№ 21 (180) Ноябрь (1–15) 2011 года.

Давайте уважать и признавать «кулинарные гены» друг друга!

Просмотров: 4167

В последнее время на постсоветском пространстве, в частности в Закавказье, все чаще делаются заявления относительно патентования тех или иных блюд, продуктов питания. Недавно целый список съестного - в том числе хачапури, мацони, виноградная водка чача, сыр сулугуни, чурчхела (всего 10 наименований), - прошедшего процедуру сертификации, представила Грузия, потребовавшая от России признания этого факта. Попытки ввести в разряд собственности ассортимент кавказских блюд не единичны – ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев на открытии здания Национальной академии наук как бы к слову отметил: армяне вновь претендуют на нашу долму. Периодические «кулинарные нападки», несомненно, имеют политический подтекст. При этом удивляет индифферентность соответствующих структур Армении, по сей день не предпринимающих реальных шагов для патентования исконно армянских блюд – фактически культурного нематериального достояния республики. Быть может, чиновников терзают сомнения относительно их армянских «корней»? С этим и иными вопросами мы обратились к Седраку Мамуляну – главе Общественной организации по развитию и сохранению традиций армянской кулинарии.

– Г-н Мамулян, Вы ратуете за сохранение традиций армянской кулинарии. Но можно ли пытаться сохранить то, что практически утеряно? На наших новогодних столах уже давно торжественно возвышается свиной окорок, запеченный в духовке, благоухает индейка и красуется салат оливье. Стол европеизирован донельзя, а из традиционных блюд на нем разве что толма…

– Это не совсем так. Армения ведь не только Ереван, это и периферия. А во многих областях сохранена не только рецептура, но и технология изготовления разнообразных блюд. Что до города, то и здесь кухня не сменила национальную принадлежность, а скорее трансформировалась в некий «армяно-европейский» конгломерат. Причем в ряде семей, благодаря бабушкам и прабабушкам, исконно армянские блюда, те самые, коими потчевали ранее во время обрядовых застолий, по-прежнему изготавливаются. И это не одно блюдо, и даже не два. Наша кухня весьма разнообразна. В 2009-м, когда мы развили активную деятельность, было решено провести выставку-дегустацию празднично-обрядовых блюд, подающихся по поводу таких церковных и народных торжеств как Вардавар, Сбхеч и др.

Так вот, не без помощи этнографов мы сумели накрыть стол, на котором наличествовало 68 традиционных армянских блюд! Признаюсь, были потрясены не только гости мероприятия, но и представители сферы общепита. Атмосфера царила практически средневековая. Все угощались и восторгались простотой и практичностью «древнего» новогоднего стола, на котором присутствовали компоты из сухофруктов, разновидности блюд из засушенных овощей (марьямапур), разного рода халва, большой выбор сластей, именуемых «клондак». В шутку я называю их «армянский сникерс», а на деле это, пожалуй, первое в мире кондитерское изделие, замешанное на поджаренном в тонире, а затем смолотом зерне, меде или дошабе (виноградном или тутовом густом вареве. – Ред.). О толме я уже и не говорю – существовало множество разновидностей. От «пасуц толмы» (в ее составе масса круп и бобовые) до толмы традиционной. Которые, согласитесь, успешно дошли и до наших дней. Но были и иные, совершенно незнакомые – например, «патила». Слоями укладывались лаваш и «тхал» – известная современникам «гагурма» (самое первое в мире консервированное мясо). Ингредиенты отправляли в тонир, превращая их в неповторимое блюдо.

– Тот, кто был в Грузии, знает - на каждом шагу можно угоститься не только хачапури, но и хинкали, лобиани, чахохбили, хашем, на пляже разносчики активно предлагают чурчхелу. Но что можно заказать в армянских ресторанах? Хоровац? Аджарские хачапури?..

– Вы совершенно правы. Список невелик. И чаще в нем нет места исконно армянским блюдам. И в первую очередь вина в их забвении лежит на нас, поварах. Посмотрите на наши рестораны – в большинстве меню значатся блюда максимально легкие в приготовлении. А ведь только в армянском языке слово кухня – «хоханоц» – означает место, где творит мысль! «Хох», то есть мысль, и «аноц» – делать, творить. Однако ныне, если заболел повар, можно выйти на улицу и запросто отыскать человека, способного в два счета сварганить «хоровац» или сварить «хашламу». Ресторанов, специализирующихся исключительно на традиционной армянской кухне, у нас единицы. Но наша организация работает в этом направлении. И в ряде точек общепита, где трудятся члены нашей организации, уже активно пропагандируются исконно армянские национальные блюда.

– Но не обречены ли такие рестораны на прозябание?

– Напротив. На данный момент спрос довольно высок. Правда, в основном со стороны туристов. Но, знаете, новое, а точнее, хорошо забытое старое меню все больше облюбовывает и местное население, приводящее в ресторан своих гостей. Думаю, это первый шаг на пути к цели!

– Но сколько еще нужно таких шагов, чтобы достичь результата, которого наверняка проще было бы добиться при господдержке, а не силами общественной организации? Ведь речь, по сути, идет о проблеме государственного масштаба.

– Да, это несомненно так. Но прежде мы должны быть понятыми государством. Наши программы на 2012 год уже представлены в Министерство культуры. Надеемся, они получат одобрение. Помимо трех фестивалей, ставших уже традиционными – празднично-обрядовой кухни, хороваца и толмы, – нами предложено провести два совершенно новых. Пока Минкульт выразил готовность поддержать фестиваль толмы. Думаем, и в иных начинаниях тоже можно будет рассчитывать на содействие. Впрочем, и собственными силами мы предпринимаем, что можем – скажем, 14 октября намерены провести Всеармянский форум поваров. В его рамках будет создана Всеармянская ассоциация поваров. Что заметно облегчит процедуру этнографических исследований, сбора рецептов, которым мы регулярно занимаемся – причем не только в деревнях или отдаленных уголках нашей страны, но и в диаспоре.

– Да, но пока суд да дело, Грузия или иные страны успеют запатентовать все остальные исконно армянские блюда и продукты. Не поздно ли будет после драки кулаками-то махать?

– А мы и не намерены махать кулаками. Кухня - не место для разборок. Тем более, что тот же хаш запатентован Грузией уже очень давно. Мне об этом стало известно еще в 1985-м, когда в Киеве я проходил курсы повышения квалификации. Лектор, указывая на слайд с хашем, сказала: «А это блюдо – «хаши», признанное Грузией, но исконно армянское. Армяне почему-то регистрировать его не торопятся». Кто должен патентовать и как – ответ я не услышал и по сей день. Но мы уже поднимали вопрос в Министерстве культуры. Заявили, что готовы собрать все этнографические исследования, обобщить их, предъявив список блюд, которые следовало бы зафиксировать как нематериальное национальное достояние. Начальник управления культурных нематериальных ценностей Арменак Петросян обещал помочь.

– А в чем, собственно, загвоздка? Если не ошибаюсь, в Грузии даже нет организации, аналогичной вашей. При этом «кулинарный» вопрос активно продвигается. Быть может, наши госструктуры просто не уверены в наличии доказательств, так сказать, «армянскости» блюд?

– Мне сложно понять, в чем причина. Что касается доказательств - было бы желание начать процесс сертификации, а за нами дело не станет. Тем более, что в глухих деревушках наши бабушки до сих пор пользуются старинными технологиями и кухонной утварью.

– Да, но, быть может, и грузины готовы познакомить нас со своими бабушками, сохранившими старинные рецепты?

– Насколько я осведомлен, а я осведомлен достаточно хорошо, поскольку родился в Грузии и моя мама – грузинка, подобных технологий в тех краях нет. И при необходимости я смогу четко показать различие между исконно армянскими и грузинскими блюдами. Простой пример – тот же «мацони» или наш «мацун».

Ведь сам корень этого слова говорит о его «национальной принадлежности»: «мацун», то есть «мацуцик», что означает густой. О технологии изготовления уже и не говорю – только армянская бабушка получает «меран», (закваску) уникальным способом. «Шрдун» (это кусочек коровьего, козьего либо бараньего желудка) высушивают. После чего помещают в стакан воды, добавляя алычу или кизил. В результате брожения, получается натуральный «меран», или те же дрожжи. Из него-то и получают как мацунный «меран», так и хлебные дрожжи. Знают ли о «шрдуне» что-либо в Грузии? Думаю, едва ли. Или, например, что известно там о таких инструментах, как «хноци», «ерканкэ» или «сандэ»? Сохранился ли у них этот обиход? Я уже не говорю о «чоратане», продукте, производном от «мацуна». В дословном переводе это означает «сухой тан» («тан» в русском языке – пахта. – Ред.). Так вот, «чоратан» – уникальный кисломолочный продукт, сохраняющийся от 2 до 4 месяцев. И еще раз доказывающий оседлость нашей нации, ее древность. А главное, способный максимально эффективно пополнять потребности организма в разного рода микроэлементах.

– Если все так замечательно, стало быть, стоит вплотную заняться патентованием. Ведь, не ровен час, и серьезные претензии могут быть предъявлены к нашим экспортерам?

– Да, такая угроза есть. И хотя это вне компетенции нашей организации, но думается, если грузинам удастся добиться признания патента на «мацони», то это очень серьезно может ударить по нашим производителям. Причем даже на внутреннем рынке – вполне резонно у нас могут потребовать переименовать «мацун», созвучный «мацони», в нечто иное...

Знаете, в том, что происходит, виноваты мы сами. Если армянин открывает в Ереване ресторан, называя его «Грузинская кухня» и преследуя лишь одну цель – получение барышей, которые сулит раскрученный бренд, предлагает посетителям хаш и толму фактически как грузинские блюда, о чем после этого можно говорить? Но спросите у грузина, что такое «сунели», заведомо зная, что в переводе это означает приправа. И он скажет вам: «Сунели – это сунели!»... Скажу вам больше – пророй сами грузины признают армянские корни употребляемых ими блюд. В книге «Практическая энциклопедия грузинской кухни», изданной в 2010 году, ее автор Елена Киладзе утверждает: «...И именно из этих мест (речь идет об Ахалкалаки. – Ред.) по всей Грузии распространились блюда, к армянским названиям которых добавлены грузинские окончания – «чалахаджи», «хаши», «коркоти» и так далее...».

Есть и иные беспристрастные мнения специалистов – так, историк-международник Вильям Васильевич Похлебкин в энциклопедии кулинарного искусства, обращаясь к кавказской кухне, пишет, что все блюда, изготовляемые в глиняной посуде, имеют армянское происхождение. Ученый утверждает также, что обработкой зерновых – а ведь «коркот», «блгур», «дзавар», «ачар», «похиндз» – это ранее обработанные зерновые – занимались лишь армяне. Равно как и «битое» мясо – тоже дело рук наших предков. И пока мы мясо, обработанное таким образом, называем арабским словом «кюфта», Похлебкин утверждает обратное... То же касается и блюда «путук», произошедшего от армянского «путку» – названия глиняной посуды, где это блюдо готовилось. Азербайджанцы же, не имея буквы «п» сменили его на «п» с придыханием и нарекли «пити». Которое с успехом и оприходовали. Кстати, и знаменитое «цыпленок табака» тоже пострадало из-за буквы – ведь речь фактически идет о слове «тапакел», что по-армянски означает жарить. О чем, кстати, тоже отмечено в книге Елены Киладзе...

Такого рода заимствование – явление нормальное. Ведь наши народы веками жили бок о бок. И запатентовать те или иные блюда не самоцель и не стремление что-то доказать. Армянская кухня в этом не нуждается – миру давно известна «национальная принадлежность» той же толмы, давно запатентованной арабами, болгарами, молдаванами. Что вполне нормально. Ненормальным и возмутительным является факт «кулинарного воровства», когда государства не признаются в том, что позаимствовали и видоизменили чужой кулинарный бренд, а напротив, утверждают, что блюдо другой республики заимствовано у них!

– Но что же в таком случае делать? Ведь если толма уже зарегистрирована сразу в трех государствах, стало быть, фактически стала «неармянской»?

– Ничего подобного! Мало сказать, мало запатентовать, следует показать и доказать. Что мы и сделали – организовали первый в мире фестиваль толмы! На котором рассказали, что впервые толма была приготовлена из листа винограда, именуемого «толи». Отсюда и «толма»! Кроме того, мы представили порядка 70 разновидностей этого блюда, являющихся лишь толикой полного его ассортимента. Что воистину впечатлило гостей мероприятия, а сюжет о нашей толме два дня прокручивался в эфире CNN. Кстати, среди порядка 500 гостей было немало грузин – накануне мероприятия на таможне даже образовались очереди.

– Стало быть, нам удалось доказать, что у них, как говаривал герой «Мимино», «не умеют готовить толма»?

– Вовсе нет. Готовить умеют везде, только по-разному. И кухня, повторюсь, не место для распрей. Кстати, в будущем году мы намерены провести также фестиваль хлеба и хаша. Так вот, думаю, даже на последнем будет масса наших братьев-грузин, с которыми мы дружны. И они не намерены воевать на кулинарной почве. Напротив, недавно на одном из отечественных телеканалов был запущен проект «Мимино» с моим участием, где команды двух стран соревнуются в том числе и в приготовлении блюд. Но практически всегда побеждает дружба! Немудрено. Ведь наши кухни всегда сосуществовали – «купаты» и «бумбари», «чахохбили» и «хохоби» подобны сводным братьям. У которых «характеры» похожи, но «гены» все же разные. Так давайте уважать и признавать «кулинарные гены» друг друга!..

Ася Цатурова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Прекрасный материал! Надо возрождать национальную кухню и как можно скорее!
  2. А она никогда не угасала, наша кухня. Так что "возрождать" ее не стоит...
  3. Долма бастурма бозбаш..... опять приписываете себе?
  4. Ладно, сосед, не кипятись. Хотя я бы говорил про кулинарные "гены" не только армян и грузин, но и ваши тоже. Так было бы честнее. Кухня очень похожа у трех наших народов.
  5. Конечно, мы всю свою кухню себе приписываем. У вас всё взяли. Много веков жили, ничего не ели и не пили. Хорошо ваши орды кочевников с Алтая в средние века пришли, и мы смогли у них украсть рецепты блюд и себе эти рецепты приписать.
  6. Вот вы говорите так. Хорошо, если долма армянская как вы говорите в последние годы толма и азербайджанцы повзаимствовали у вас. А как же астраханские татары, каракалпаки, кумыки.... они тоже повзаимствовали у вас долму? И еше долма означает наполнять а не из листа винограда, именуемого «толи».Для непроходимых тупых типа Мамуляна долма бывает не только из виноградных листьев
  7. Вот вы говорите так. Хорошо, если долма армянская как вы говорите в последние годы толма и азербайджанцы повзаимствовали у вас. А как же астраханские татары, каракалпаки, кумыки.... они тоже повзаимствовали у вас долму? И еше долма означает наполнять а не из листа винограда, именуемого «толи».Для непроходимых тупых типа Мамуляна долма бывает не только из виноградных листьев
  8. Вот вы говорите так. Хорошо, если долма армянская как вы говорите в последние годы толма и азербайджанцы повзаимствовали у вас. А как же астраханские татары, каракалпаки, кумыки.... они тоже повзаимствовали у вас долму? И еше долма означает наполнять а не из листа винограда, именуемого «толи».Для непроходимых тупых типа Мамуляна долма бывает не только из виноградных листьев
  9. Давайте некого не оскорблять. Мое мнение такое что долма скорее всего тюркское блюдо. Но это ничего не значит. Армяне готовят нехуже
  10. тюрки-кочевники не выращивали виноград и капусту - времени на это не было. а вот напиток кобылий кумыс - это ихнее блюдо, не спорим. а вино - нет.
  11. Ребята, хватит вести глупые споры. Лучше готовят не армяне или азербайджанцы, а НАШИ мамы! Дай Бог им здоровья и долгих лет...
  12. Причем тут кочевники? Все откудато перекочевали
  13. Помнится как армяне с соплями на губах доказывали что бозбаш армянское блюдо а перевод с армянского не хотели говорить. Кстати господин Мамулян путку арабское название посуды и они готовили его раньше азербайджанцев и армян. Азербайджанцы у армян нечего неоприходовали. Вы видать непроходимый тупой как было подмечено. Прав был Гумилев- что плохо лежит подбирают армяне
  14. это вы когда готовите украденые блюда, то добавляете туда свои оригинальные сопли.
  15. Апрес, Андраник-джан, молодец! Наши мамы - самые лучшие кулинары. И для нас, и для соседей. Хватит спорить, господа!
  16. А вы читали мнение Маяковского об азербайджанцах? -"Эти люди не купаются,от них разит запахом вонючего сыра"
  17. ваши ученые научились фальсифицировать не только маркса со сникерсом, но даже Страбона с Геродотом.
  18. Чья бы кобыла мычала...!Азеры заявляют,что московский Кремль построили они.Дальше некуда.Вы еще смеете кого-то обвинять в фальсификациях?
  19. Вы о чем армяне?Забыли как ваши армяне заявляли про то как Америку открыли, все выдающиеся открытия они сделали, самая умная нация и все такое? Просто интересно сами не хотите подумать, почему армянские, азербайджанские, тюркские, блюда совпoдают. Почему армянские блюда не совпoдают с египетскими или индонезийскими например? Элементарно Ватсон! Присвоили долма -заполнять, бастурма- топить, бозбаш-серая голова, а по вашему голова проститутки.Помню как на армфоруме долму назвали толма, даже армянка юзер удивилась по этому поводу. Большинство фамилий армянских с азербайджанскими корнями Гюльбудагянцы, Агассияны, Аллахвердяны, Арзуманяны..... еше смеете что-то доказывать с соплями разбрасывая.
  20. У них одна истеричка Гаянэ Пингирян доказывала что Киев основали армяне. Еше другой не помню фамилию писал что Киев основал армянин Смбат и в начале город назывался Смбатос
  21. У них одна истеричка Гаянэ Пингирян доказывала что Киев основали армяне. Еше другой не помню фамилию писал что Киев основал армянин Смбат и в начале город назывался Смбатос
  22. Знаю. Помню Мономаха к себе приписали
  23. Наши соседи не понятно, татары, турки, албанцы, даже имели глупость назвать себя потомкомкоми армян, они до сей поры не могут определится от кого же они произошли, наши соседи которые еще с алфавитом не определились, пишут то кирилицей, то латинскими, я не удевлюсь если в скором времени в ихнем алфавите увижу армянские буквы. Племя которое никак не может определится кто же он токой, и ЗАЧЕМУ ОН ЗДЕСЯ, имеют претензии к чему-то, да рослабтесь найдете вы себя, когда не знаю, но не скоро, будет у вас своя кухня, культур-мультур, имейте терпения, поскольку 1920 году появились вы здесь.
  24. У нас алфавит латинский, правда там несколько букв своих. Мы как вы и алфавит не приписываем к себе. Эфиопский алфавит тоже оприходовали. Почему у вас все не ваша? Даже очень много слов в языке тюркские. Аркаин, зибил, джигяр..... Я еше не говорю о фамилиях. А блюда вообще долма(наполнять), бастурма(топить),бозбаш(серая голова),Говурма(варить)....Даже арабское название путку прибрали к себе .Так что это в вашем языке есть наши слова, а еше лаешь как мой песик. Кстати моего пса зовут Вазген.Но поверь это чистое совподение.
  25. А кто сказал,что зибил или джигяр армянские слова?Соответсвенно арп и оги звучит это по-армянски.Кстати моего пса зовем Анар.
  26. Джигяр - иранское слово, а насчёт алфавитов пусть алтайские проходимцы молчат. Исторически факт: авторы многих алфавитов - албанского, грузинского, кириллицы и др. - армяне. Бесполезно и не нужно недочеловекам доказывать что-либо.
  27. имя Анар имеет армянское происхождение: ан ар - не ар (не ариец).
  28. Слово "толма" в армянском языке происходит от слова "толи" - листья.Так что ни о каком татарском происхождении речи нет.Наоборот, по мнению историка и знатока кулинарии и национальных блюд народов мирв В.Похлебкина: -С XVII до начала XIX в. Армения была поделена между Турцией и Ираном. В этот период хозяйство Армении, её людские и материальные ресурсы пришли в упадок, но духовная и материальная культура не изменилась, не погибла и армянская кухня. Наоборот, армяне внесли свой вклад в кухню турок-сельджуков, так что многие истинно армянские блюда стали позднее известны в Европе через турок как якобы блюда турецкой кухни (например, долма)[; " Так что наши же блюда, обозвав на свой собачий лад нам же и выдают за свои.Все никак не могут смиритьмя, что отсталые были и из Алтая прикочевали.Хочется выглядеть более древними и благородными, а не выходит.
  29. Я не помню, что бы французы собак называли кутузов, или немцы-сталин...То что пса назвали Вазгеном, не говорит о наличии ума, я бы сказал напротив, пса назвали в честь ВЭЛЫКОЙ армии которая бежала от Вазгена Саргсяна, я вас понимаю, вы проиграли войну не только физически, но и морально,<<У нас алфавит латинский, правда там несколько букв своих.>>, как в дед саде честное слого, что то букв этих не видно, замаскировали наверно, что бы армяне не украли. С бастурмой спорить не буду это тюрское, и никогда не было армянским,что связано с толмой(долма), то наши соседи поменяв одну букву т на д, называют блюдо турецким,иногда и азербаджанким, слого толма имеет два корня толи и ма, толи(виноградная лоза), ма(рожденный)-хахохацин, в далнейшем разновидностей толмы стало много, заворачивали и вкапустные листья, и виноградные, и листья стручковой фасоли, заметте, что заворачивали, а не нопалняли, и только летняя толма или как ее еще называют Эчмиадзинскую наполняют, на счет Боз баша, путука(супы которые готовятся в глиняной посуде), скажите пожалуйста какое кочевое племя имела столько времени между набегами и разбоем, слесть сконя и зделать глинянную посуду, садж ваша посуда, металическая посуда в виде щита, повернеш в одну сторону можно кашу сварить, повернеш в другую, лепешку спечь, на худой конец можно ночью и под голову подлажить.
  30. только у армянина хватит терпения и мастерства изготовить настоящую бастурму. это армянское блюдо!
  31. Как может быть долма от толи если долму делают не только из листьев винограда? Есть много разновидностей долмы. Почему именно от толи? И еще: Если долма армянское блюдо почему его готовят и татары и каракалпаки и кумыки и турки и азербайджанцы.... Обрати внимание тюркские народы.Кстати в Азербайджане называют Ярпаг долмасы, т.е наполнять в листья-перевод, или кялям долмасы-наполнять в капусту.... Хачатур Абовян писал:Армяне во всем стараются походить на турок, одеваются как они, готовят, даже поют по тюркски......
  32. Вот ты говоришь что азербайджанцы поменяли букву.Раньше армяне называли типа от слова тол, виноградный побег сейчас перешли на толи сорт виноградного листа, что придумаете в будущем? Кстати букву т армяне начали ставить в 2005ом году до этого не 1 армянин не говорил толма. Хотите докажу ссылкой на армсайт? А на счет войны я тебя понимаю вы армяне любите разукрашивать свою историю. Читаешь ваши войны одни победы тогда почему империю не создовали а клянчились под народами и ваших женщин имели все кому не лень. Это цитата не мои слова. Война еще продолжается есть перемирие неболее в конце войны только не орите как ослы про очередной две тысячи сто девяностый геноцид армянского народа. В одном армянском сайте армяне резко назвали долму толма. Даже некоторые армяне сами удивились: почему вы долму называете толма? Ответ был такой: одна буква а какой эффект
  33. Дорогой сосед, ты местами прав, было сильное влияние Османской империи. А так, вы на фиг нам сдались, убийцы детей и безвинных людей! Есть среди вас хорошие люди, но вы же не раскаиваетесь за чудовищные злодеяния в 1988-90 гг. в Сумгаите и Баку? Прямо на улице обливали прохожих армян бензином и сжигали, бросали людей из окон в костёр... и после этого лезете сюда общаться и злословить? Ну и что, долму делают также тюрки? Армяне живут во всех не озверевших странах и готовят там свои блюда. Считайте долму своим блюдом, ради Бога. Вы привыкли присваивать себе чужое. Мы-то себя и своё знаем! У татар замечательные блюда, но они не вы, татары великий народ с великими культурными традициями. Да и по происхождению татары не тюрки, а арийский народ. Под игом ваших предков-зверей они стали вам "родственниками! Короче, оправдай Дарвина! Мы вам зла не желаем, но в случае чего ответим, есть чем, стократно большим злом!
  34. Армянам.Как можно придумать блюдо а название дать на чужом языке? Нонсенс.
  35. если вы, азерб. нападёте на Армению и Арцах, то весь Азерб-н будет стёрт с лица земли!
  36. А кто вам сказал, что "тол" или "дол" ваше слово? Вы и на хаш глаз положили, хотя хаш исконно армянское блюди, хаш армяне ели ещё тогда, когда вы карапкались по китайской стене, а "хаш" - чисто армянское слово "варь", "варить" - "хашел". И Ваше имя, уважаемый, армянское. Оно пришло к вам от арабов, а арабы армянские имена читали справа налево. Приятного апетита!
  37. Я знал что у армян мания величия теперь убедился на 100%.Мое имя с арабского означает обычай и нечего общего с армянским. А ваши имена и фамилии уйма тюркских и сами это прекрасно знаете. Ворованная вами "Аршин Мал Алан" вообще был шедевром. Спорить конечно бесполезно стало с тех пор как некий армюзер Карабекян на форуме хаястан доказывал что его фамилия чисто армянская восходит к родовитому сословию,)))) правда потом модератор Карс удалил его фантазию. Кстати хочу отметить что слово арам по азербайджански означает тихо медленно. Арам арам - тихо тихо.
  38. Расим, не обижайся, но ты в лингвистике тонкостей не знаешь. "Кара бек" тюркское: "Чёрный князь". Ты прав. Но Арама не трогайте! Ар Ам - Верховный Бог на древн. арм. Возможно, что-то арам у вас означает, но это случайное сходство и не имеет никаго отношения к армянскому имени Арам - имени царя Армении Арама, жившего 4000 лет назад (на него сионисты положили глаз, вы опоздали). Ваших чобанов тогда ни в Армении, ни поблизости не было. А что касается "Расима", то его арабское значение не означает, что это имя арабское, т.к. это поздее значение и к происхождению древнеармянского слова "мисар" (мис ар - красивый мужчина) никакого отношения не имеет. Не спорь со мной, не потому что ты мой нехороший сосед, а потому что я знаю, а ты не знешь. Скажи мне "спасибо" за ликбез. Здоровья тебе! Встретимся - угощу чаем. Водку-то не можете пить! Кишка тонка. Впрочем, мои армейские друзья-азербайджанцы водку пили неплохо. Хорошие были времена и люди! Теперь, Расим, мы враги. Неприятели. В лучшем случае, не друзья. Удачи!
  39. Если я чобан то ты не умнее барана. Что у вас за традиция сочинять? Давно доказано что ар от тюркского мужчина перешло слово в армянский язык. Как арабы могли у армян перенять это слово. Читаешь армян и вспоминаешь сказки. Армяне всем все создали не у кого нечего не оприходовали. Если такие умные почему в армении не создаете а как цыгане согласны хоть в Папуа-Новая Гвинея жить чем в Армении?
  40. многочисленные лингвистические спекуляции-фальсификации встречаются на страницах учебников по истории Азерб-на. так что нечего удивляться на умонастроения расимов.
  41. не удивляемся, дорогой, а охреневаем... запустили алтайбаранов в армянский огород, теперь бараны права качают... самое глупое дело с этими идиотами о чём-либо дискутировать... наглые, тупые, прут и прут... с ними можно разговаривать только на языке ракет...
  42. Эти как ты называешь бараны всю жизнь ваших женшин трахали и сейчас в Турции дешевых армянок много
  43. Вот и весь уповень азербаранского писаришки. Баран есть баран, хоть на Алтайе, хоть на Кавказе! И зачем Анисон терпит тут этих скотов? Или он тоже того?
  44. культурно общались пока шлюхин сын вроде тебя не обосрал свойже армянский сайт. Твою маму ебал шлюху армянскую
  45. продолжай ебать свою сучку-мать, скотина, баран-оглы, придёт день вас отправим обратно на ваш скотник на китайские свалки, а лайать на АРМЯН, это единственно, что умеете, КАРАВАН ИДЁТ и растопчет азермразь!
  46. В редакцию Day.Az поступило письмо от нашего постоянного читателя, представившегося Натиком Гамидовым. "Здравствуйте, уважаемая редакция Day.Az! На некоторых пассажирских автобусах в Баку установлены громкие, душераздирающие сигналы "воздушка". Водители с большим удовольствием пользуются этими сигналами в жилых массивах, вблизи больниц, детсадов и школ. Думаю, излишне говорить об их вреде для здоровья детей и пожилых людей. Прошу поднять этот вопрос", - говорится в письме. Прокомментировать этот вопрос Day.Az попросил начальника отдела по связям с общественностью Главного управления государственной дорожной полиции (ГУГДП) Кямрана Алиева. "Согласно закону Азербайджанской Республики "О Дорожном движении" звуковая сигнализация используется только в следующих случаях: вне населенных пунктов, когда это необходимо для предупреждения других водителей о намерении начать обгон; для предотвращения дорожно-транспортного происшествия", - отметил он. За нарушение правил использования звуковой сигнализации предусмотрен штраф в размере 15-20 манатов, в соответствии со статьей 151.1 Кодекса Азербайджанской Республики "Об административных правонарушениях". К сожалению, водители пассажирских автобусов и индивидуальных транспортных средств пользуются звуковой сигнализацией по своему усмотрению, что является нарушением правил дорожного движения. По словам К.Алиева, в ходе проводимых рейдов сотрудники дорожной полиции сталкиваются с фактами самовольного оснащения пассажирских автобусов специальной звуковой сигнализацией. При выявлении таких фактов инспектора дорожной полиции принимают меры по изъятию таких сигналов и привлечению нарушителей к административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 30 манатов, заявил представитель ГУГДП. Кроме того, бывают случаи, когда некоторые водители устанавливают на своих машинах сигналы, имитирующие звуки, издаваемые животными. "Это оказывает негативное влияние на психологическое состояние людей. Сотрудники дорожной полиции регулярно проводят рейды с целью предотвращения установки подобных сигналов на автомобилях", - резюмировал К.Алиев.
  47. вас как ебали мы так и ебем. Кто вас ебал того и фамилию взяли. Ваши мамки и бабушки всегда были шлюшками и этим вы гордитесь? "Армяне, первая нация, начавшая использовать своих женщин в качестве подстилки под другие народы, как способ выживания"Карл Маркс.Адам Мец, по происхождению швейцарский еврей, освещая историю и культуру халифата писал: "Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено... Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь" (Адам Мец "Мусульманский Ренессанс " М. 1966. с. 140-141). "Широко использовав лжесвидетельство, армяне из безземельных пришельцев захватили огромные пространства казенных земель"Шавров
  48. «Исторические судьбы армянского народа доказали с неопровержимой точностью полную неспособность этого народа к образованию самостоятельного государства» А. Френкель. Арменин не национальность а профессия - профессия воровать Гумилев.Армения, как государство, не играла никакой значительной роли в истории человечества, ее название было географическим термином, распространенным армянами, она была местом разрешения споров сильных государств - ассирийцев, мидийцев, иранцев, греков, монголов, русских… Патканов.
  49. Расим, не сыпь им соль на рану. Бунларын анасыны сиким.
  50. Не реагируйте на лай! Не унижайтесь до их базарного уровня! Вы древнейшая нация на земле и Будущее за вами! А мы с вами!
  51. у Азерб-на сейчас есть два варианта выбора: либо сохранять статус-кво, либо дальнейшая фрагментация (на Лезгистан, Талышистан и т. д.). Разрушение ИРИ явиться катастрофой для азерб. правящего режима.
  52. Толма, как я уже писал происходит от армянского "толи" - листья.Это первоеначальный вариант.Далее толмой стали называть и другие блюда, где в вместо виноградных листьев использовались листья капусты, помидоры, перец, баклажаны и др.От армян толма перешла к тюркам, а потом уже под якобы тюркским названием стала известна в Европе.Кроме того, не только тюрки полюбили толму.И нетюркские народы юга Европы , такие как болгары, сербы, хорваты, греки и др. приготавливали толлму под названием голубцы.Кочевник же, к которым причисляются тюрки жрали в основном жареную конину и баранину.О каком тюркском происхождении можно тут говорить, если у кочевника овощеводства не могло быть как такового?.Вся ваша наглая претензия на тюркское происхождление толмы и других упомянутых блюд - это ,их тюркское название.Да,в Османской империи турки, как доминирующая и подавляющая нация, называли понравившиеся блюда других народов, на свой тюркский лад. Но от этого эти бдюда не стали "исконно тюркскими". Другое дело, что за столетия, с момента прихода первых орд кочевого сброда на Бл. Восток , Закавказье, юг Европы, турки впитали в себя многие черты коренных народов.В том числе и переняли национальную кухню и стали считать ее своей.Естественно, толма вкуснее выреной конины.Более того, кое- кто и руки мыть с мылом перед едой научился. Но от этого само мыло не является тюбркским изобретением.
  53. Слышь чушка Ты читал Абовяна Если нет я тебе процитирую кое что от него. Армяне во всем старались быть похожими на турок даже одевались как они пели на ТЮРКСКОМ(ЛИБО АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК ОЧЕНЬ БЕДЕН) готовили.......... Как могут например уйгуры Китая и каракалпаки Узбекистана перенять долму у армян. Сам подумай своим плоским затылком и сообщи. На счет кочевников скажи как хайкосы из Месопотамии приползли в Урарту оттуда в Киликию, а оттуда обратно к Вану и дальше в Эриванскую губернию? Все народы мира кочевали в том числе предки европейцев индоевропейская группа языков из Индии приперлись
  54. Армянин, доктор исторических наук Л.Б.Арутюнян пишет: "Армянский народ одновременно в результате взаимовлияний воспринимал также культуру окружающих его народов. Такое широкое влияние отразилось и на характере ПИТАНИЯ, который, изменяясь в течение многих веков, получил в конце концов свой национальный самобытный облик" (2, стр.29).Дальше армянин Еремян пишет:"для обозначения отдельных блюд в армянский язык проникли термины турецкого и персидского происхождения".А В частности название этого блюда "толма" произошло на почве турецкого толкования этого слова в форме "долма".....(2, стр.26). Все это из книги "Армянская кулинария", выпущенная в 1960 году Министерством торговли Армянской ССР (М., Госторгиздат, 1960 г.) редактор А.С.Пирузян.
  55. Говорят тебе, пошёл вон! Ты пачкаешь людей.
  56. Давно тут гадит один осёл под разными никами, Ататюрк, Мехмандар, Расим, Хуйасим и т.д. Вывод: 1) либо Главред не имеет чувства национального достоинства; 2) либо Главред это делает специально по поручению поджигателей; 3) либо тот же Главред не армянин, а играет роль армянина. Слухи ходят, что он еврей-сионист. Если это не так, то пусть Главред объяснит своим армянским читателям, почему он устами азеров хамит армянам?
  57. Даже если ми переняли утурков эти блюда что тут плохово
  58. Не прикидывайся овечком, ты же волк и съел немало людей в 1988 году в Шенгавите и в 1990 году в Бакуракерте. Если мы приняли чужое хорошее, то им спасибо! У вас же мы ничего путного не взяли. Вы насквозь лживые существа и об этом прекрасно знаете, но вы молодцы, т.к. только зверь может создать государство из ничего! Нам давноооооооооооооооооооооооооооооо надо вести с вами отношения по вашим зверийными правилам. Так и будет! Тогда мы сотрём мусор с лица армянской земли! Так и будет!!!
  59. Открылся в Баку первый McDonalds и полгорода пришло на «событие», толпа, давка… Первый клиент: - Салям, этот есть, гамбургэр, да? - Извини, дарагой, нэту гамбургэр. - Вах.. тогда чизбургэр есть, да? - Чизбургэр тоже нет, уважаемый.. - Слушай друг, дай биг- мак тогда. - Канэшна дарагой, канэшна биг-мак.. только нэту биг-мак, извини, да.. - Как так, это нет, то нет, савсэм ничего нэт! - Зачэм кричишь, уважаемый, как ничего нэт, все есть! шашлык есть, кебаб есть, баклажаны, зэлень...
  60. .
  61. Ya xochu turkam skazat chto yesli nazvaniye turkskiy eto ne znachit turkskiy yeda. Sosedniye narodi vsegda turkskiy yeda gotovet
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты