Русский писатель с армянской душой
После смерти известного российского писателя и большого друга армянского народа Кима Бакши стало известно о его завещании, которое он адресовал Армении в лице своего друга Сурена Саркисяна.
В нем, в частности, говорилось: «Прошу после моей смерти совершить все необходимые христианские обряды. Прошу обязательно меня кремировать и мой прах разделить на две части. Одну часть похоронить на Пятницком кладбище, где у меня есть мое место, а вторую часть праха передать моему другу Сурену… Что делать с моим прахом в Армении, это я оставляю на усмотрение Сурена. Конечно, мне бы не хотелось торжественных похорон и элитного кладбища, лучше бы прах развеять в одном из следующих мест: в ущелье Гарни, или (и) город Шуши, в ущелье, где дом Григория Аркадьевича Габриэлянца. Этим моим письмом и последней волей я еще раз подтверждаю мою неизменную любовь к Армении, Арцаху, которую, думаю, доказал за 50 лет служения армянскому народу. Ким Бакши. 04.11.2014 год».
После траурного ритуала по христианским обрядам часть его праха была захоронена на Пятницком кладбище Москвы, а вторая в урне привезена в Армению вдовой писателя Полиной Богдановой, которая, в отличие от своего знаменитого мужа, впервые приехала в нашу страну. «Я поражена тем, с какой любовью здесь относятся к памяти Кима Наумовича. И конечно, безгранично благодарна за трепетность к его книгам и делам», – отметила она в Гарни, где Ким Бакши просил развеять его прах. Учитывая, что по завещанию погребальные действия в Армении российский писатель возложил на Сурена Саркисяна, то после небольшого совета с друзьями (Арамом Г.?Саркисяном, Зорием Балаяном, Эдуардом Тадевосяном, Григорием Габриэлянцем, Гагиком Манасяном, вдовой Соса Саркисяна – Нелли Саркисян) было решено увековечить память Кима Бакши установкой двух небольших монументов в Гарни и Шуши. «К сожалению, полностью выполнить волю нашего друга не представляется возможным, поскольку каноны Армянской Апостольской Церкви запрещают развеивать прах усопших. Исходя из этого, нами было принято решение захоронить его прах в Армении и Арцахе в специальных урнах, уложенных в базальтовые надгробия. Думаю, что многие туристы и путешественники захотят посетить могилу своего соотечественника. А это значит, что они больше узнают об Армении, о стране, которую так страстно любил Ким Наумович», – говорит председатель Демократической партии РА Арам Г. Саркисян, одновременно отметив, что в Армении душа русского писателя упокоилась у родников в толщах уникального базальтового органа «Симфония камней», сотворенного природой в Гарнийском ущелье много тысяч лет назад. В этот день в старинном храме, построенном в I в. н. э. армянским царем Трдатом I, в упокоение души Кима Бакши звучали голоса оперных артистов Ереванского государственного камерного хора под руководством Арутюна Топикяна. Органично сливаясь с каменной симфонией базальтового органа, музыка уносилась ввысь звенящими нотами…
Впервые побывав в Армении более полувека назад, Ким Бакши полюбил эту землю и людей, живущих на ней. С 1963 года он начинает заниматься древней культурой Армении и свое дальнейшее творчество почти целиком посвятил изучению многовековой истории и популяризации армянской культуры в мире. Появились семь замечательных книг – глубоких и увлекательных изысканий, посвященных истории, архитектуре, искусству древней миниатюры и фресок. Его первая книга «Орел и меч» сразу же стала признанием автора в любви к Армении. А последняя «Духовные ценности Арцаха» далась ему в буквальном смысле слова потом и кровью, поскольку писалась им в экспедициях уже в довольно зрелом возрасте. «Я хочу, чтобы правду о Карабахе узнали все. Чтобы люди открыли для себя не только маленькую, так называемую непризнанную республику, но и богатый мир, полный духовных сокровищ, которые, не в пример Карабахской Республике, широко признаны интеллектуальным миром», – напишет он в предисловии. По воспоминаниям друзей, Ким Бакши сумел преодолеть тяжелый недуг и после сложнейшей операции вновь продолжил свою работу, связанную с Арменией и Арцахом. «Он не скрывал, что хочет завершить незаконченные дела, пока есть силы, и что должен довести до конца те проекты, за которые взял на себя ответственность. У Кима Наумовича была настолько сильная вера в жизнь, что он действительно успел реализовать все свои планы», – говорят соратники.
Любовь к армянскому народу, ставшему для него родным, влекла Бакши по бесконечным дорогам древней армянской культуры. В соавторстве с режиссером Ованнесом Ахвердяном он написал сценарий 20-серийной документальной телеэпопеи «Матенадаран», во время съемок которой побывал практически во всех уголках мира, где имеются армянские манускрипты – в Париже, Лондоне, США, Ливане, Сирии, Иране. «Особое место среди них занимает Италия. Остров Святого Лазаря целиком армянский. Там находится одна из крупнейших библиотек и хранится самая старая в мире книга на армянском языке – Евангелие царицы Млке. А в Вене армянский монастырь с древними манускриптами расположен в самом центре города», – вспоминал он позже этапы своих исследований. В итоге по его сценарию Матенадаран открыл свои двери, чтобы познакомить мир с жемчужинами средневековой армянской поэзии, рукописными свитками и древними манускриптами. За эту работу Ким Бакши был удостоен Государственной премии Армении и Международной премии им. Фритьофа Нансена. Это не единственные награды, которыми Армения отметила русского друга армянского народа. «За многолетнюю плодотворную деятельность по укреплению и развитию армяно-российской дружбы и культурных связей» Ким Бакши был награжден орденом Почета Республики Армения, а также медалью «Благодарность» от Республики Арцах. «Каждая строчка в его книгах наполнена любовью к нашей культуре. Благодаря писателю многие прикоснулись к духовным сокровищам, созданным армянами за тысячелетия. Он продолжил и развил традиции, заложенные Байроном, Брюсовым, Анатолием Франсом, Горьким, Сергеем Городецким, Осипом Мандельштамом. Этого мы никогда не забудем, – подчеркнул директор хранилища древних рукописей В. Тер-Гевондян на конференции «Завещание Кима Бакши», которая прошла в Матенадаране в память о российском писателе. – Читая его книги, многие уверены, что Ким Бакши армянин, а потому бывают крайне удивлены, когда узнают, что это не так. Возможно, эффект армянства в творчестве писателя исходит от полного соответствия его собственных ощущений. Ведь в глубине души он всегда считал себя армянином».
Воля неармянина Бакши быть захороненным в чужой стороне – явление крайне редкое. На память приходит только армянин Уильям Сароян, пожелавший похоронить часть своего праха на исторической родине. «Узнав о завещании Бакши, я был удивлен, но не расспрашивал его из-за щепетильности темы. Впрочем, в самом завещании («Этим я еще раз подтверждаю мою неизменную любовь к Армении…») уже все сказано. Его слова о любви десятилетиями подкреплялись делом. Сегодня мы должны помнить и благодарить этого замечательного человека, так много сделавшего для армян, – говорит Сурен Саркисян, называющий себя душеприказчиком последней воли друга. – Даже после своей смерти Ким Бакши продолжает оставаться примером верности и напоминает, как можно бескорыстно любить и быть преданным дружественному народу». Примечательно, что дружба двух народов была увековечена и в ограде нового русского православного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста в Ереване посадкой в его честь именной ели.
А через день в сквере имени Нельсона Степаняна города Шуши состоялось захоронение второй части праха Кима Бакши. «Он очень любил Арцах. С нашего балкона открывалась широкая панорама, где хорошо просматривались ущелья, горы и зеленые холмы. Все это нравилось Киму, и в своем завещании он попросил, чтобы его прах развеяли там, где находился этот дом. Но это не означает, что он любил именно мой дом. Это означает, что Ким Наумович любил Арцах и вел активную работу по представлению Армении и Арцаха в разных уголках мира, – подчеркнул советник президента НКР, академик Григорий Габриэлянц. – А потому этим сакральным ритуалом мы выполнили его последнюю волю, упокоили дух нашего друга на его второй родине. Ведь в душе он всегда чувствовал себя русским писателем с армянской душой».
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии