№ 05 (152) Май 2010 года.

Ян Гиллан – правнук Ноя и друг армян

Просмотров: 6504

В рамках благотворительного проекта «Рок в помощь Армении» в Ереване в зале Арама Хачатуряна Оперного театра с необычайным успехом прошли концерты легендарного вокалиста рок-группы «Deep Purple» Яна Гиллана. Именно эта группа одна из первых отозвалась на разрушительное спитакское землетрясение 1988 года, организовав запись «Альбома Землетрясения» с участием рок-звезд (стотысячный тираж которого был продан за 4 недели), а весь доход от альбома – один миллион фунтов стерлингов сразу был передан Армении.

Ян Гиллан стремителен, остроумен, но при этом крайне деликатен… Мнения свои выражает открыто и определенно, без оглядки. Спустя столько лет его пение обрело какую-то новую свежесть, острую, легкую, щемящую.

– На днях по местному ТВ передавали рок-оперу «Jesus Christ Superstar ». До сих пор образ Христа так убедителен… Как Вы пришли к вере в Бога?

– До 14 лет я рос, как это принято в Шотландии, как самый обычный христианин. Потом, когда мне в руки попала Библия и я стал ее изучать, сразу же проникся верой в Бога. Понял, что Иисус, по сути, переживал драму человеческого искупления. Я понял также, что внутренняя мука и конфликт придают силу и человеку. Потом уже, работая над партией Христа в рок-опере Вебера и Райса, я узнал, что именно армяне первыми приняли христианство как государственную религию. Сейчас, пребывая на вашей земле и чувствуя себя правнуком Ноя, я готов поверить, что все начиналось именно отсюда…

– Эти четыре дня, что Вы провели в Армении, стали настоящим праздником для любителей хардрока. К тому же для многих был неожиданный сюрприз – рок-музыка исполнялась в симфоническом сопровождении…

– Да, мы решили объединить два совершенно разных музыкальных направления, и надо сказать, что филармонический оркестр Армении, которым дирижировал Фридеманн Риле, классно справился с этой работой. Каждый звук, каждое движение отзывались в другом конце оркестра; оркестр был, как единое существо, с одной душой, с одним пульсом. И что меня более всего поразило: оркестр, у которого фактически не было опыта играть рок-музыку, сделал все на профессиональном уровне. Я был поражен: музыканты знали все, что мы когда-то исполняли.

– Вся выручка от Ваших двух концертов с Государственным филармоническим оркестром Армении будет направлена на восстановление музыкальной школы №6 Гюмри, в которой Вы вместе с Тони Айомми успели побывать еще в прошлом году. К тому же благодаря организаторам концертов – директору информационного агентства «Медиамакс» Ара Тадевосяну и руководителю австралийской организации «Do Something», организатору проекта «Рок помогает Армении» Джон Ди в Германии будет выпущен сингл «Smoke on the Water», который и представится на международном рынке.

– «Smoke on the Water» («Дым на воде»)… Эта песня была написана под впечатлением от катастрофы… Надо же, уже более 20 лет прошло с тех пор, как на лондонской студии «Метрополис студиос» шло представление пластинки «Рок помогает Армении». С нами тогда выступали Брайен Мэй из ансамбля «Куин», Дэйв Гилмор из «Пинк Флойд», Тони Айомми из «Блэк Саббат», Кит Эмерсон из «Эмерсон, Лейк энд Палмер»… Это была прекрасная идея – помочь армянскому народу. К тому же всегда интересно работать с музыкантами такого класса. И дело даже не в деньгах. Все были так возбуждены, всем так хотелось быть полезными Армении… Вообще же я заметил, что в критической ситуации человек может выжить, забыв о себе и сконцентрировавшись на помощи другим. Это может звучать очень философски, но это так. И еще я заметил одну закономерность: дружба может быть только между добрыми.

…Мир изменяется, и не только благодаря политике и религии, но и благодаря усилиям музыкантов. Сейчас нужно больше понимания, больше человечности. И в этом может помочь именно музыка.

– Вы привезли с собой музыкальные инструменты – акустические гитары, комплект барабанов и тарелок самых известных фирм – и все подарили детям гюмрийской музыкальной школы. Какие воспоминания Вы увозите с собой ?

– Ваш дудук… Этот музыкальный инструмент ранил мое сердце. Он мне напомнил музыку кантри, да, да, именно музыку кантри. Но меня ранило еще и другое. Я узнал, что после землетрясения на армянских свадьбах теперь уже никогда не звучит музыка. Как жаль… Я понимаю, что есть невосполнимые потери, но нельзя «зарываться» до такой степени. Человек должен обладать и время от времени пользоваться силой разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше. У вас же растет такая талантливая молодежь! Хотя бы ради молодых надо встрепенуться, ожить. Именно музыка должна стать терапией – избавлением от боли и тяжелых воспоминаний.

…У меня есть друзья и в Британии, и в Америке. По их рассказам я воспринимал Армению как красивый оазис с экзотической природой. Но не экзотика меня поразила – сам народ. Духовный и великодушный, как у меня на родине. Я и не думал, что найду в вашей стране так много друзей. А еще я обещаю, когда прозвучит первая зурна, я снова приеду в Армению и прямо в Спитаке организую большой фестиваль рок-музыки. А что? Может даже такое случится, что, приехав в следующий раз, согласно законам Армянской Церкви, я снова обвенчаюсь со своей женой в одной из самых древних церквей Армении.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. DEEP_PURPLE forever
  2. Все мы в какой-то мере правнуки Ноя.
  3. Кари, спасибо за знакомство с Ян Гилланом!!!
  4. Ян Гиллан - друг армян похоже на Винетту - друг апачей.
  5. Вообще говоря Виннету, не друг апачей (индейцев), а вождь.Другом был, как известно, некто Следопыт.Белый человек...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты