№10 (366) октябрь 2023 г.

Армяне в «Юбилейном издании в память 300-летия Дома Романовых»

Просмотров: 4329

В «Юбилейном историческом и художественном издании в память 300-летия Царствования Державного Дома Романовых. 1613–1913», в разделе «Финансы, торговля и промышленность» нашли свое место биографические очерки: «И.Е. Питоев», «Д.Б. Аван-Юзбаша», «Торговый Дом Н.И. Бозарджианц с С-ми», «С.С. Тагионосов», «М.О. Арамянц», «Т-во А. Заргарьянц, Ф. Вартазарьянц и К°», «Г.Г. Адельханов», «Д.З. Сараджев, Тифлис», «Е.Х. Алаханов», «А.Ф. Придонов», «П.В. Хахладжев», «Братья Е. и М. Мирзабекянц», «Торговый Дом Карп Сармакишев с Братьями»; «Торговый Дом «Лазарь Маилов и Сыновья», «Торговый Дом И. Тарасов с С-м», «Г.А. Мелконов-Езеков», «И.М. Чайлахов», «И.Г. Степанов», «Торговый Дом «Братья П. и Д. Унановы», «Н.М. Шагиданов», «Торговый Дом «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников»; в разделе «Наука, литература и искусство» – «Б.Б. Амирджан». Очередная публикация (десятая) из цикла «Лучшие сыны России, не щадившие для нее ни трудов, ни достояния, ни самой жизни» посвящена жизни и деятельности купцов Тарасовых.

ТАРАСОВЫ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ И ПЕТР ИВАНОВИЧ

«Торговый Дом И. Тарасов с С-м».

Торговый Дом Ивана Тарасова с сыном в Ростове-на-Дону, с отделениями в г. Екатеринодаре и селении Армавир, Кубанской области, основан в 1885 году Иваном Афанасьевичем и сыном его Петром Ивановичем Тарасовыми. Иван Афанасьевич родился в год основания селения Армавир (1839) в небогатой армянской семье. Отец его (Аслан-Афанасий Торосян) занимался торговлей в развозе по горским черкесским аулам; через несколько лет открыл небольшую лавочку в Армавире и умер, оставив пятерых сыновей, из коих старший Иван Афанасьевич, имевший в то время 15 лет, и принял дела отца своего, приблизительно в 1843–1844 гг.

Через несколько лет Иван Афанасьевич открыл еще две небольших лавочки в 2-х селениях Кубанской области, куда послал двух своих братьев. Торговля, увеличиваясь постепенно, из маленькой становилась более крупной. В 1880 г. братьями был учрежден Торговый Дом под фирмой «Торговый Дом Бр. Тарасовых». К 1 января 1886 г. братья разделились, и Иван Афанасьевич Тарасов открыл самостоятельно в 1886 г. вместе с сыном своим, Петром Ивановичем, оптовую торговлю мануфактурными товарами, под фирмой «Торговый Дом Ивана Тарасова с С-м» в селении Армавир, с отделениями в городах Екатеринодаре и Ростове-на-Дону, где таковые функционируют и до сих пор. Оборот «Торгового Дома Ивана Тарасова с С-м», равнявшийся в 1886?г. одному миллиону рублей, ныне достигает 3,5 миллионов рублей. Служащих в трех отделениях находится 75 человек. Иван Афанасьевич Тарасов оплачивал капитал по 2-й гильдии до 1880 г., а с 1 января 1880?г., с основания первого «Торгового Дома Бр. Тарасовых» и поныне, оплачивает по первой гильдии, а за платеж более тридцати лет гильдии по первому разряду Иван Афанасьевич получил в 1912?г. звание Потомственного почетного гражданина. Петр Иванович Тарасов, сын Ивана Афанасьевича, и полноправный член «Торгового Дома Ивана Тарасова с С-м», родился 21 декабря 1861 г., первоначальное образование получил в г. Екатеринодаре в армянской церковно-приходской школе и продолжал в Ейском уездном училище, откуда вышел из 3-го класса и вступил в дело отца в 1875 г., 14 лет от роду. Пройдя все стадии приказчика, начиная с мальчика (на побегушках), потом подручного, приказчика и затем как заведующий по покупке товаров, в 1882 г. П.И. открыл отдельную торговлю в Ростове-на-Дону, управление которой поручил мещанину Ивану Михайловичу Царукову. Петр Иванович одновременно находился при общем деле «Торгового Дома Бр. Тарасовых» при отце. При разделе «Торгового Дома Бр. Тарасовых» и с основания новой фирмы «Торгового Дома Иван Тарасов с С-м», Петр Иванович Тарасов вошел полноправным членом во вновь учрежденный Торговый Дом под фирмой «Торговый Дом Иван Тарасов с С-м», присоединив свое Ростовское предприятие к означенному Торговому Дому. Находясь до переезда своего в Ростов-на-Дону в Армавире, Петр Иванович Тарасов более 10 лет состоял членом армавирского Раскладочного Присутствия и 12 лет заведующим военно-конским участком по комплектованию войск лошадьми, за что награжден двумя медалями для ношения на груди и на шее. Делами «Торгового Дома Иван Тарасов с С-м» в отделениях заведуют: в Армавирском отделении Иван Петрович Тарасов, внук Ивана Афанасьевича, и сын Петра Ивановича, родившийся

1 августа 1885 г. в селении Армавир и окончивший реальное училище в г. Владикавказе. В Ростовском отделении заведует покупкой и продажей товаров Нахичеванский-на-Дону мещанин Иван Михайлович Царуков. В Екатеринодарском отделении заведует покупкой и продажей товаров житель селения Кошехабль Кубанской области Георгий Назарович Мальгошев с 1906 г. Среди покупателей фирма пользуется лучшей репутацией за аккуратное и добросовестное отношение».

Родоначальник династии Аслан Торосян (Афанасий Тарасов) вместе с другими черкесскими армянами (черкесо-гаи) в 1839 году переселился с гор Северного Кавказа в Армавир. Обосновавшись в ауле, он выстроил в 1841 году свою небольшую лавку, где торговал «красным» (тканью, мануфактурой) товаром.

Со слов выдающегося французского писателя-академика Анри Труайя, правнука Аслана Торосяна, царские чиновники, русифицировав фамилию, превратили их в Тарасовых.

АСЛАН ТОРОСЯН И СЫНОВЬЯ

Пятеро сыновей Аслана Торосяна (Тарасова) – Иван, Александр (Аслан), Лазарь, Гавриил и Михаил Аслановичи (Афанасьевичи) – помогали отцу в его трудах. Круг торговых интересов семьи постоянно ширился, и в скором времени Тарасовы уже имели торговые точки в Екатеринодаре (ныне Краснодар), занимаясь еще и разведением лошадей, овец и прочего скота. Породистые лошади Тарасовых пользовались широким спросом и за пределами Российской империи. Снискав себе известность честнейшего человека, Аслан Тарасов был избран армавирским почетным судьей.

В 1857-м Аслана Тарасова не стало, и дело его возглавил старший в семье – Иван Афанасьевич. В 1858 году Тарасовы открыли торговое отделение в Екатеринодаре, а в 1879-м приписались к купечеству этого города. В 1875 году Тарасовы основали в Армавире первую на Кубани ватную фабрику, а в 1880-м образовали фирму «Торговый дом братьев Тарасовых», ведшую обширную мануфактурную торговлю.

В 1885 году из товарищества выделился Иван Тарасов, создав свою собственную фирму. Оставшиеся братья продолжили дело и открыли отделения торгового дома в Ставрополе, Симферополе и Астрахани. В 1899 году торговый дом был преобразован в «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» с основным капиталом в три миллиона рублей. Главная контора товарищества переносится в Москву, куда также перебираются Александр, Гавриил и Михаил Аслановичи (Афанасьевичи). Председателем товарищества был избран Александр Тарасов.

В 1910-х в Армавире продолжали действовать крупнейшие фирмы Тарасовых, торгующие по купеческим свидетельствам 1-го разряда: отделение «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых», торговые дома «Иван Тарасов с Сыном» (мануфактура) и «Михаил Афанасьевич Тарасов» (резина). «Товариществу мануфактур братьев Тарасовых», кроме крупного оптового магазина и склада, принадлежала гостиница «Северная».

В своей книге «Москва купеческая» Павел Барыкин приводит воспоминания известного московского коллекционера Петра Щукина: «В начале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе. Возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которыми питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками».

То ли Щукин лукавит, то ли Тарасовы умело маскировали свой капитал, пытаясь органично вписаться в московскую торговую среду. Как бы то ни было, но братья снимали скромные квартиры в доходных домах, а правление их «Товарищества» обосновалось на Старой площади в доме 8 (ныне там размещается администрация президента Российской Федерации).

Москва начала XX века помнит братьев Тарасовых не только как видных членов Первой купеческой гильдии Белокаменной, но и как владельцев роскошных особняков в Скатертном, Хлебном переулках и на улице Спиридоновка.

ЛЕОН ТАРАСОВ – АНРИ ТРУАЙЯ

Скатертный переулок пролег от Мерзляковского переулка до Поварской улицы в районе Арбата. На этой земле, купив два участка, Александр Тарасов заказал для себя архитекторам В.П. Войникову и М.Г. Гейслеру построить по особняку. И оба дома встали: двухэтажный угловой в 1905 году, трехэтажный в 1907-м.

В доме на углу Скатертного и Медвежьего переулков в семье сына Александра Тарасова – Аслана (1874–1967), председателя Северо-Кавказского банка, и его жены Лидии, дочери известного екатеринодарского городского врача Соломона Абессаломова, в 1911-м появился на свет мальчик Леон, нареченный на русский манер Львом. Имя это на черкесском и звучит как Аслан. Мальчику дали имя отца и прадеда, обладавших львиной хваткой. Он был младшим из трех детей: сестра Ольга была старше его на девять лет, брат Александр – на четыре года. Но прославил род Тарасовых именно он, Леон. Мир его узнает как знаменитость – Анри

Труайя.

«Я русский армянин, воспринявший только русскую культуру», – став уже маститым писателем, признается он. Как и скажет: «Я полюбил Францию задолго до того, как узнал ее». Образованием Леона занимались мать Лидия Васильевна (Соломоновна) и гувернантка-француженка, словно предвидевшая его будущее.

Под порывами свирепых ветров Октябрьской революции 1917-го сорвалась с места и семья Тарасовых. Готовясь к превратностям судьбы, Лидия Васильевна второпях зашивала в подкладку детских пальто семейные драгоценности. «О! Это было захватывающее бегство через всю Россию!» – спустя много лет опишет эти ужасы Анри Труайя в биографической книге «Моя столь длинная дорога».

Эмигрантские тропы Тарасовых пролегли из Новороссийска через Константинополь (ныне Стамбул), Венецию во Францию, в Париж, где в 1920-м они и осели. Зашитые в детскую одежду дальновидной Лидией Васильевной бриллианты таяли с каждым днем, что, однако, не помешало семье дать детям вполне приличное образование. Леон ушел с головой в юриспруденцию, чтобы обеспечить семье стабильный достаток. Проклюнулся в Леоне и писательский дар, подмеченный матерью еще в детстве

В 1938 году, в канун Второй мировой, Анри Труайя издает роман «Паук». «Он покоробил одних своей резкостью, другие хвалили его за необычность», – воспоминал автор. Этот роман возвестил о триумфе молодого писателя: ему была присуждена Гонкуровская премия – престижнейшая из литературных премий Франции и мира.

Анри Труайя – автор замечательных беллетризованных биографий Ф. Достоевского, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Л. Толстого, И. Тургенева, М. Горького, А. Чехова, М. Цветаевой, а также исторических романов: «Свет праведный» – о декабристах, Екатерине Великой, Николае I, Павле?I, Петре Великом, Александре I, Александре II, Иване Грозном, Николае II… Перу

А. Труайя принадлежат романы, посвященные выдающимся французским романистам: Оноре де Бальзаку, Ги де Мопассану, Эмилю Золя, Гюставу Флоберу.

В 1959 году друзья из Академии наук Франции, на пике литературной славы Анри Труайя, убедили его выставить свою кандидатуру на избрание академиком. Ставший одним из сорока «бессмертных» (так величают членов французской академии), Анри Труайя пребудет в этом качестве целых полвека. Редчайший случай в истории науки Франции.

Закончил свой жизненный путь 96-летний Анри Труайя в 2007 году. Президент Франции Жак Ширак в прощальном слове назвал великого писателя «гигантом французской изящной словесности».

МИХАИЛ И ГАВРИИЛ ТАРАСОВЫ

Городская усадьба Михаила Тарасова, состоящая из особняка и двух изящного вида строений, встала на пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулков.

Когда активно стали застраивать Патриаршие пруды, решил там обустроиться и Гавриил Тарасов. В 1908 году он заказал архитектору И.В. Жолтовскому поднять для него особняк в традициях итальянского Ренессанса. Переступить порог своего роскошного дворца Гавриилу Аслановичу не привелось: в 1911-м его не стало. Достроили дом его сыновья Георгий и Саркис Тарасовы.

На фронтоне особняка, выходящего фасадом на Спиридоновку, и по сей день красуется надпись на латыни GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI («Гавриил Тарасов сделал лета Господня»). Увы, цифирь с датой строительства утрачена.

В ежегоднике «Московский архитектурный мир» за 1912 год особняк Гавриила Тарасова с внутренним двором назван «сказкой былых времен».

После Октябрьской революции 1917 года и до 1937-го особняк занимал Верховный суд страны. Ныне в «московском дворце дожей» разместился Институт Африки.

Знать бы, изъявил ли предприниматель Артем Михайлович Тарасов, правнук Гавриила Тарасова, желание вернуть себе семейное достояние?!

Артем Михайлович, выдвинутый в годы перестройки в вице-президенты Союза объединенных кооперативов СССР, вошел в историю как первый легальный советский миллионер. Будучи членом КПСС, он за январь 1989-го с зарплаты руководителя кооператива «Техника» в 3 миллиона рублей внес членский взнос (3% от дохода) в размере 90.000 руб., чем всколыхнул все советское общество. Напомним, что в то время средняя зарплата по стране составляла 120 руб. Этот скандал привел к принятию властями принципиально нового закона о кооперации.

Если предки Артема покинули Россию после Октябрьской революции, то ему пришлось эмигрировать уже в новые времена, в 1991-м. Прибыв из Лондона, он чуть ли не с трапа самолета принял участие в выборах в Госдуму Российской Федерации и победил в Центральном округе Москвы. По окончании срока депутатской неприкосновенности наскоки на него возобновились, и он вновь убыл в эмиграцию. Домой, но отнюдь не в особняк на Спиридоновке воротился внучатый племянник Анри Труайя в 2003-м, выпустив через год в издательстве «Вагриус» автобиографическую книгу «Миллионер: исповедь первого капиталиста новой России».

Артема Михайловича Тарасова не стало в 2017 году.

БАЛОВЕНЬ ЖИЗНИ

На армянском участке Ваганьковского кладбища Москвы есть приметная могила. В ней захоронен человек, не давший загаснуть факелу Мельпомены в Московском художественном театре: в начале XX века, когда МХТ оказался на мели, любитель искусства московский миллионер Николай Лазаревич Тарасов (сын Лазаря Аслановича и Марии Сеферовны Тарасовых), двоюродный брат Анри Труайя, пожертвовал на спасение театра чуть ли не все свое состояние. Он же вместе с армянином Никитой Балеевым стоял у истоков рождения известного арт-кабаре «Летучая мышь».

«Баловень жизни, изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице, – так писал о Николае Тарасове театровед Николай Эфрос, – из-за несчастной любви воскресным утром 31 октября 1910 года застрелился». А было-то ему всего 28!

Проводить Николая Тарасова в последний путь вышла вся театральная Москва. Скульптор Николай Андреев сделал шокирующий по тем временам памятник – Николай Тарасов изображен в момент самоубийства. На постаменте – мертвое тело с беспомощно откинутой рукой.

В сороковые годы минувшего века в военной Москве бронзовое изваяние Тарасова исчезает с кладбища. Благо, если металл пошел для фронта.

…Начало девяностых. На Ваганьковском кладбище на могиле Тарасова при огромном стечении народа спадает покрывало со скульптурного изображения, и восхищенным взорам вновь предстает отлитый в бронзе Николай Тарасов. В постамент вделана медная табличка: «Мемориальный памятник меценату Московского художественного театра, основателю Театра-Кабаре «Летучая мышь» Николаю Лазаревичу Тарасову создан в 1911 году скульптором Николаем Андреевым. Утраченная бронзовая фигура воссоздана Юрием Григорьевичем Ореховым в 1991 году при помощи мецената Гамлета Ашотовича Мирзояна. Инициатива восстановления памятника принадлежит Московскому фонду культуры, а заботу по реализации замысла взял на себя художник Сурен Григорьевич Мальян».

Подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты