№11 (322) ноябрь 2019 г.

Рубен Арутчьян: Я отказался от профессии архитектора, чтобы писать картины

Просмотров: 4255

В середине осени в Союзе художников РА открылась выставка работ заслуженного художника Армении Рубена Арутчьяна, где были представлены портреты, натюрморты, абстрактные полотна, коллаж, графика.

Как бы странно это ни звучало, но в стенах родного творческого союза мастер представляется впервые, хотя уже сорок три года является членом Союза художников, причем двадцать пять лет из них состоял в правлении, а за спиной – десятки выставок в самых престижных залах разных стран мира.

По мнению коллег, в своей творческой биографии Арутчьян успел сделать столько, сколько иному художнику не дано успеть даже за две, а то и три жизни. Причем речь не только о живописи или графике, но и о дизайнерских работах. Это и Мемориал жертвам геноцида и холокоста в центре Еревана, и герб Шуши, и эмблема Вооруженных сил Армении, которую носят все военные – от солдата до генерала, и национальная банкнота в 50 000 драмов, а еще – несколько памятных монет и медалей. Ну и конечно, плакаты, графика, живопись, карикатуры в десятках изданий. Как-то в одном интервью он признался, что отказался от профессии архитектора, чтобы посвятить себя картинам. «Представьте себе, что я построил дом. Люди будут проходить мимо, десятилетиями смотреть на него, а он на самом деле оказался ужасным. Все будут спрашивать: «Что за уродство? Кто это сделал?». К сожалению, сегодня подобное происходит у нас повсеместно. Я не готов к такой ответственности. А вот если картина окажется неудачной, то ее можно исправить. Или совсем замазать и написать новую».

Впрочем, творческий процесс каждого художника остается тайной за семью печатями в его мастерской, куда вход посторонним в этот момент запрещен. Чтобы не спугнуть музу, а вернее вдохновение, поскольку древнегреческие боги несправедливо обделили художников и скульпторов своим покровительством. Однако это не мешает истинным талантам заявить о себе. «Очень важно, когда профессиональный художник способен мыслить в богатстве жанров и направлений. В работах Арутчьяна и, в частности, в нынешней экспозиции под названием «Отражение» самым ценным я считаю авторский почерк, делающий его работы узнаваемыми, – говорит председатель Союза художников Армении Сурен Сафарян. – А неповторимая цветовая подборка, идущая, видимо, из глубин первой профессии архитектора, плюс тонкая грань между юмором и психологической глубиной, когда улыбка не мешает зрителю задуматься над замыслом художника, делают каждую его работу неповторимой».

Каждая работа действительно неповторима, поскольку в созидательном процессе Арутчьяна называют многогранным мастером, при этом легко узнаваемым по линиям, пластике, цветовым оттенкам. Как вспоминает его друг и журналист Ашот Газазян, первое знакомство с творчеством художника сразу вызвало вопрос: «А где зеленый, синий, красный, желтый? Где цвета, которыми привычно и неукоснительно пользуются живописцы на радость почитателям изобразительного искусства?». У Арутчьяна главный цвет – серый. «Уже следующая встреча с работами не даст усомниться, насколько могут быть богатыми оттенки серого. Возможно, их не пятьсот, а значительно больше. Но именно серый рождает белый и черный. И именно эти цвета – цвета настроения человека. Вдумчивого и ищущего», – говорит собеседник, одновременно отметив, что Рубен Арутчьян великолепный мастер портрета. По мнению почитателей его таланта, представленные на нынешней выставке портреты местных знаменитостей не просто копии с оригиналов, ограниченные лишь внешним сходством. В первую очередь мэтр постарался передать характер каждого своего героя, вложить в него душу, сделать картину живой. В этом ряду особое место занимают полотна с Евгением Подпомоговым, Зораваром Андраником, Комитасом, которые полны психологической глубины. А вот собственные образы, написанные много лет назад, кстати, опять с использованием приглушенной палитры, он определил в традиционном жанре «Автопортрет».

В течение нескольких дней жители и гости столицы имели возможность соприкоснуться с творчеством прекрасного художника, который за свою насыщенную жизнь создал сотни картин по различной тематике. Некоторым из них исполнилось четверть века и они ровесницы сложного периода ломки старых стереотипов и болезненного рождения новых политических реалий. Другие созданы на рубеже веков и даже смены тысячелетий. Третьим полотнам от силы всего полгода и выставляются они впервые. В свои 72 года Рубен Арутчьян по-прежнему в постоянном диалоге с любителями изобразительного искусства. На этот раз он представил на суд свыше ста работ. «У художника одна задача на все времена: писать картины и делать это так, чтобы зрителя тянуло возвращаться к тебе», – считает художник.

Фото Армена Енгояна

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты