№11 (322) ноябрь 2019 г.

Армения: полтора года перемен, или Почему бизнес скучает по ушедшей коррупции

Просмотров: 6320

Полтора года назад в Армении произошла бескровная «бархатная революция». Год назад граждане страны избрали новый парламент, в котором подавляющее большинство мандатов контролируют сторонники премьер-министра Никола Пашиняна. Таким образом, новую власть уже нельзя называть «новой». Зато можно подвести промежуточные итоги ее деятельности. И тут следует констатировать, что к указанному рубежу страна подошла с неоднозначными результатами в социально-экономической и политической сферах своей жизнедеятельности.

Сперва, как это принято, поговорим о хорошем, о «бочке меда». Некоторые достижения имеются, с этим спорить не приходится. Другое дело, что они пока выглядят довольно скромно.

Начнем со статистики, взяв за основу самые последние доступные данные. Так, совсем недавно соответствующие госструктуры обнародовали показатели роста деловой активности в текущем году. За 9 месяцев этот индекс повысился более чем на 7 процентов. Параллельно продолжился рост цен на недвижимость, превысив за указанный период 10 процентов. Разумеется, в последнем случае речь идет о Ереване, и даже не всем Ереване, а центральных районах армянской столицы. На окраинах и уж тем более в провинции стоимость жилья хотя и возросла, но отнюдь не столь зримо.

Совсем недавно Национальное Собрание утвердило бюджет на 2020 год. Как заявил в этой связи агентству  Sputnik Армения экономист Атом Маргарян,  параметры бюджета «впечатляют», поскольку «это будет самый большой бюджет в истории республики». Правительству удалось привлечь порядка 416 млн долларов дополнительных средств за счет того, что «значительная часть оборота была выведена из тени». Напомним, некоторое время назад премьер Пашинян утверждал, что в стране появилось более 50 тыс. новых рабочих мест (а ведь это 10 процентов всего рынка труда), но одновременно признал, что лишь не более 10 тысяч можно считать реально новыми. Остальные стали результатом выхода десятков тысяч работников из тени. Но, как бы то ни было, ощутимо возросла налогооблагаемая база и, наряду с повышением «кассовой дисциплины», это обеспечило приток немалых средств в бюджет. Учитывая, что ВВП страны в первом полугодии вырос на 5% в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом, да еще с поправкой на инфляцию (тут сказалось и 13-процентное увеличение туризма), можно уже не удивляться тому, что дефицит госбюджета составит менее одного процента – показатель для Армении, мягко говоря, непривычный.

Таким образом, с макроэкономическими показателями вроде бы все в порядке, но стоит ли по этому поводу трубить в фанфары? Некоторые специалисты полагают, что эйфория в данном случае неуместна и преждевременна, и для таких утверждений есть основания, даже если до конца года бюджет получит некоторые дополнительные доходы. Дело в том, что, как указывает экс-министр финансов Вардан Абрамян, правительство осознанно недовыполняет капитальные затраты (строительство и ремонт инфраструктур в виде дорог, оросительных и водопроводных каналов, линий электропередачи). В нынешнем году это недовыполнение составит более 1%. А это, в свою очередь, тормозит потенциал роста ВВП. Хотя, конечно, дороги в стране строятся, вопрос – в масштабах и темпе строительства.

Получается, что в Армении сегодня столкнулись два хорошо известных в мире подхода к развитию экономики и социальной сферы. Первый состоит в том, что для создания фундамента устойчивого развития упор должен делаться на повышение покупательной способности населения. Это означает рост зарплат, пенсий, пособий, увеличение рабочих мест и числа налогоплательщиков. Отсюда – рост доходов бюджета и в перспективе – увеличение инфраструктурных вложений. Противоположный подход гласит: сперва – капитальные затраты, а уж затем – социальные выплаты.

И в том, и в другом случае существует масса аргументов как «за», так и «против», есть и множество соответствующих примеров. Но в случае с Арменией упор на социальную сферу выглядит оправданным, во всяком случае – для среднесрочной перспективы. Тем более это оправданно с политической (в том числе и с популистской) точки зрения – ведь не секрет, что до недавних пор треть населения страны пребывала за чертой бедности. А амбициозные инфраструктурные проекты – например, строительство автомагистрали «Север-Юг» – были провалены из-за колоссальных хищений средств. Поэтому правительство, объявившее важнейшим приоритетом своей деятельности борьбу с коррупцией, пошло по пути, апробированному, в частности, Китаем и в некоторой мере – Россией. Ведь очевидно, что макроэкономика – это, конечно, важно, но людей интересуют, в первую очередь, совершенно конкретные житейские проблемы. Их-то сегодня и пытаются решать.

На 20 долларов (в пересчете с национальной валюты) выросла минимальная пенсия, превысив 50 долларов. С нового года еще более полумиллиона пенсионеров получат 10% прибавку (отметим, что в Армении почти треть граждан – пенсионеры). Возросли пособия, от 10 до 30% увеличены зарплаты учителям, военным, офицерам и бойцам МЧС, полицейским, врачам и среднему медперсоналу. А вскоре повысятся зарплаты 140 тысяч госслужащих. Минимальная зарплата составит 150 долларов, а это – 50-процентный рост. Микробизнес, в частности такси, полностью освобожден от налогов. (Последнее, видимо, не имеет аналогов в мире.) Возраст граждан, которым положено бесплатное медицинское обслуживание, увеличен с 6 до 18 лет. Государство взяло на себя оплату операций для людей с онкологическими заболеваниями и получивших инсульт. В 6 раз вырастет пособие для молодых матерей, родивших первого ребенка. За второго они станут получать вдвое больше. Интересно, что на этом фоне на 100 млн долларов сократился внешний долг.

Есть позитивные подвижки и в оборонной сфере. Область эта закрытая, отнюдь не все, что происходит в армии, становится известно, но, согласно официальным данным, более чем на 40 процентов уменьшилась смертность от пресловутых «неуставных отношений». Намного меньше также стали гибнуть солдаты на госгранице с Азербайджаном и на линии фронта в Арцахе. Это, кстати, признал и глава МИД России Сергей Лавров, по словам которого обстановка «на земле» в зоне нагорно-карабахского конфликта стала много лучше. Впрочем, он также констатировал, что переговорный процесс вновь зашел в тупик, однако это, конечно же, тема для отдельного разговора. Кроме того, понимая, что Армении по экономическим причинам тягаться в гонке вооружений с Азербайджаном не приходится, армейцы сделали упор на высокоточные и высокотехнологичные виды оружия и вооружений, в том числе отечественного производства. И еще: родители солдат признают, что их дети в армии стали несколько лучше питаться, решаются и вопросы, связанные с обмундированием. Причем реформа постепенно доходит до самых отдаленных подразделений и даже – до передовых постов на карабахском фронте. Возросло выделение средств на лечение и реабилитацию раненых и ставших инвалидами воинов.

Все это, конечно, очень хорошо, приводить положительные примеры можно и дальше, но… Рассказывая о переменах в Армении, без пресловутой «ложки дегтя» никак не обойтись. И, к сожалению, эта самая «ложка» выглядит отнюдь не маленькой и довольно ощутимо портит общую картину.

Буквально все, включая самых последовательных сторонников новой власти и лично премьера Никола Пашиняна, в один голос твердят, что перемены происходят намного медленнее, чем ожидалось, и идут очень трудно. В чем тут причина? Объяснений видится несколько. Одно из них – низкая компетентность новых властей, причем сверху донизу. Полутора лет, видимо, не хватило для обретения управленческого опыта, поэтому правительство работает в режиме «ручного управления», что отнюдь не способствует темпам развития и точному выбору верных решений в каждом отдельном случае. К этому следует добавить и кадровую чехарду, отсутствие стабильности (нередко порожденное всякими политическими трениями и противоречиями «наверху»), что сильно нервирует среднее управленческое звено, которое явно хотело бы работать в более спокойной и стабильной атмосфере.

Явственно мешают развитию и некоторые отнюдь не идеальные особенности национальных привычек. Известный блогер Роман Багдасарян приводит яркий пример этого. «К сожалению, дороги в Армении частично строят узбеки, так как сами армяне в той же Тавушской области «брезгуют» работать за 1000-1500 рублей в день. Недавно мне рассказывал подписчик из Новосибирска, что у него работают 4 тавушцев на стройке и в день он им платит 1200 рублей. Это примерно 9600 драмов. А в самом Тавуше платят от 8000 до 12.000 драмов. И где логика? Скажем спасибо нашим братьям-узбекам, которые приезжают в Тавуш и строят армянские дороги, а сами тавушцы пусть лежат на боку и ждут, когда Никол Пашинян их будет кормить с ложечки», – иронизирует блогер. Этот пример тревожит тем более, что Тавушская область – приграничная, ее жители пользуются рядом социальных привилегий, которых нет у других граждан (то есть, фигурально говоря, «с ложечки» их уже кормят), а строительство дорог в приграничье является вопросом важного стратегического характера. Но вместо того, чтобы работать на родине, некоторые предпочитают отправляться на заработки чуть ли не на другой конец света, а то и просто со стороны смотреть, как обустраивается их малая родина…

И, наконец, совершенно удивительное обстоятельство, которое также все чаще отмечают многие жители Армении. Речь о коррупции, вернее – о ее отсутствии. Один из знакомых автора этих строк имеет небольшой бизнес. На условиях анонимности он рассказал, что «вести дела стало сложно». Причина, по его словам, в том, что «раньше было понятно – к кому зайти, сколько занести. Вопросы решались если не моментально, то достаточно оперативно». Нынче не так. «Взяток никто не берет – иные боятся, иные – сознательные. Но мне-то от их сознательности не легче, а труднее. Входишь к чиновнику с вопросом, а он… Тянет да тянет с решением. Денег не берет и даже не намекает. Но работает едва-едва. Плохо разбирается в своем деле к тому же. Да и получает немного – чего ж ему надрываться. Стимула-то нет. А в любом бизнесе промедление – это очень нехорошо», – сетует предприниматель. Получается, что коррупция в Армении была едва ли не положительным фактором! Во всяком случае – в той или иной мере способствовала тому, что громоздкий чиновничий механизм как-то работал. А теперь замедление очевидно, как очевидно и то, что такое положение дел уже начинает сказываться на экономике.

Власть, конечно же, прекрасно об этом осведомлена. Потому-то, невзирая на понятное недовольство многих, пытается так или иначе повысить зарплаты и другие выплаты чиновникам. Это, безусловно, правильно, да только эффект если и будет, то не скоро. Куда важнее, на наш взгляд, одновременно вплотную заняться повышением уровня компетентности аппаратчиков, укоренять в людях чувство гражданской ответственности, чтобы они не на словах, а на деле стали «гордыми гражданами Армении». Конечно, это требует усилий и, главное, средств, но, безусловно, окупится сторицей. Потому что многим уже совершенно ясно – на одном «революционном энтузиазме» далеко не уедешь.

И вот в этом-то, как представляется, и состоит главный и самый серьезный для новой Армении вызов.

Армен Ханбабян, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты