№10 (366) октябрь 2023 г.

Ереван (Эривань) в «Кавказском календаре на 1891 год»

Просмотров: 5116

После присоединения к Российской империи Ереван (Эривань) 21 марта 1828 года стал административным центром Армянской области (начальник области в 1830–1838 гг. – генерал-майор Бебутов Василий Осипович), с апреля 1840 года – одноименным уездным центром в составе Грузино-Имеретинской губернии, а с декабря 1846-го – Тифлисской губернии. С образованием 9 июня 1849 года Эриванской губернии из территорий, входивших в состав Армянской области (Эриванского и Нахичеванского ханств), Ереван (Эривань) именным указом, данным Сенату, был «назначен губернским городом» и таковым просуществовал по 1917 год.

АСТАФЬЕВСКАЯ УЛИЦА (АСТАФЯН)

Краткий Адрес-календарь по городу Эривани.

Церкви на Астафьевской улице:

Св. Погос и Петрос;

Св. Марии Богоматери (Катогике).

«КК на 1891 год».

ЦЕРКВИ ПОГОС-ПЕТРОС И КАТОГИКЕ

Церкви Погос-Петрос (Павла и Петра) и Св. Марии Богоматери (Катогике) в годы советской власти были разрушены, сохранилась лишь небольшая часовенка церкви Катогике. Уже в наши дни на месте храма Св. Марии Богоматери (Богородицы) была возведена новая церковь, получившая название Сурб Анны (Святой Анны). Здание часовенки Катогике (XIII век) располагается рядом с заново отстроенной церковью.

ЦЕРКОВЬ СУРБ ПОГОС-ПЕТРОС (СВЯТЫХ ПАВЛА И ПЕТРА)

Храм был построен в VI–VII веках и являлся одной из древнейших церквей Еревана. В 1679 году сильное землетрясение разрушило церковь, оставив только стены, но в конце XVII века ее вновь отстроили на старинных фундаментах.

Большинство христианских храмов трехнефные, то есть состоят из трех продольных частей, ведущих от входа к алтарю.

Церковь Святых Павла и Петра имела строгую архитектуру и относилась к типу бескупольных трехнефных базилик, состоящих из трех продольных частей, ведущих от входа к алтарю. На восточной стороне храма располагался большой молельный зал, где был главный алтарь с ризницами по обеим сторонам. Стены, расположенные рядом с главным алтарем, были обрисованы фресками в несколько слоев, исполненными в различное время. В молельный зал можно было зайти с западной, северной и южной сторон.

В 1924 году, работая над новым проектом Еревана, главный архитектор столицы Армении Александр Таманян (1878–1936) сделал все, чтобы сохранить церковь Погос-Петрос – она оставалась в стороне от других зданий. Власти города, считая, что церковь – «пережиток прошлого», решили ее снести. В феврале 1930-го председатель Комитета по охране памятников Александр Таманян обратился с письмом к народному комиссару просвещения республики Арто Егиазаряну (1899–1974), объясняя огромное значение церкви. «Ее исчезновение, – писал Таманян, – создаст значительный пробел в истории строительства Еревана». Но все попытки спасти церковь оказались тщетными. Церковь Погос-Петрос была снесена в 1931 году, а на ее месте был построен кинотеатр «Москва».

Из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана» (Ереван, изд-во ВМВ-принт, 2012; перевод с армянского Светланы Авакян-Добровольской): «С помощью русского искусствоведа-художника… Грабаря, немецкого археолога Шнайдера и приехавшего в Ереван искусствоведа Гр. Чиркова удалось осторожно отделить фрески от стен церкви Сурб Погос-Петрос, сложить в соответствующие ящики для дальнейшего изучения. И началась трудная, кропотливая работа по отделению фресок. Так, агония церкви Св. Погос-Петрос растянулась еще на один год. Александр Таманян вновь обратился в Наркомпрос: «Год изучения церкви Св. Погос-Петрос, – пишет он, – которое проводилось как нашими учеными, так и известными всесоюзными учеными (Чирков, Грабарь), и известным немецким археологом, специалистом по фрескам Шнайдером, доказал древность строения (V–VI вв.) и особенную ценность 6–7 слоев фресок различного периода, покрывающих его стены». В течение пяти лет специалистам удалось слой за слоем отделить фрески от стен для передачи в музей…»

В Музее истории Еревана хранится фреска Св. Варфоломея. Это две большие гирлянды цветов в потускневших от времени красках. Здесь же хранится и дверь церкви с чудесным орнаментом из западноармянского города Баязет, которая с большими трудностями была перевезена в 1835 году в Ереван и подарена церкви Сурб Погос-Петрос.

ЦЕРКОВЬ СВ. МАРИИ БОГОМАТЕРИ (БОГОРОДИЦЫ) КАТОГИКЕ

Самые старые надписи, высеченные на одной из стен церкви Катогике, датированы 1264 годом.

Катогике считалась главной церковью Еревана. И не только потому, что посещавший город Католикос всех армян Мовсес III Татеваци (Мовсес Сюнеци; годы патриаршества 1629–1632) останавливался здесь, но и потому, что церковь Катогике стала культурным центром. В церкви переписывались многие рукописи и книги. Самым известным из переписчиков был Аракел Даврижеци, автор прижизненного издания «Книги истории» (Амстердам, 1669 г.). Вот такие строчки оставил он в памятной записи рукописи: «Переписал я книгу, называемую «История» в год сей (1668) в столице Ереван, в стенах святой церкви, имя которой Катогике».

Арменовед Ерванд Шахазиз (1856–1951) в своей книге «Старый Ереван» так пишет об этой церкви XIII века: «Церковь Катогике на Шагаре, называемая Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), разрушенная в 1679 году, была восстановлена в 1693-м, как указывает высеченная на мраморном хачкаре на западной стене надпись, указывающая дату «1693» буквами армянского алфавита». После ее восстановления в связи с землетрясением это было сооружение, имевшее прямоугольно-четырех-

угольную базилику, поддерживающую купол на четырех массивных столбах, имеющих двухстворчатый потолок. После реставрации она была из черного тесаного туфа. Долгие годы церковь называлась Катогике, а Сурб Аствацацин – только алтарь, что необычно для армянских церквей.

Эдуард Авакян:

«В 1936 году, когда разрушали восточный фасад, произошло чудо: среди обломков как бы воскресла маленькая церквушка с красивым клубукообразным куполом, стенами, украшенными фресками, узкими и длинными окошками, окаймленными узорчатыми гирляндами из тесаного красного туфа. И только тогда стало ясным, почему алтарь церкви Катогике назывался Св. Аствацацин. Это – часть церкви XIII века, восстановленная после землетрясения, оставленная внутри церкви Катогике и так сохранившаяся. Выяснилось и то, что южная и северная стены церквушки остались нетронутыми, и на них есть несколько свидетельств, относящихся к 1264 году».

В 1936 году базилика Святой Марии Богородицы была снесена, чтобы освободить место для жилых зданий и лингвистического института на проспекте Саят-Новы. Старинная церковь Катогике, заключенная в структуре большой базилики, после протестов со стороны ученых Каро Кафадаряна, Ашхарабека Калантара, Седрака Бархударяна и других была сохранена. В стенах разрушенной церкви было найдено множество старых хачкаров XV–XVII веков.

Церковь Катогике имеет относительно небольшие размеры (5,4х7,5 м). В связи с очень ограниченным пространством она используется только в качестве часовни-молельни.

К северу от спасенной часовни был построен новый религиозный комплекс. Он включает в себя большую церковь Святой Анны, а также здание ереванской резиденции Католикоса (архитектор – Ваагн Мовсисян).

30 апреля 2015 года церковь Святой Анны была освящена Католикосом всех армян Гарегином II.

АРМЯНСКИЕ УЧИЛИЩА НА АСТАФЬЕВСКОЙ

Первая государственная школа в Ереване открылась в январе 1832 года и встала в ряд аналогичных уездных школ городов Закавказья: Телави, Кутаиси, Гори, Нахичевана, Тифлиса и др.

Из труда учителя приготовительного класса Эриванской прогимназии Степана Павловича Зелинского «Город Эривань. Исторические сведения» («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», Тифлис, выпуск 1, 1881 г.):

«К армянским училищам относятся: армянская духовная семинария, церковное начальное училище при церкви Св. Петра и Павла, церковное смешанное училище в Чолмакчах, женское училище Св. Гаяне и начальное женское училище Сааканушян. Затем за счет казны в г. Эривани содержатся: Эриванская прогимназия, Эриванское городское училище, подведомственные учебному начальству, и женское заведение Св. Рипсимии. Частных же училищ в городе всего три: пансион Софии Стасюлевич, школа бывшего учителя Прогимназии Петра Шагума и школа ученика Тифлисского Реального училища Константина Камсаракана, выдержавшего экзамен на право учиться в Эриванской прогимназии.

1880 г.».

Краткий Адрес-календарь по городу Эривани.

Адреса учебных заведений и пансиона на Астафьевской улице:

Женское армянское училище Св. Гаяне, церковный дом.

Частные мужские школы:

г-на Манденова (г. Эривань, открыта в 1886 г., учеников 31), дом Иоаннисиана;

г-жи Стасюлевич (г. Эривань, открыта в 1877 г., уч. 40).

Мужской пансион г-жи Стасюлевич.

«КК на 1891 год».

ЖЕНСКОЕ АРМЯНСКОЕ УЧИЛИЩЕ СВ. ГАЯНЕ (СУРБ ГАЯНЕ)

Училище Св. Гаяне (школа Гаянян, семинария) было открыто усилиями писателя Перча Прошяна 10 апреля 1866 года, помещалось в своем собственном доме, построенном на средства приходского священника Кеванда Казарова (Гевонда Казаряна). Дом состоял из трех небольших комнат, одной залы со сценой для театральных представлений, двух передних, хорошего балкона и небольшого двора с двумя-тремя деревьями. Классов имелось четыре, в числе коих и приготовительный класс – в двух отделениях.

Годовые расходы на училище составляли до 3500 руб., из которых 2000 руб. получали с учениц, а остальные – из разных источников.

31 августа 1879-го по решению Эчмиадзинского Синода семинария была переформирована в среднюю школу с тремя классами. Располагалась в довольно удобном помещении во дворе церкви Св. Погос-Петрос на Астафьевской. В ней в 1879 году обучалось 103 девушки, в 1880-м – 123. Воспитанницы изучали следующие предметы: Закон Божий, языки – армянский и русский, чистописание – армянское и русское, историю – армянскую и русскую, всеобщую и естественную, а также арифметику, географию, зооло-

гию, анатомию и гигиену, черчение, пение, рукоделие.

«Церковно-приходские школы при Эриванской епархии Армяно-Григорианской церкви (в г. Эривани). 2-х классная: Св. Гаяне (откр. в 1866 г., учениц 167); одноклассная смешенная (откр. в 1886 г., 45 мальчиков и 27 девушек); в селении Канакер: одноклассная мужская (40 учащихся)».

«КК на 1891 год».

Перч Степанович Прошян (Ованес Степанович Тер-Аракелян; 1837–1907), писатель-романист, переводчик. Родился в селении Аштарак (ныне в Разданском районе Армении) в семье портного. В 1855 г. окончил семинарию Нерсисян в Тифлисе. Занимался педагогической деятельностью в Тифлисе, Шуши, Агулисе, Астрахани. Автор романов «Сос и Вартитэр», «Из-за хлеба», «Яблоко раздора», «Шаген», «Цецер», многих рассказов и повестей. Сын его – Прош Прошян (1883–1918) – в 1918 г. занимал пост народного комиссара почт и телеграфа Советской России.

ПАНСИОН СОФИИ СТАСЮЛЕВИЧ

Еще одной частной школой, функционирующей в Ереване (Эривани), был мужской пансион, открытый Софией Стасюлевич в 1877 году.

Учитель Эриванской прогимназии Степан Зелинский записал свой разговор с учредителем первого частного пансиона города. Госпожа Стасюлевич, проживающая в Нахичевани и занимающаяся воспитанием подрастающего поколения, познакомилась с Келбали-ханом Нахичеванским и приняла на себя обучение его детей. Келбали-хан, оставшись довольным успехами своих детей, посоветовал Софии поехать в Эривань и заняться там воспитанием детей мусульман, причем со своей стороны предложил ей и содействие в этом. Госпожа Стасюлевич согласилась. Прибыв в город Эривань, она прежде всего решилась обратиться к местным ханам с просьбой помочь ей открыть пансион для мусульманских детей, но получила отказ. К ее счастью, нашелся в городе некто Шафи-бек, который предложил ей учить его двух детей даром, с тем, что он поищет для нее и других учеников. Наняв дом, госпожа принялась за обучение детей Шафи-бека в надежде вознаградить свои убытки впоследствии. Скоро число учеников стало понемногу увеличиваться, и к концу второго года у нее уже обучалось до 15 мусульманских детей. Позже число ее воспитанников с приходящими доходило до 45. И это благодаря искусству, с каким она вела дело обучения, и чисто материнской заботливости, с которою госпожа Стасюлевич относилась к детям. Вот так пансион ее и стал первым частным заведением в городе Эривани. Дети, поступающие из ее заведения в городскую прогимназию, являлись в ней самыми лучшими учениками.

За первые три года работы пансиона в нем перебывало 105 учеников, из коих были 58 кавказских татар (современных азербайджанцев), 43 армянина и четверо русских.

«Эриванская губерния (сведения 1901 г.). Училище III разряда г-жи Стасюлевич, в Эривани, учащихся 40 (26 армян, 4 грузина, 8 татар, 2 русских). Плата за учебу 5 руб. в месяц».

«КК на 1903 год», Тифлис, 1902.

«Эриванская губерния. Училище III разряда г-жи Стасюлевич, в Эривани, основано в 1877?г., учащихся 50».

«КК на 1904 год», Тифлис, 1903.

Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты