, выполняя тот либо иной заказ.
– Кстати, об учителях. Вам ведь нужны квалифицированные специалисты. Где Вы их берете, как этот процесс происходит?
– Сейчас в Арцахе у нас большая команда ребят-преподавателей, уже порядка 20 человек – это арцахцы. Помимо них, у нас есть специалисты, которые работают онлайн или вахтовым методом. К сожалению, в последние полгода из-за блокады они не могут приезжать в Арцах, но ведут занятия онлайн. Многие эти люди работают в очень крутых IT-компаниях Армении и параллельно работают у нас, преподавая и занимаясь с детьми.
– Какова Ваша конечная цель? Какие-то новые программы есть у Вашей организации «Мунк»?
– Конечная цель у нас – создать новый образ Арцаха через образование и с помощью «Мунка» открывать новые школы в Армении и в других странах, чтобы через эту программу об Арцахе узнали с лучшей стороны. В самом Арцахе у нас цель – обучить порядка 20% детей – приблизительно 6000 детей за ближайшие годы. Физически это возможно. В этом году мы запускаем третью школу.
– А есть необходимость в таком количестве IT-сотрудников?
– Да, необходимость большая. Потому что IT-индустрия в армянском мире динамично развивается. Специалистов колоссально не хватает. Кроме того, особенность цифрового мира заключается в том, что это динамичный мир. Если сейчас обучение идет по одним программам – через два года эти программы могут быть уже не востребованы. И поэтому динамичность этого мира заставляет и соответственно работать. Поэтому потребность огромная. Чем больше мы сможем сделать, тем больше мы предоставим в IT-индустрию специалистов.
– В начале нашей беседы Вы сказали, что являетесь одним из руководителей этой организации и Ваша должность называется директор по развитию. Представьте, пожалуйста, второго руководителя и расскажите, чем он занимается.
– Директор нашей техношколы «Мунк» – Ашот Аванесян, очень качественный айтишник, широко известный в Армении. Он вместе со своей супругой вернулся на родину в Арцах из Еревана, где учился и работал, чтобы запустить этот проект.
– Обучение на каких языках идет? Только на армянском или и на русском тоже?
– Обучение проходит только на армянском языке. Но мы запустили английский клуб, где детей обучаем английскому языку, и русский клуб, где обучаем русскому языку. Как ни парадоксально, в Арцахе русский язык очень популярен среди детей, многие на очень достойном уровне на нем говорят. Сейчас мы саму программу всего курса обучения перевели на русский язык и планируем зайти на российский рынок с этой программой. Если у нас все получится, то армянские и не только армянские дети в России смогут проходить курсы техношколы «Мунк» на русском языке.
– К нашей беседе присоединяется Армаис Тарасов. В чем он помогает и участвует в Вашей программе?
– Нас трое друзей: Армаис Тарасов, я и Эрнест Григорян. Мы все проекты делаем совместно. И в техношколе «Мунк» все, что касается развития, представления техношколы в России, организационные процессы – мы все делаем совместно.
– Какова же роль господина Тарасова?
– Сейчас мы ездим по армянским общинам в России и представляем им «Мунк». Мы хотим, чтобы общины на базе своих школ армянского языка открывали техношколу «Мунк». Если это получится, то дети спюрка получат доступ к этой программе, попадут в сетку армянского техномира и будут общаться с нашими детьми, детьми Арцаха и Армении, где мы откроемся, будут также получать возможность зарабатывать деньги и получать заказы от IT-компаний. С Армаисом мы вместе ездим проводить эти презентации, потому что это очень сложная работа – общение с армянскими диаспоральными организациями, она требует больших сил и энергии.
– Насколько я понял, именно вы трое изначально вложили свои личные средства в организацию и в развитие этой организации?
– Не только мы это сделали. Было очень много людей, которые вносили пожертвования, но и мы тоже инвестировали в этот проект. Помимо этого, у нас много и других проектов, но в них мы инвестируем только свои личные деньги.
– Вы сказали о других проектах. Какие они?
– У нас есть проект «Армгюх» – это социальный венчурный проект, суть которого заключается в том, чтобы открывать малые бизнесы – помогать их создателям развивать их в Арцахе и приграничных зонах Армении.
– В чем заключается помощь?
– К примеру, у нас есть модель «Подворье» – такая микроферма, где содержатся 50 кур, 50 уток, 50 кроликов. Мы находим семью в приграничных территориях Армении или в Арцахе (в основном мы сейчас работаем в Сюнике), которая готова с нами сотрудничать по определенным требованиям. Мы даем им определенное количество животных (закупаем их там же, в Армении), заключаем с ними контракт, в котором указываются взаимные обязательства. Они нам выделяют территорию. Допустим, у них есть дом и небольшое подворье. Мы это подворье приводим в соответствие, чтобы животные имели определенные условия, и обеспечиваем кормом на три месяца. Через год эти люди обязаны вернуть нам такое же количество животных, которое они получили.
– Они вернут вам это количество животных и куда вы потом их денете?
– У нас есть уже другая семья, которая стоит в очереди.
– А желающих много?
– Желающих много, но у нас очень жесткий фильтр, мы не ищем, кому раздавать.
– То есть не каждому предлагаете модель «Подворье»?
– У нас единственное обязательное требование – семья должна быть многодетная.
– Вот Армаис подключился к разговору.
Армаис Тарасов: – Обязательно в семье должно быть 4–5–6 детей, потому что в большинстве этими подворьями занимаются дети. Мы даем детям возможность реализоваться. Чтобы они себя чувствовали коммерсантами, бизнесменами. Кто-то создает инкубаторы, кто-то яйца продает, кто-то кроликов выращивает – то есть идет понимание, что они тоже могут сделать что-то в таких непростых условиях. Потому что большинство – это дети, родители которых погибли во время конфликта 2020 года.
– У Вас есть конкретный пример? Приведите, пожалуйста.
– У нас есть такая подопечная, друг уже, Эрикназ Агаджанян, у нее четверо несовершеннолетних детей, ей самой 27 лет. Она живет в Сисиане. Ее муж – герой, погиб во время 44-дневной войны. И мы ей помогли обустроиться в Сисиане. Теперь у нее есть там большой дом, всё налажено. Мы с ней работаем с 2020 года, дружим, знаем, что она нас не обманет и выполнит все условия. И вот сейчас она получила определенное количество животных, оговоренное контрактом. Через год она должна вернуть нам это же количество животных, потому что у нас есть уже вторая семья, которая тоже знает, что Эрикназ обязана вернуть. И если что, у Эрикназ будут проблемы с той семьей.
– А вот после того, как Эрикназ вернет вам это количество животных, что у нее-то останется?
– Ну как же. Животные же размножаются. И всё, что у нее останется, остается ей.
– Достаточное количество?
– Конечно.
– Вы это всё просчитали?
– Да, мы этот проект просчитали. У нее за год будет как минимум в два раза большее количество животных. Но тут уникальность не в этом. Уникальность заключается в том, что основной инвестор будет получать в течение года два раза – на свой день рождения и на Новый год – подарки от нее: «Посылку из деревни» в виде продуктов животноводства. Потом у этого инвестора будет право в течение года, когда он поедет в Арцах или в Сисиан, посещать это подворье и в течение недели оставаться у нее в гостях.
Идея заключается в том, чтобы спюрк был тесно связан, общался и понимал, что происходит в Армении и Арцахе.
– Я Вам задам, пожалуй, еще один вопрос. Как Вы оцениваете сегодняшнюю политическую ситуацию в Армении и насколько эта ситуация Вам помогает или, наоборот, мешает? Вашему проекту, я имею в виду.
Гайк Трунян: – Нашему проекту не помогает, но нашему проекту и не мешает.
– Вы всё это делаете автономно?
– Всё автономно, но при этом нам никто не мешает.
– Но все-таки вы – армяне, и вам небезразлична судьба Армении. Какой вы ее видите сегодня?
– Времена пустых разговоров прошли. Надо работать. Нам кажется, что сейчас необходимо, чтобы каждый армянин перестал говорить, а взял в руки инструмент и начал делать. Нужно маленькими шагами делать большие дела. Просто взять и делать. Не критиковать, не философствовать, особенно со стороны. А приехать в Арцах, в Армению, взять маленькое дело и начать его развивать. И тогда это будет иметь эффект синергии. И тогда это поменяет еще и внешний образ Армении, и политику поменяет. Но когда мы не приходим и не делаем – просто критикуем – ничего и не меняется.
– Большое спасибо. Армаис Тарасов хочет добавить несколько слов.
Армаис Тарасов: – Я бы добавил, что призываю энергичных молодых людей действовать, потому что поколение, которому сейчас от 25 до 40, имеет большой потенциал. У среднестатистического армянина есть и возможность, и желание встать со своим народом и помочь, проявить свою волю в разных проектах. Мы готовы со многими людьми общаться. Если у них есть интересные проекты – и мы можем подключиться. Это очень интересно. Мы тоже с кем-то работали, у кого-то чему-то научились – и пришли к тому, что теперь ведем и свои проекты. Поэтому я считаю, что многие люди нашего возраста, молодые и энергичные – они могут много что сделать для своего народа, для своей нации. Мы можем сделать так, чтобы жить комфортно самим, и наши дети в дальнейшем будут с нас брать пример. И нам будет завтра не стыдно общаться на разных уровнях и говорить, что есть дела, которые мы сделали, от которых мы пожинаем плоды и с поднятой головой живем.
– То есть политика – политикой, а кушать хочется каждый день.
– Безусловно.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии