Отставки Ванецяна и Осипяна. Причины, версии, реальность
16 сентября премьер-министр Армении Никол Пашинян достаточно неожиданно для многих сообщил о намерении отправить директора Службы национальной безопасности генерал-майора Артура Ванецяна в отставку. После чего 18 сентября в отставку был отправлен и начальник полиции Армении генерал-майор Валерий Осипян. 19 сентября временным исполняющим обязанности директора СНБ Армении был назначен замдиректора ведомства полковник Эдуард Мартиросян. В этот же день врио начальника полиции был назначен первый заместитель главы полиции полковник Арман Саркисян. Замена руководителей силовых ведомств в принципе могла бы считаться протокольной, если бы не одно «но» – выражения, в которых Ванецян объявил о своей отставке, и его последующие заявления.
Заявление Ванецяна об отставке, суть которого сводилась к обвинению Пашиняна в слабом управлении государством, носило политический характер. «Построение государственности имеет свою логику. Стихийность решений, огульность действий и образ действия, при котором отсутствует различие между первоочередным и второстепенным, преходящим и вечным, – не тот путь, который ведет к осуществлению целей. Это не имеет ничего общего с достоинством офицера: погоны офицера и подобное развитие событий несовместимы. Пусть моя отставка будет отрезвляющим шагом. Остановись! Во всех остальных случаях победит долг перед Родиной», – отметил Ванецян в своем опубликованном на официальном сайте СНБ заявлении об отставке.
Реакция главы государства не заставила себя долго ждать, и на пресс-конференции в Лос-Анджелесе Пашинян заявил буквально следующее: «Будучи еще де-юре директором СНБ, он, по сути, делает заявление против своего верховного главнокомандующего и, будучи главой органа, подчиненного премьер-министру, делает заявление против своего руководителя. Подобный поступок офицера означает, что он бросает погоны в мусорный бак. В последний раз такое делали путчисты 1991 года». А 23 сентября уже экс-директор СНБ заявил в интервью газете «Грапарак», что Пашинян, отправляя к нему людей с просьбой «какое-то время помолчать», сам «нарушает договоренности» непонятными популистскими заявлениями. После чего призвал премьера «прекратить вводить общество в заблуждение», попутно обвинив Пашиняна в отсутствии военных знаний и представлений о любви военных к Родине. Прозвучали и более нелицеприятные оценки.
На этом полемика между Пашиняном и Ванецяном стихла, однако вопросы остались. В частности, причины отправки Ванецяна и Осипяна в отставку непонятны и сегодня. За Ванецяном остался пост президента Федерации футбола Армении, а Осипян, впрочем, лишь ненадолго, получил назначение советника премьера. Таким образом, в отличие от отставки директора СНБ, отставке начальника полиции власть в лучших традициях предшественников постаралась придать почетное обрамление. Замена ключевых лиц в двух силовых ведомствах немедленно привела к появлению в СМИ шквала анонсов отставок высшего армейского руководства – министра обороны Давида Тонояна и начальника Генштаба Артака Давтяна. Последние поспешили заверить общественность в своих намерениях оставаться на своих местах, что впоследствии подтвердил премьер.
Ввиду молчания Валерия Осипяна его отставка в целом осталась «в тени», особых обсуждений не вызвав, чего нельзя сказать о довольно шумной отставке его коллеги из СНБ. Во властном лагере, в частности блоке «Мой шаг», заявления экс-директора СНБ подверглись активной критике, сопровождаясь обвинениями в адрес Ванецяна в неподобающем для человека из системы госбезопасности поведении. Оппозиция, представленная уже бывшей властью, встретила отставку директора СНБ и, главное, последующие заявления с воодушевлением. Однако эйфорию бывших поспешил развеять сам Ванецян, фактически заявив, что становиться оппозиционером посредством вливания в их ряды пока что не намерен.
Реальные причины отставок Ванецяна и Осипяна, как, впрочем, и имена их преемников, неизвестны и сегодня, когда после отставок прошло более месяца. Ясно одно: на постах начальника полиции и директора СНБ оба врио – Арман Саркисян и Эдуард Мартиросян – надолго не задержатся. Оба, по сути, выполняют функции кризисных менеджеров в ожидании будущих назначений. Причина отсутствия у двух полковников перспектив остаться на занимаемых постах без приставки врио на поверхности – оба являются частью системы прежней власти со всеми вытекающими для страны и, главное, Пашиняна последствиями. Определиться в вопросе преемников Ванецяна и Осипяна Пашиняну достаточно трудно. Необходимы знающие сферу безопасности не понаслышке высококвалифицированные специалисты, которые, однако, при этом должны быть вне упомянутой системы.
Можно предположить, что премьер дожидается вступления в силу предложенного фракцией «Просвещенная Армения» и уже принятого, кстати, 16 сентября в первом чтении законопроекта о поправках к законам «О службе в органах национальной безопасности» и «О службе в полиции». Принятие данного законопроекта позволит исключить должности начальника полиции и директора СНБ из списка служащих органов национальной безопасности и включить их в список политических должностей. Более того, новым законом директором СНБ может быть назначен любой человек, достигший 25 лет, который последние четыре года был только гражданином Армении и проживал в республике. Меж тем, согласно действующему закону, должности директора СНБ и начальника полиции в качестве обязательного условия подразумевают опыт работы в области высшего звена в данных структурах со званием не ниже генеральского. В свете ожидаемого понижения ценза на возраст СМИ упорно называют в качестве будущего директора СНБ 28-летнего министра юстиции Рустама Бадасяна. Последний отшутился, отметив, что с таким же успехом его можно назначить министром экономики. Называются и другие имена, к примеру, имя экс-министра обороны Вагаршака Арутюняна. В последнем случае логика СМИ и их источников исходит из недавнего решения премьера о возвращении Арутюняну звания генерал-лейтенанта ВС, которого он был лишен по приказу Роберта Кочаряна.
При этом версий причин отставок хватает и день ото дня становится все больше и больше. В частности, в качестве наиболее возможной причины отставки начальника полиции отмечается якобы его отказ исполнять приказ Пашиняна о разгоне активистов и экологов, протестующих против возобновления разработки Амулсарского золоторудного месторождения. Версий причин отставки директора СНБ намного больше. Приведем из них лишь две основные. Согласно представителям власти, Ванецян чуть ли не препятствовал расследованию различных преступлений, совершенных их предшественниками. И идти до победного конца в процессе наказания людей, многие из которых были его друзьями, не собирался. Меж тем, уголовных дел и других сопутствующих процессов здесь хватало, начиная от «дела второго президента Роберта Кочаряна» и заканчивая готовящейся попыткой власти отправить в отставку принявшего решение о незаконности ареста Кочаряна председателя Конституционного суда Грайра Товмасяна. Здесь следует отметить, что Ванецян – также человек из системы, начинавший путь к генеральским звездам со звездочек лейтенанта. Учитывая же последовавший немедленно за его отставкой новый виток уголовных дел и обвинений в отношении «бывших», подобная версия, как минимум, имеет право на жизнь.
Вторая версия включает в себя геополитическую, внешнюю компоненту и потому если не более реальна, то более грандиозна и масштабна. Некоторые депутаты, политики и эксперты, причем на этот раз далеко не только провластные, считают, что Ванецян был ключевой фигурой готовящегося против Никола Пашиняна госпереворота. Согласно этой версии, директор СНБ фактически работал на внешние силы, имея целью стать первым лицом, заняв место Пашиняна. Поддерживали подобные намерения Ванецяна как изнутри Армении – представители бывшей власти, – так и извне. Однако эта весьма широко растиражированная жаждущими громких заголовков СМИ версия в силу своей размытости и конспирологического характера все-таки представляется не очень убедительной. Версия вызывает больше вопросов, чем содержит ответов, и ее раскрутка в силу целого ряда причин представляет опасность, в том числе для самой власти. Возможно, ответы на эти вопросы проявятся в политической и, главное, внешнеполитической ориентации Ванецяна, в случае если он все-таки решит опробовать себя на поприще политика.
Подытоживая вышесказанное, позволим себе все-таки вернуться к мировой практике. Ванецян и Осипян стали не первыми и не последними отправленными в отставку руководителями силовых ведомств даже в Армении. Отставки в подобных случаях обычно имеют три основные причины: коррупционный скандал, плохое выполнение профессиональных обязанностей и изменение требований к лицам, занимающим данный пост. Все эти три причины могли иметь место как в случае Осипяна, так и в случае Ванецяна. Однако озвучивать их открыто, учитывая специфику работы спецслужб, было бы для системы национальной безопасности и соответственно властей Армении слишком большой роскошью. Свято место пусто не бывает – отсюда все версии причин отставок, мгновенно заполнившие информационное пространство.
В этом свете наиболее полное объяснение произошедшего, как бы это странно на первый взгляд ни звучало, содержит заявление журналистам руководителя аппарата правительства Армении Эдуарда Агаджаняна. «Главы СНБ и полиции Армении Артур Ванецян и Валерий Осипян были уволены по решению премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Причина в том, что их деятельность не удовлетворяла премьера», – сообщил Агаджанян по итогам заседания партии «Гражданский договор».
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии