Олицетворение здоровья и силы
Фонд Грачьи Погосяна передал в дар госпиталю имени Н.Н. Бурденко статуи античных богов
13 сентября в Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко состоялось торжественное открытие статуй Геракла и Гигеи. На церемонии присутствовали начальник госпиталя им. Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук, генерал-майор медицинской службы Давыдов Денис Владимирович, почетный меценат Санкт-Петербурга, руководитель именного благотворительного фонда Погосян Грачья Мисакович, московский художник-монументалист Кадзов Урузмаг Таймуразович, заведующая музеем ФГБУ «ГВКГ имени Н.Н. Бурденко» Минобороны России Овчинникова Марина Борисовна, а также сотрудники медицинского учреждения.
В своей приветственной речи начальник госпиталя Денис Давыдов отметил, что статуи стали еще одной маленькой нитью, связывающей Москву с городом на Неве. Например, в петербургской Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова установлен фонтан Гигеи, тогда как во всей Северной столице насчитывается семь статуй Геракла.
«Недавно академия отпраздновала свое 225-летие. Ее история неразрывно связана с госпиталем Бурденко. Как оказалось, на протяжении сорока лет военная академия располагалась в стенах нашего госпиталя. Поэтому мы пришли к выводу, что должна быть некая преемственность. Тем более что отец Гигеи – Асклепий, бог врачевания и возвращения здоровья, ранее располагался у главного входа. Тогда как Геракл воплощает в себе военную составляющую нашего лечебного учреждения, олицетворяя собой физическую силу, самообладание и защиту страждущих», – пояснил он.
Здесь нужно вспомнить исторический контекст. Специалисты предполагают, что ранее у парадного входа в госпиталь стояли скульптуры римского бога войны Марса и греческого бога врачевания Асклепия. Однако в 1928 году комиссия Главнауки и Московского отдела народного образования решила их ликвидировать, как и фрески церковного содержания в атриуме главного корпуса госпиталя, поскольку они не соответствовали «духу социалистической культуры».
Спустя век античные скульптуры все-таки вернулись в стены госпиталя. Теперь в нишах атриума исторического корпуса установлены статуи Геракла и Гигеи – символы силы, стремления творить добро, мужественного самопожертвования и здоровья.
Начальник госпиталя также выразил слова благодарности в адрес Благотворительного фонда Погосяна Грачьи Мисаковича, который профинансировал изготовление и установку античных скульптур.
Грачья Мисакович в своей приветственной речи отметил, что обращение от Дениса Владимировича поступило в адрес фонда 8 февраля, совпав с Днем памяти Петра Великого. Это стало знаковым событием, поскольку личность императора занимает отдельное место в деятельности почетного мецената.
Он рассказал, что в свое время воссоздал первый в истории памятник Петру I, который был построен на частные средства – деньги семьи путиловских каменотесов Спиридоновых. Перед тем как воссоздать памятный комплекс императору, благотворитель нашел, где покоится семья Спиридоновых, и отреставрировал некрополь. Отметим, что именно у путиловских каменотесов брался известняк для строительства Санкт-Петербурга.
«Именно благодаря указу Петра I появился военный госпиталь, а когда я увидел здесь памятник и бюсты в его честь, то испытал настоящую радость. Надеюсь, что появление новых статуй изменит жизнь госпиталя», – сказал Грачья Погосян, добавив, что передает не только сами скульптуры, но и символы, которые они собой олицетворяют.
Также меценат поблагодарил Дениса Владимировича за то, что он дал возможность реализовать подобный проект. Грачья Мисакович пояснил, что если ранее временная география деятельности благотворительного фонда затрагивала исторические личности времен IV века нашей эры, то теперь она распространяется и на героев античной эпохи. Так, скульптор, работавший над Гераклом, взял за образец античную скульптуру III века нашей эры – Геракла Фарнезского, которая в свою очередь является копией бронзового оригинала IV века до нашей эры.
«Как частное лицо и президент именного благотворительного фонда я реализовал более 400 проектов. Половина из них посвящена событиям и героям Великой Отечественной войны», – сказал меценат, добавив, что его благотворительная деятельность не знает границ и коснулась героев из разных сфер жизни: начиная от моряков и подводников, заканчивая космонавтами и летчиками.
Создатель статуй Урузмаг Кадзов отметил, что изготовление реплик знаменитых скульптур – всегда непростая задача. «Данный проект один из наиболее интересных в моей профессиональной практике. Статуя Геракла очень популярна, и в разные эпохи было создано большое количество ее копий. За образец я взял знаменитую античную скульптуру III века нашей эры – Геракла Фарнезского. Это работа греческого мастера Гликона, которая хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. Она является копией бронзового оригинала IV века до нашей эры, которую создал великий мастер Лисипп. Оригинал статуи не сохранился», – рассказал мастер.
По словам скульптора, статуя Гигеи из Ватикана мало популярна, поэтому создавать реплику пришлось по единственной фотографии с одного ракурса. «Соответственно Гигея в моем исполнении получилась более свободной в трактовке, чем Геракл. Классическая идеализация образа, монументальная пластика и внимание к деталям прически. Обе статуи в своих оригинальных размерах крупные. Геракл Фарнезский более трех метров в высоту. Моя задача была создать скульптуры для украшения ниш с вытянутыми узкими пропорциями. В этом была основная сложность. Сохранить общие пропорции фигур, их узнаваемость в размере, подходящем для данных ниш. Тумбы-постаменты и статуи создавались как единая композиция», – пояснил он.
Заведующая музеем ФГБУ «ГВКГ имени Н.Н. Бурденко» Минобороны России Овчинникова Марина Борисовна, будучи старостой госпитального храма, отметила знаковость появления новых статуй. Открытие состоялось в канун Новолетия, которое совершается Православной церковью 14 сентября (по старому стилю 1 сентября). В этот день православные христиане просят о даровании благословения на новый, начавшийся год.
Интересная история связана с самой церковью. При Екатерине II госпиталь пришел в упадок. В конце 1763 г. пожар уничтожил правую половину главного корпуса и церковь. Лечебные корпуса разрушились настолько, что в 1764 г. их хотели разобрать и построить военный госпиталь в другом месте. Коллектив госпиталя отстоял место и своими силами поддерживал здания.
При Павле I был утвержден проект новых каменных корпусов, созданный московским архитектором И. Еготовым. В 1797–1802 гг. был возведен главный корпус госпиталя, сохранивший свой облик до наших дней. В ноябре 1801 г. во вновь отстроенном церковном корпусе престол самой старинной церкви госпиталя был переосвящен во имя апостолов Петра и Павла.
В завершение церемонии открытия Марина Борисовна провела экскурсию для Грачьи Мисаковича, в ходе которой выяснилось, что история госпиталя тесно связана с родиной мецената. Так, в начале 1970-х Армения подарила госпиталю люстры, которые были изготовлены на Ереванском электроламповом заводе. А в 1988 году госпиталь оказал помощь армянскому народу в ликвидации последствий спитакского землетрясения. Уже на следующий день, 8 декабря, были сформированы два отряда специализированной медицинской помощи, которые направились прямиком в очаг бедствия.
Военные врачи в этой драматической ситуации действовали профессионально четко, работая во многих больницах и на этапах эвакуации. И опыт, накопленный медицинской службой в те дни, оказался исключительно важным для будущих практических решений в военно-медицинской службе и в системе здравоохранения страны. Тысячи военнослужащих, доставленных за последние десятилетия в госпиталь, были возвращены к полноценной жизни. И сейчас, в такое непростое для России время, госпиталь продолжает стоять на страже здоровья наших солдат.
Пресс-служба Благотворительного фонда им. Погосяна Г.М.
Оставьте свои комментарии