№ 15–16 (245–246) сентябрь (1–15) 2014 г.

Как поднять альпинизм в Армении на высоту Эвереста

Просмотров: 4349

Спортивный туризм в Армении сегодня принято рассматривать как часть туристического бизнеса. Правда, по мнению известного покорителя вершин Александра Маиляна, туристический и спортивный альпинизм сильно отличаются и требуют разного подхода. В первом случае бизнес-туры для любителей приносят определенную финансовую выгоду организаторам.

А вот профессиональный, спортивный альпинизм сегодня существует фактически лишь на энтузиазме старой школы.

Наш бизнес не любит вкладывать деньги в проекты, которые не приносят сиюминутной прибыли. Хотя однажды в беседе с одним отечественным олигархом мне пришлось услышать мнение, поразившее своей неординарностью: «Мой вклад в спорт очень часто называют эгоизмом или корыстью. Согласен, моя стратегия – в соединении бизнес-интересов и государственной политики, я помогаю растить спортивную, а значит, здоровую нацию. А здоровая нация – это сильная армия, которая будет защищать в том числе и мой бизнес, работающий на благо страны». Но, пожалуй, это мнение – единичное для представителей делового мира.

Несмотря на то, что сегодня в Армении создано несколько федераций по альпинизму, говорить о возрождении былой славы пока не приходится. «Конечно, отрадно, что одним из приоритетов нынешнего поколения стал спортивный образ жизни: скайраннинг, парапланинг, скалолазание. Я приветствую тот факт, что молодые пытаются восстановить такой вид спорта, как альпинизм, который незаслуженно был забыт лет двадцать назад. Однако уровень подготовки пока даже с натяжкой трудно назвать профессиональным. Пока это походы, где демонстрируется красочная экипировка и дорогое оснащение, но никак не спортивный альпинизм», – считает Александр Маилян, за плечами которого восхождения на высочайшие вершины мира.

Кстати, сам он «заболел» альпинизмом почти случайно. Поступив после политеха на работу в Институт радиофизических измерений, познакомился с членами секции по альпинизму, которая позже вошла в состав Закавказского военного округа. В результате забросил интересную тему кандидатской диссертации и с головой ушел в новое хобби, которое со временем переросло в большую любовь. Будучи профессиональным альпинистом, ставил главной целью своей жизни покорение вершин. И хотя считает, что пришел в спорт поздно, все же за два-три года успел пополнить командную копилку наград чемпионскими титулами, серебряными и бронзовыми медалями на соревнованиях с лучшими спортсменами страны из вооруженных сил.

Рассказывает, что в начале спортивной карьеры одной из сложнейших стала для него гора Ушба, где большинство маршрутов считается повышенной сложности. Затем, когда появилась возможность поехать на Памир, в одном только девяностом году в течение месяца Маилян с командой совершил три восхождения на самые высокие точки СССР – пик Ленина, пик Корженевской и пик Коммунизма. Среди семитысячников оставался непокоренным лишь пик Победы, который приравнивается к восьмитысячникам и предъявляет очень высокие требования к физической и моральной подготовке восходителей. Сложную и опасную гору планировалось покорить в 1991 году.

Но вскоре Федерацию по альпинизму при Госкомспорте распустили, прекратив ее финансирование. Новые времена диктовали новые условия: кроме тренировок, приходилось думать о том, где достать деньги на экипировку, снаряжение, зарплату тренерам, команде. На волне перестроечного движения был создан кооператив по промышленному альпинизму, и, как вспоминает Александр, в Ереване, наверное, не было ни одного моста, ни одной высотки, куда бы они не залезли в производственных целях. Между тем в смутные времена развала Союза необходимость в услугах промышленных высотников отпала. Жизнь в республике замерла на долгие годы.

«В стране появилось много проблем: последствия катастрофического землетрясения, энергетический кризис, беженцы, война, блокада. Я считал неприличным и аморальным ходить по высоким кабинетам для выбивания бюджета на высотные восхождения», – вспоминает собеседник. И все же 24 сентября 1991 года, в разгар военных действий, их команда – Александр Маилян, Айк Тоноян, Григор Татурян и Александр Агабабян – первыми в современной истории поднялась на Арарат, откуда в подарок Католикосу всех армян Вазгену Первому принесла в кувшине библейскую землю.

Но особенно памятно для Маиляна признание азатамартиков, благодаривших альпинистов за смелый шаг: ведь восхождение на Арарат можно было считать не только спортивной победой, но и политическим актом. О покорителях вершины писали известные американские издания, а вот в родном отечестве об альпинизме как-то стали забывать. Еще какое-то время спортсмены надеялись, что чиновники или меценаты вспомнят о них, несколько раз обращались к чиновникам и политикам, чтобы рассказать им о необходимости возрождения профессионального альпинизма в нашей стране. Говорили о том, как важно установить наш флаг на высочайших пиках мира, на Эвересте, который уже покорили альпинисты из Ирана, Грузии, Азербайджана. И получали отказ.

И хотя сегодня команда разбросана по свету, Александр продолжает верить, что восхождение первой армянской экспедиции на Эверест обязательно состоится. Для него это будет еще один рекорд, в альпинизме приравненный к олимпийской победе.

«Мы планируем приурочить установку нашего триколора на одной из высочайших вершин мира к столетию геноцида армян в Османской Турции. Конечно, восхождения армян в составе команд других стран – России, США – случались и раньше. Наш соотечественник, прославленный тренер из Закавказского военного округа, единственный армянин – обладатель престижного титула «Снежный барс» Лев Саркисов покорил Эверест в весьма почтенном возрасте, за что был внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Но вот настоящей армянской экспедиции еще не было», – продолжает собеседник. Кстати, самому Александру Маиляну не хватило всего одного, пятого семитысячника – пика Победы, чтобы стать обладателем «Снежного барса». Но он по-прежнему полон сил и верит, что рано или поздно это обязательно случится.

Им не раз обещали помочь частные благотворители и государственные мужи, в том числе в Карабахе. Но их энтузиазм гас при знакомстве со сметой: цена вопроса составляет 35 тысяч евро на человека, включая экипировку, снаряжение, плюс разрешение (пермит) на восхождение, которое единоразово выдается на пять человек и стоит 50 тысяч евро.

За плечами Маиляна не только профессиональный спорт, но и работа в Международном Красном Кресте. Трудно перечислить количество стран, где он принимал участие в гуманитарных миссиях. За последние десять лет семь «календарных» жил в Афганистане, Пакистане, Судане, Киргизии, Таджикистане, Израиле, где порой приходилось работать сутками и спать в палатках вдали от благ цивилизации. Очень пригодилась спортивная закалка, тренировки и опыт восхождений на самые высокие вершины мира.

Но главное сегодня – это большие планы на будущее. Хотя иногда, очередной раз наткнувшись на стену бюрократического непонимания, ему хочется опустить руки. Но все равно Маилян верит, что рано или поздно армянский спортивный альпинизм наберет прежнюю высоту. Что для этого надо? Внимание государства к горным видам спорта и финансирование. Сегодня Александр Маилян занят новым проектом, который должен объединить альпинистов армянского мира под флагом нашей страны. Уже создан армянский альпинистский клуб, куда вошли дети старшего поколения альпинистов. Набор продолжается. «Молодежный азарт и опыт ветеранов помогут добиться хороших результатов, – говорит он. – Уверен, что наш флаг, установленный экспедициями из Армении, еще не раз будет гордо развеваться на самых высоких вершинах мира».

«Думаю, что в среде наших соотечественников из диаспоры мы сможем найти поддержку, тем более если учесть, что корни многих из них – в Западной Армении. Буду признателен всем, кто предложит свою помощь, обратившись к нам по электронной почте [email protected] или телефону + 374 91 50 85 81», – призывает Маилян.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Команду армянских альпинистов, - на Вершину Эвереста!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты