С соседями надо жить мирно
Боестолкновения, произошедшие на северо-восточном и восточном участках армяно-азербайджанской границы в марзе Тавуш, а также на линии соприкосновения сторон в Нагорном Карабахе (на южном участке), обострили ситуацию в зоне конфликта. В результате боестолкновений, согласно официальным источникам и сообщениям прессы, число безвозвратных потерь с армянской стороны составило 5 военнослужащих, а с азербайджанской – 10.
Все произошло в течение трех дней, и началось с просачивания двух азербайджанских диверсионных групп в район приграничных армянских сел Воскепар и Чинари, которые находятся на расстоянии около 60 км друг от друга. Причем диверсионная вылазка была приурочена к визиту в регион и Армению госсекретаря США Хиллари Клинтон. Эти действия Баку вызвали бурный всплеск эмоций в армянской прессе, суть которых сводилась к тому, что госпожа Клинтон привезла с собой в регион новый виток дестабилизации, Москва подтолкнула Баку на совершение агрессии против Армении с тем, чтобы дискредитировать госсекретаря США и продемонстрировать, что именно она является «хозяином ситуации» в регионе.
Обе эти версии не выдерживают никакой критики, т.к. просто не соответствуют действительности по причине того, что не учитывается позиция самого Баку. Между тем, она более чем очевидна, т.к. целью администрации президента Ильхама Алиева является демонстрация внешним игрокам, что Баку:
– не устраивает как сложившийся статус-кво, так и ход переговорного процесса;
– Минская группа ОБСЕ не в состоянии обеспечить поддержание режима прекращения огня и добиться урегулирования конфликта;
– необходимо перенести урегулирование и весь переговорный процесс в другую международную организацию, где решения принимаются не консенсусом, как в ОБСЕ, а простым большинством голосов.
Для внутреннего пользования обострение ситуации играет на укрепление режима Ильхама Алиева, перед угрозой внешней опасности оправдывает подавление демократических и гражданских свобод.
Надо отдать должное не только сопредседателям Минской группы ОБСЕ, но и президентам стран-сопредседателей, которые оперативно отреагировали на произошедшее и сделали достаточно жесткие заявления, но... без указания виноватых.
Несомненно, налицо все проблемы, связанные с укреплением режима прекращения огня. Сопредседатели по-прежнему не ведут дело к имплементации Соглашения по укреплению прекращения огня, подписанного в начале февраля 1995 года министрами обороны трех сторон конфликта (Азербайджан, Армения и Нагорно-Карабахская Республика) по указанию президентов.
В связи с произошедшими инцидентами трудно не согласиться с точкой зрения Владимира Казимирова, который в 1992-1996 гг. был главой посреднической миссии России, полномочным представителем президента РФ по Нагорному Карабаху, участником и сопредседателем Минской группы ОБСЕ.
В своей последней статье «Инциденты как политическая линия Баку», опубликованной в российской «Независимой газете», В. Казимиров высказывает мысль о том, что снисхождение посредников к срыву официальным Баку выполнения взятых обязательств совершенно неуместно. Необходимо открыто фиксировать этот срыв. В противном случае бесцельны поиски урегулирования конфликта, в том числе согласование основных принципов для будущего мирного соглашения.
Что касается механизма расследования инцидентов, о котором так любят говорить сопредседатели, то, по мнению В. Казимирова, он не может быть совершенным, пока нет нейтральных наблюдателей. «А вот данных для выявления их политических причин уже более чем достаточно», – пишет В. Казимиров.
Вообще все происходящее на линии соприкосновения между армянскими и азербайджанскими подразделениями является лишь частью всего происходящего в регионе Южного Кавказа.
В частности, отметим, что кроме нагорно-карабахского конфликта с Ереваном и Степанакертом налицо серьезная тенденция ухудшения отношений Азербайджана со своими соседями:
– отношения Баку и Тегерана никогда не были очень уж хорошими, но после того, как президент Ильхам Алиев был объявлен лидером азербайджанцев всего мира, отношения заметно ухудшились. Этому способствовали также приграничные инциденты между странами как на суше, так и на море. Толчком к новому ухудшению отношений стала недавняя закупка Азербайджаном крупной партии израильского оружия. Общая стоимость сделки 1,6 млрд долларов США. Спецификация закупленного оружия указывает на то, что большая часть его может быть использована скорее против Ирана, в том числе на море, чем против Нагорного Карабаха и Армении;
– нарастают проблемы и с Россией. Здесь не только вопросы, связанные с арендой Габалинской РЛС, за которую Баку почему-то хочет получать теперь в 40 (!) раз больше, чем в предыдущие годы. С военно-технической точки зрения Габалинская РЛС не имеет сегодня такого значения для России, как в 90-е или 2000-е годы, для Москвы скорее важно сохранить военное присутствие в Азербайджане. В Баку же, судя по всему, решили с этим покончить. Между тем администрацию И. Алиева должна бы насторожить активность лезгинских и аварских организаций в России, которые фактически начали выдвигать требования по улучшению положения своих соотечественников в Азербайджане;
– обострение отношений с Туркменистаном в связи с намерением Ашхабада начать сейсмические работы на трансграничном месторождении «Кяпяз» (по туркменской версии месторождение называется «Сердар»). Налицо реанимация старого двустороннего конфликта, в основе которого лежит отсутствие договоренностей стран Каспийского моря о его статусе. В какой форме будет далее протекать этот конфликт, пока неясно, но то, что он существует – более чем очевидно.
Грузия остается единственной соседней с Азербайджаном страной с которой отношения Баку можно охарактеризовать как союзнические.
Бряцание оружием в зоне нагорно-карабахского конфликта может не только привести к новым проблемам со Степанакертом и Ереваном, но и откликнуться на других направлениях. В этом свете, может быть, со стороны Баку было бы разумнее демонстрировать больше сдержанности.
Давид Петросян, политический обозреватель информационного холдинга «Ноян Тапан»
Оставьте свои комментарии