№4 (327) апрель 2020 г.

Армения – Иордания: благодаря диалогу цивилизаций можно сделать многое

Просмотров: 7542

В начале февраля по приглашению президента РА Армена Саркисяна с двухдневным официальным визитом Армению посетил король Иорданского Хашимитского Королевства Абдалла II ибн аль-Хуссейн аль-Хашими. Представитель сорок первого поколения пророка Мухаммеда впервые приехал в нашу страну, о чем практически сразу не преминул сказать: «Несмотря на то, что дипломатические отношения между Республикой Армения и Иорданским Хашимитским Королевством были установлены в июле 1996 года, тем не менее это мое первое посещение вашей страны и связано в том числе со столетием особых отношений между Иорданией и армянами, которые пострадали в регионе».

Первые армянские переселенцы появились на этой земле в начале ХХ века, когда в Османской Турции начались кровавые этнические чистки, названные позже мировым сообществом геноцидом. Обустроившись в городах Маане, Шобаке, Эль-Караке, Мадабе и Ар-Русайфе, они сразу же разворачивали небольшие производства и лавки с необходимым на тот момент ассортиментом. По словам местных жителей, армяне преуспели в таких профессиях, как фотография, мода, мануфактура, торговля кожаными и галантерейными изделиями. Кстати, что касается фотографии, то в городе Акаба даже существует своя городская легенда, которая на поверку оказалась реальностью. Лет 70 назад Акоп Киракосян открыл на улице Аль-Захаран собственное фотоателье, которое пользовалось популярностью не только у местных жителей, но и высокопоставленных особ при королевском дворе. А потому гонцам, отправляемым с нарочным письмом к мастеру, обычно говорили: «Отнесешь его на улицу в фото Акопа-аги». Столь почтительное отношение можно считать признанием таланта чужестранца, несмотря на то, что был он не только другой национальности, но и другого вероисповедания. Акоп родился в Турции в 1915 году в армянской семье. О своих родителях до конца жизни так ничего и не узнал, хотя пытался найти хоть какие-то ниточки фамильной истории. До 15 лет воспитывался в сиротском приюте в Ливане. Затем некоторое время работал подмастерьем в магазине Kodak в Бейруте, где постепенно освоил тонкости нового для той эпохи ремесла. Вскоре он настолько увлекся фотографией, что начал заниматься этим профессионально. В путешествиях по Сирии, Ираку, Ирану, Иордании оставлял о себе память черно-белыми пейзажами с натуры. В середине тридцатых годов пополнил ряды британских военных, базировавшихся в тот период в Акабе. Однако батальный жанр вместо пасторали его не заинтересовал. Уйдя из армии, Акоп открыл собственное фотоателье. А вскоре попросил руки дочери главы единственной в этом городе армянской семьи. И хотя в Акабе никогда не было армянской школы, его потомки сегодня не только говорят на родном языке, но и чтут национальные традиции. Внуки продолжили успешный семейный бизнес, при этом не без гордости рассказывают, что их дед Акоп был личным фотографом короля Иордании Хусейна ибн Талала, отца нынешнего правителя. Сегодня Киракосяны уже не имеют былого статуса, однако их семье предоставлен ряд особых привилегий на профессиональную деятельность. Например, фотографировать членов монаршей семьи во время посещения Акабы, делать снимки и аэрофотоснимки родного города, в том числе с квадрокоптера.

Кстати, это не единственный интерес коронованных особ к армянскому бренду. Так, несколько месяцев назад королева Иордании Рания аль-Абдулла блеснула в роскошном наряде от армянского дизайнера Крикора Яботиана, сумевшего в 23 года создать собственное ателье Krikor Jabotian. Не меньше восторгов высказала и принцесса Иордании Дина Майред, приехавшая в Ереван по приглашению одного из отечественных образовательных центров. «У нас есть чудная армянская община, которая существует уже около 100 лет. У меня много армянских друзей, которых ценят в нашей стране за высокий профессионализм. В особом почете золотых дел мастера, создающие изысканные ювелирные украшения. А еще в Иордании есть армянские рестораны, в меню которых фантастический национальный ассортимент», – рассказала она. Так, в квартале Джебель аль-Ашрафия иорданской столицы Амман есть небольшой ресторанчик под названием Jawharat Armenia, что в переводе с арабского означает «Жемчужина Армении». Здесь подают только одно блюдо – «ламаджо», которое туристы называют «армянской пиццей» и которое булочники выпекают на глазах посетителей в раскаленной добела печи. «Оно представляет собой плоские лепешки с фаршем из баранины и острыми приправами. В последнее время местные кафе и рестораны пытаются воспроизвести его по армянским рецептам, называя на здешний манер «лахмакун». Однако, как считают клиенты, выпечка совершенно не похожа на хрустящие коржи с вкусной начинкой из баранины, перца, томатов, чеснока, зелени и специй

от армянских хлебопеков. Примечательно, что по опросам рестораторов и туристов это армянское блюдо вошло в топ-10 культурного наследия амманской кухни», – сообщает издание Petra Kostas, одновременно отмечая, что главное в нем – все же истинно армянский колорит и пикантный вкус.

В настоящее время в Иордании проживают примерно шесть тысяч армян, из которых около двух тысяч прибыли сюда после военных событий в Сирии. Большинство из них обосновались в Аммане, и лишь маленькая часть в провинциальных городках Мадабе, Ирбиде, Аджлун и Джераш. Несмотря на то, что в последнее время в армянской общине наблюдаются миграционные настроения, связанные с переездом в Канаду, Австралию или США, тем не менее на иорданской земле сохраняется островок армянской культуры, что особенно заметно в Аммане. Столица до сих пор остается центром многих армянских учебных заведений, гуманитарных организаций. Не случайно восточный район города Джебель аль-Ашрафия многие называют «маленькой Арменией». Именно здесь в 1930 году была основана первая армянская школа. А затем на средства известного благотворителя Галуста Гюльбенкяна была построена вторая. Учителя преподают там армянскую литературу, историю и религию на армянском языке в дополнение к общей школьной программе, установленной Министерством образования Иордании. А потому школьники, закончившие армянские школы, могут беспрепятственно перейти в иорданское среднее учебное заведение, минуя начальные классы.

Как пишет местная пресса, армяне в Иордании являются полноправными гражданами этой страны, свободно исповедуют свою религию, пользуются поддержкой общества и симпатиями королевской семьи. «Мы питаем большое уважение к древнейшей христианской церкви, которая представлена не только в Иерусалиме, но также и в нашей стране. Она является значительной частью нашего прошлого и прекрасной частью не только нашего настоящего, но и будущего, – отметил на двусторонней встрече король Иордании Абдалла II. Сегодня армянская община считается вторым по численности христианским образованием в стране. Государство официально признало их религиозным меньшинством. В столичном квартале Джебель аль-Ашрафия (том самом, который называют «маленькой Арменией») расположена Армянская Апостольская Церковь Св. Фаддея, или Сурб Тадевоса. А всего, кроме этой церкви, в Иордании действует несколько армянских храмов: католический приход в восточной части Аммана, церковь Св.Саака и Св.Месропа в Аммане, а также церковь Св. Карапета близ берега реки Иордан, где, по преданию, Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Участок земли, на котором построена церковь, был подарен армянской общине королем Абдаллой II. В прошлом году, будучи с рабочим визитом в Иордании, президент РА Армен Саркисян посетил берег священной реки, прошелся по святым местам и сделал запись в книге почетных гостей. Чуть позже на встрече с королем Абдаллой II лидер армянского государства отметил, что заботу Иордании в отношении всемирно известного святого места можно и нужно считать весомым доказательством солидарности и диалога цивилизаций, при этом лучшим свидетельством армяно-иорданской дружбы остается армянская церковь, возвышающаяся на берегу реки Иордан. Еще раз к этой теме Армен Саркисян вернулся уже в этом году у себя в президентском дворце, где в беседе с высоким гостем отметил: «Оба наших народа – древние. Ваш народ представляет сущность и стержень ислама, а ваше величество, так же как и ваша семья являетесь потомками пророка Мухаммеда. Армения же – первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии, и находится в хороших отношениях с Иорданией. А это значит, что мы многое можем сделать вместе».

Кстати, год назад Армен Саркисян, говоря о перспективах развития сотрудничества, представил Армению как страну инноваций, отметив при этом, что для нее основным локомотивом развития являются высокие технологии, наука, образование, стартапы. На встрече с армянской общиной глава государства также подчеркнул, что с Абдаллой?II была проведена очень теплая беседа. «Мы обсудили историю наших двух народов и отношения двух государств, отметив при этом, что обладаем громадным потенциалом в разных сферах. Наши две страны имеют общие черты: не будучи богаты ресурсами, Армения и Иордания ценят человеческий ресурс, – сказал тогда Армен Саркисян. – Армянская община Иордании полноценно интегрирована в жизнь страны. Очень важно быть стопроцентным иорданцем, вовлеченным в политическую, экономическую, культурную жизнь страны, и одновременно оставаться стопроцентным армянином». В этом плане наши тамошние сооте-

чественники как нельзя лучше отвечают той формуле успеха, которая сопутствует им на протяжении последних ста лет. И если в ходе прошлогодней встречи собеседники согласились с тем, что в перспективе две страны могут успешно сотрудничать в области новейших технологий, образования, науки, сельского хозяйства, продовольственной безопасности, туризма, авиасообщения, то в этот раз идеи обрели уже более конкретные контуры торгово-экономического взаимодействия между Арменией и Иорданией. Что было закреплено в меморандуме о намерениях представителями бизнеса обеих стран на прошедшем в Ереване армяно-иорданском бизнес-форуме.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты