№ 12 (195) Июль (1–15) 2012 года.

Совпадут ли Южный Кавказ и Евразийский союз?

Просмотров: 2920

В последнее время в разных странах все более активно обсуждается перспектива создания Евразийского союза – конфедеративного межгосударственного объединения с определенной, возможно, высокой степенью интеграции в политическом, военном, экономическом, таможенном и культурном пространстве. По мнению его отцов-основателей – Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева – в современном мире, характеризующемся сотрудничеством и конкуренцией целого ряда интеграционных систем, этот союз может и должен стать «одним из полюсов притяжения».

В настоящее время локомотивом такого союза выступили Россия, Казахстан и Белоруссия, уже создавшие у себя наднациональное экономическое объединение – Единое экономическое пространство (ЕЭП) и делегировавшие ему некоторую часть своего суверенитета. Киргизия и Таджикистан подали заявки на вступление и в рамках правил этого объединения ведут работу по приведению своих законодательных и иных систем в соответствие с его требованиями. Еще три страны – Украина, Армения и Молдавия – подписали Соглашение о свободной торговле, что рассматривается как первый шаг для принятия решения о вступлении. С некоторыми другими странами постсоветского пространства ведутся интенсивные переговоры о вступлении.

Вместе с тем, обращает на себя внимание, что, в отличие от некоторых государств Средней Азии, в общем и целом страны Закавказья с гораздо меньшим энтузиазмом относятся к возможному союзу. В чем же здесь причина? Есть ли у них перспектива в этом объединении и выгодно ли им потенциальное членство в нем?

Отвечая на этот вопрос, следует сразу же отбросить самопровозглашенные и частично признанные постсоветские государства Южного Кавказа – Абхазию, Южную Осетию и Нагорно-Карабахскую Республику. Понятно, что для них присоединение к новому союзу было бы прекрасной возможностью получения дополнительного признания и укрепления тем самым своей государственности. Но, к сожалению, в реалиях сегодняшнего дня именно это и является камнем преткновения для стран, являющихся их антагонистами, и, значит, предложений о вступлении для Сухума, Цхинвала и Степанакерта в обозримом будущем не поступит.

Иное дело в отношении Армении, Азербайджана и Грузии. В зарождающемся сообществе их, без сомнения, ждут и были бы рады видеть в числе вступающих. Однако ситуации во всех трех странах сильно отличаются друг от друга, и, на мой взгляд, в настоящий момент вряд ли какая-то из этих стран готова присоединиться к Евразийскому союзу.

В Грузии ситуация понятна – для нее вступление в подобный союз означало бы коренную перемену всего внешнеполитического вектора и смену вполне осязаемых и регулярных дивидендов с Запада на что-то пока только ожидаемое. То есть если блага от вступления в Евразийский союз для Грузии и поступят, то только в будущем, а потери будут ощутимы уже сейчас.

Учитывая невероятно высокую степень политической, экономической и иной зависимости Грузии от Запада и, в частности, от США, совершенно невероятно, что Тбилиси может даже рассматривать подобный шаг. Более того, в нынешних условиях Грузия будет даже противостоять созданию Евразийского союза – упустить такую прекрасную возможность лишний раз продемонстрировать Вашингтону и Брюсселю свою антироссийскую направленность власти Тбилиси не упустят. Именно в этом ключе следует рассматривать недавнее заявление главы грузинского МИД Г. Вашадзе, сделанное им в Киеве, о том, что создание этого союза представляет опасность для Грузии и для Украины.

Ситуация в Грузии похожа на положение в Азербайджане в смысле отношения к отколовшимся территориям – совершенно понятно, что членство в Евразийском союзе не решит их территориальных проблем в том свете, как это видится из Тбилиси и Баку, а значит, в политическом плане он для них бесполезен. И несмотря на то, что Азербайджан в несравнимо меньшей степени, чем Грузия, зависит от Запада в политическом плане, в плане экономическом он почти полностью основывает свое благополучие на продаже энергоносителей странам, которые бы предпочитали получать их в обход России, и в этом отношении присутствие Азербайджана в сообществе, строящемся как некая конкуренция этим же самым странам, в значительной степени нелогично.

Немаловажным является и тот факт, что, несмотря на то, что какая-то торговля между странами – кандидатами в члены Евразийского союза и Азербайджаном идет, кооперация их экономик и производственных цепочек уже утеряна, а значит, интерес к интегрированию будет не очень значительным.

Таким образом, в обозримом будущем не стоит ожидать заявок на вступление в Евразийский союз от Тбилиси и Баку. Но как с этим обстоит дело в Ереване?

Стоит признать, что, размышляя непредвзято, очевидной становится некая объективная неоднозначность интереса Армении к вступлению в новую организацию. Здесь есть плюсы и минусы.

В качестве плюсов можно учесть более значительную экономическую интеграцию не только с Россией, но и с целым рядом стран постсоветского пространства, на рынках которых продукты из Армении будут по определению приняты гораздо более благосклонно, чем где-нибудь в США или в Германии. Кто знает, может быть, именно это сможет дать толчок развитию армянской экономики?

В политическом плане Армения сможет усилить свое влияние на пространстве бывшего Советского Союза, и произойдет это за счет участия в объединенном правительстве Евразийского сообщества. В гуманитарном и культурном аспектах участие Еревана в новом блоке также представляет немалые выгоды.

Вместе с тем, членство в Евразийском союзе никак не поможет Армении разрешить вопрос Нагорного Карабаха политическим путем, обезопасить себя от угрозы военного столкновения или снять экономическую блокаду со стороны Баку и Анкары, и, значит, как и для Азербайджана, выгоды от участия в нем представляются, как минимум, неполными.

Кроме того, выглядит вполне реальным, что полноценное членство в Евразийском союзе приведет Армению к дилемме выбора между ним и движением к Евросоюзу. Очевидно, что, несмотря на все политкорректные заявления лидеров стран, Евразийский и Европейский союзы рано или поздно станут конкурентами, а значит, членство какой-либо страны одновременно в одном и другом будет просто невозможно, как нельзя было одновременно состоять в Организации Варшавского договора и в НАТО.

Конечно же, в наше время настолько большой остроты противостояние союзов не достигнет, но интересы двух структур, их системообразующие подходы ко многим вещам все равно будут разными, что, несомненно, потребует отражения в государственной политике и в законодательстве стран – участниц этих союзов, а значит, совместить оба направления не удастся.

Сами «западники» этого нисколько не отрицают – вспомним, что сказал посол Германии в Армении Ганс Йохан Шмидт в интервью агентству «Регнум»: «Было бы противоречиво и невозможно, например, присоединиться к Соглашению о всеобъемлющей и глубокой зоне свободной торговли с ЕС и одновременно стать частью Евразийского союза или Таможенного союза, заключенного между Россией, Казахстаном и Белоруссией».

Кстати, надеюсь, слова посла послужат хорошим ответом тем политологам из Армении, кто периодически декларирует, что Еревану нет нужды делать выбор, достаточно лишь источать благозвучную риторику по отношению к обоим интеграционным объединениям, быть благожелательным, много обещать – и все будет хорошо. Нет. Думается, что такая тактика может существовать лишь в короткий период и рано или поздно закончится. По крайней мере, именно это случилось с политикой Белоруссии, о которой злые языки долгое время говорили: «ласковое теля двух маток сосет».

Какой проект тогда нужно будет выбрать Армении? Проект своих соседей, с которыми ее связывает очень многое, проект, вхождение в который совершенно реально и произойдет сравнительно легко и быстро, но который, конечно же, несет в себе немало негативных родимых пятен нашей общей истории? Или европейский проект, где Армению, не будем кривить душой, никто не ждет, проект, который сам, как мы сейчас хорошо видим, далеко не во всем успешен, но движение по направлению к которому тоже может нести немало выгод в модернизации и реформировании страны?

Я не знаю ответа на этот вопрос, и отрадно то, что проблема выбора не стоит непосредственно сейчас. В настоящее время мы находимся в стадии осознания реальности, понимания сильных и слабых сторон разных интеграционных процессов. На мой взгляд, несмотря на устремления некоторых не в меру рьяных российских чиновников, сейчас нужно не бегать наперегонки с заявлениями о вступлении в тот или иной союз и не отвечать на вопрос «Ты за большевиков или за коммунистов?», а вдумчиво нарабатывать свою позицию и как можно доходчивее доводить ее до собеседников.

И вот тогда, если правильные ответы будут найдены и если преимущества того или иного проекта не будут вызывать сомнений, каждый из потенциальных участников добровольно и осознанно примет свое решение, и я очень надеюсь, что оно будет верным.

Андрей Епифанцев, политолог, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

  1. ЕВРОПЕЙСКИЙ, а не какой-то Евразийский союз - вот путь Армении. Только так!!!
  2. Нас, там никто особенно не ждет...
  3. В Евросоюз никто Армению не примет, это совершенно понятно. Они вообще сейчас чистят свои ряды и непонятно кто там вообще останется. Речи о том, чтобы в какой-то даже дажекой перспективе взять Армению, нет вообще. Значть возникает вопрос - не лучше ли будет в Евразийском союзе. Но вопррос тоже непростой.
  4. В Евросоюз никто Армению не примет, это совершенно понятно. Они вообще сейчас чистят свои ряды и непонятно кто там вообще останется. Речи о том, чтобы в какой-то даже дажекой перспективе взять Армению, нет вообще. Значть возникает вопрос - не лучше ли будет в Евразийском союзе. Но вопррос тоже непростой.
  5. Какой там Евразийский союз! Не смешите людей :) И почему этому колхознику Лукашенко никто не скажет, что руки в карманах пиджака держать нельзя? А еще этот урод Рахмон... Компания для нашего Саргсяна...
  6. То есть по вашему вообще лучше никуда не вступать и быть в изоляции. Или я не понял? В Евросоюз не возьмут, а в Евразийский и вступать не следует т.к. там Лукашенко с руками в карманах. Так получается? Изоляция лучше?
  7. кому нужен балласт, мешает взлету.
  8. С Лукой и Рахмоном даже в самом суперсоюзе нельзя быть вместе.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты