№10 (366) октябрь 2023 г.

На кого надеется руководство Армении в случае большой войны?*

Просмотров: 2091

В год пятилетия своего прихода к власти на волне уличных протестов в ходе «бархатной революции» и утверждения в должности премьер-министра Армении Никол Пашинян не перестает сыпать откровениями. «Армения больше не может полагаться на Москву как на гаранта своей безопасности, даже несмотря на то, что растут опасения по поводу возобновления открытого конфликта с Азербайджаном», – поведал он в очередном интервью изданию Politico, наполненном пространными рассуждениями и противоречивыми утверждениями.

Так, у Армении нет необходимости в наведении мостов с Западом, поскольку таковые имелись всегда, включая давний стратегический диалог с Вашингтоном, включая периодические военно-«миротворческие» учения, напомнил глава правительства. По его мнению, модель, согласно которой другие придут и будут защищать страну, является уязвимой, ибо «эти другие в какой-то момент по объективным и субъективным причинам, в некоторых случаях – не желая этого, в других случаях – они сами могут быть заняты решением своих проблем и поэтому их может просто не оказаться здесь, или даже возможно, что при наличии желания, они не смогут оказать помощь… Следовательно, наша стратегия состоит в том, чтобы попытаться максимально разрядить эту ситуацию или максимально снизить уровень зависимости от необходимости во внешней помощи». В то же время, несмотря на кипучую работу по «укреплению государственности, суверенитета, независимости», а также демократии и безопасности, помощи и поддержки много не бывает, особенно для таких стран, как Армения.

Вместе с тем Пашинян не хочет и не может «выступать с неблагодарной позиции», полагая утверждение Брюсселем гражданской миссии в Армении на армяно-азербайджанской границе «достаточно серьезной поддержкой… Европейский союз и Соединенные Штаты также поддерживают [Ереван] в реализации повестки демократических реформ», однако этой помощи явно недостаточно, а потому «мы активно работаем со всеми нашими партнерами, чтобы сделать нашу позицию более понятной для них и, как следствие, получить большую поддержку». И здесь едва ли случайным совпадением выглядит расширение мониторинговой миссии Евросоюза, к опорным пунктам которой в Мартуни, Джермуке, Горисе и Капане недавно добавился Иджеван и на очереди Ехегнадзор.

Несмотря на отсутствие на переговорах с президентом Азербайджана атмосферы доверия, необходимо продолжать работать в данном направлении, делать это «более последовательно, пытаться найти решения, пытаться найти пути прогресса. Азербайджан использовал в прошлом и продолжает использовать, так сказать, политику силы или угрозы силой. Это очень усложняет ситуацию и, думаю, является основным препятствием для обеспечения дальнейшего прогресса. И здесь международное сообщество, те силы, которые заинтересованы в установлении мира и стабильности в нашем регионе, должны поддержать Республику Армения в этом вопросе, поддержать усилия по установлению мира в нашем регионе».

Рассуждения о «суверенитете и российском газе» содержали недвусмысленный намек на возможный отказ от российского газа в пользу голубого топлива с западных берегов Каспия. Очевидный расчет на помощь Запада в решении актуальных проблем национальной безопасности Республики Армения сопровождается усиленными жалобами на Россию, не исполняющую своих обязательств согласно Трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, прежде всего – в части Лачинского коридора. При этом, как правило, игнорируются конкретные исторические обстоятельства подготовки и подписания этого документа, призванного прекратить боевые действия, чреватые на тот момент дальнейшими потерями в Армии обороны Нагорного Карабаха, добровольческих отрядах из Армении с перспективой окончательной утраты края. Однако дело этим не ограничивается – 5 сентября Ереван направил послом в Нидерланды теперь уже бывшего полномочного представителя в ОДКБ Виктора Биягова, не указав преемника. 11 сентября в Армении начались вызвавшие настороженность в Москве совместные учения с американцами. В Кремле приняли к сведению «важное заявление» Пашиняна о том, что в конфликте на Украине Армения не является союзником России. Живые отклики в российских СМИ вызвал и приезд в Киев на «женский» саммит Европейского союза с грузом гуманитарной помощи небезызвестной Анны Акопян, а также намерение Национального Собрания Армении в полном объеме ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда, активно используемый Западом в развязанной им против России «юридической войне». В нашумевшем интервью газете La Repubblica Пашинян заявил об ошибочности зависимости Армении от России в сфере безопасности, а также об отдалении России от Южного Кавказа, что вызвало «крайнее недовольство» в Москве.

8 сентября посла Армении в России Вагаршака Арутюняна вызвали в российский МИД для передачи ноты протеста, «в которой указано на неприемлемость оскорбительных высказываний председателя Национального Собрания Республики Армения А.Р. Симоняна от 6 сентября в адрес официального представителя МИД России, директора Департамента информации и печати М.В. Захаровой и российского внешнеполитического ведомства в целом. Отдельно доведена озабоченность задержанием в Армении 7 сентября блогера

М. Бадаляна и обозревателя радио «Sputnik Армения» А. Геворкяна». Эмоциональный обмен мнениями, насыщенный взаимными обвинениями, способен зайти столь далеко, что потребовались развернутые разъяснения со стороны первых лиц России. Так, в ходе пресс-конференции по итогам саммита «двадцатки» в Нью-Дели министр иностранных дел Сергей Лавров напомнил, что в Трехстороннем заявлении от 10 ноября 2020 г. «вообще ничего не говорится о статусе Карабаха, и на тот момент все три лидера исходили из того, что по этому статусу предстоят еще дополнительные переговоры». Позже в Праге Пашинян и Алиев подписали заявление с признанием Алма-Атинской декларации 1991 года, о чем мы подробно рассказывали в одном из предыдущих номеров «Ноева Ковчега». «Обвинять нас в том, что мы еще 10 ноября 2020 года отдали Карабах, не надо. Нужно отвечать перед своим народом самостоятельно», – отметил глава российской дипломатии.

Дело не только в результатах конфликта трехлетней давности, «дело еще в том, что армянское руководство… по существу признало суверенитет Азербайджана над Карабахом и в своем Пражском заявлении просто зафиксировало это на бумаге», – продолжил тему президент России Владимир Путин в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке. После признания Ереваном Карабаха частью Азербайджана «возникают другие вопросы, связанные с гуманитарной составляющей и с мандатом наших миротворцев. Это правда. Мандат еще действует. А вопросы гуманитарного характера, недопущения там каких-то этнических чисток, конечно, они никуда не делись, я с этим полностью согласен. Надеюсь, что азербайджанское руководство, как и говорили всегда нам и до сих пор говорят, не заинтересовано в каких бы то ни было этнических чистках. Более того, наоборот, заинтересовано в том, чтобы этот процесс происходил мягко».

Очевидно, речь идет о так называемой «интеграции» армян Карабаха в политико-правовое пространство Азербайджана, что является основным камнем преткновения в явно застопорившемся процессе подготовки и согласования мирного договора между Ереваном и Баку. Уже не является особым секретом стремление армянской стороны зафиксировать некий международный механизм обеспечения прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, что категорически отвергается в Баку, где все громче звучат голоса в пользу возвращения азербайджанцев на территорию бывшей Армянской ССР любыми средствами. Возможное нападение на Сюникскую область – отнюдь не только экспертный и медийный дискурс. В последние недели части азербайджанской армии, усиленные тяжелой техникой и артиллерией, перебрасываются к границам Нагорного Карабаха и Армении, не исключая и нахичеванский участок.

У Америки есть стратегическая возможность противостоять влиянию России, Ирана и Китая в Кавказском регионе, заявила в ходе недавних слушаний по ситуации в Нагорном Карабахе в комитете сената США по международным отношениям и.о. заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Юри Ким, особо отметив: «Мы стремимся к тому, чтобы Армения приняла реальное решение стать нашим партнером в противовес России. Вашингтон должен превратить отношения между странами именно в то, какими бы мы их хотели видеть, чтобы речь шла о партнерстве с нами, а не с Россией». Пять лет назад аналогичные задачи, включая решительные и решающие шаги и усилия по урегулированию карабахского конфликта, ставил перед только что утвердившимся у власти правительством Пашиняна тогдашний советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон.

Откровенно говоря, надежды, возлагаемые Николом Пашиняном и его командой на Америку, Европу и Турцию, особым секретом не являются. Правда, для этого надо распрощаться с национальным суверенитетом, в логику которого полностью укладывается и расшатывание диалога с Москвой, что наблюдалось и в период непосредственно перед началом третьей Карабахской войны 27 сентября 2020 года. Весьма объективную оценку причин давно вызревавшего кризиса в российско-армянских отношениях дал первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин: «Я много раз говорил, в том числе и нашему руководству, что строить отношения с правительством Пашиняна, доверять ему – это значит строить здание на песке. Но по благородным соображениям мы не поддерживали оппозицию в Армении, потому что считали, что Пашинян – это гарант мира с Азербайджаном после второй Карабахской войны». Как результат, «сегодня в две руки с противоположных сторон и Армения Пашиняна, и Азербайджан работают не только над осуществлением своих собственных интересов, но и над вытеснением России из Закавказья. Пашинян, сбросив все маски, делает это публично. Вытеснение России из Закавказья приведет к дальнейшему проникновению Турции на Каспий, в Среднюю Азию и далее в РФ, в ее мусульманские, населенные тюрками регионы. Вот перед какой перспективой мы стоим, если и дальше будем пребывать в летаргическом сне».

По мнению Затулина, отказ Москвы от жесткого отстаивания своих позиций и выполнения взятых на себя обязательств обусловлен неправильной оценкой ситуации и рисков. «Мы сами дали себя убедить в том, что любая попытка силовым путем выполнить свои обязательства по деблокаде Лачинского коридора приведет чуть ли не к открытию второго фронта против России. Но ведь президент Азербайджана тоже подписался под договоренностями о том, что Лачинский коридор будет коммуникацией между Арменией и Нагорным Карабахом. Баку и Ереван сознательно не сопроводили Трехстороннее соглашение об урегулировании конфликта подписанием договора о мандате миротворцев, где были бы расписаны их права и обязанности».

С началом специальной военной операции на Украине и особенно по мере ее перетекания в фазу позиционного противостояния действия Азербайджана по отношению к российскому миротворческому контингенту, если выражаться дипломатично, приобрели более уверенный характер. В последнее время азербайджанская пресса пытается представить вывоз российскими миротворцами групп граждан из Нагорного Карабаха, как «эвакуацию военнослужащих Армении». При этом публикуются снимки мужчин призывного возраста, пересекающих установленный Баку в Лачинском коридоре контрольно-пропускной пункт, сообщило 15 сентября Общественное телевидение Армении. Ереван и Степанакерт неоднократно заявляли об отсутствии в Нагорном Карабахе военнослужащих – граждан Армении. В сопровождении российских миротворцев азербайджанский контрольно-пропускной пункт «Лачин» пересекают студенты армянских и зарубежных вузов, граждане России и члены их семей, а также работники строительных и горнорудных компаний, которые в результате блокады со стороны Азербайджана Нагорного Карабаха потеряли работу и ранее не смогли вернуться в места постоянного проживания.

Все это, однако, едва ли приблизит «эпоху мира», о которой не перестают заявлять в Ереване: скорее наоборот, явно демонстрируемая слабость провоцирует соседей на военно-политическое и иное давление, чреватое дальнейшим движением границ, рисками внешнего вмешательства и утратой значительной части национальной территории.

* Материал подготовлен до событий 19 сентября в Арцахе

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты