№4 (327) апрель 2020 г.

Свою отчизну отстоим в бою: К 75-летию Победы

Просмотров: 25342

Картины кисти художников-армян в годы Великой Отечественной войны

Существует крылатое выражение: «Когда грохочут пушки – музы молчат». Но грохот пушек в Великую Отечественную войну раздавался именно ради жизни на земле, ради торжества разума над тьмой, культуры – над варварством. И музы не молчали в дни грозных сражений. Армянское искусство было вместе со сражавшимся народом, оно помогло ему одолеть врага.

В декабре 1941 года в Ереване была открыта первая выставка военного времени «Армянские художники – Великой Отечественной войне». Драматизм первых месяцев войны придал ее экспонатам особый характер: даже большие панно, исполненные коллективами авторов, строились в виде сюжетных сцен, художники фиксировали события дня («На защиту Ленинграда» Оганеса Зардаряна, Седрака Аракеляна, Мкртича Тиратуряна; «На защиту Москвы» Мартироса Сарьяна, Хачатура Есаяна, Бабкена Колозяна; «Балтийский Красный флот» Габриэля Гюрджяна).

В январе 1942 года были выпущены первые листы «Окон АрмТАГа», газетные строки получали в плакатах броский, запоминающийся облик. В августе 1942-го состоялась специальная выставка плаката. Лучшие произведения на ней: «Не пропустим!», «Отомстим» Мгера Абегяна, «Кровь за кровь!» Мариам Асламазян, графические панно Сергея Арутчяна и Xачатура Есаяна «У Кавказского хребта разобьем хребет фашистской гадине!»

В том же году в Ереване была проведена выставка «Героика Красной армии». Среди экспонированных на ней свыше полутораста работ многие прочно вошли в историю армянского искусства: «Возвращение героя» Мариам Асламазян, «Последний приказ полковника С. Закияна» Дмитрия Налбандяна, «Передача знамени 89-й Армянской дивизии» Эдуарда Исабекяна и др.

Мартирос Сарьян создает большие натюрморты, ставшие своего рода «возвращением в мир», апофеозом Победы. Первым среди них был натюрморт «Бойцам-армянам, участникам Великой Отечественной войны» (1945).

1 Сарьян Мартирос Сергеевич.

«Бойцам-армянам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы». 1945 г. Холст, масло. 196,0х250,0 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван

Всемирно известный художник создал свое самое большое полотно в жанре натюрморта: «Цветы» посвящены Великой Победе и возвращению с войны сына художника.

Красочное многоцветье разлито на холсте: пышные розовые шапки георгинов, алые маки, желто-оранжевые фонарики ноготков, свежие персики, фиолетовые анютины глазки. Весенняя природа все свои краски вместила в цветы и плоды, словно присоединяясь к празднику Победы. Букеты – это дань воинам, прошедшим страшную войну и оставшимся в живых.

Это в то же время и дань павшим. Каждый нераскрывшийся цветок в натюрморте похож на трепетную молодую жизнь, едва-едва начавшую свое цветение. Сколько молодых ребят ушло на фронт! Сколько юных, благородных сердец перестало биться! Об этом думает и не может не думать художник.

2 Сарьян М.С. (1880 – 1972), народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии СССР

3 Асламазян Мариам Аршаковна. Агитационный плакат «Заменим ушедших на фронт!». 1941 г., июль.

Бумага, полиграфия. 67,2х49,4 см.

Изд-во «Искусство», Типография фабрика печатных игр, Ленинград

Среди военных плакатов Мариам Асламазян: «Отомстим!», «Восстановим!», «За Родину в решительный бой!» Художница сама расклеивала их на улицах военного Ленинграда.

4 Исабекян Эдуард Амаякович.

«Передача знамени 89-й Армянской дивизии в Керчи».

1942 г. Холст, масло. 190,0х230,0 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван

Сформированная 14 декабря 1941 года в Ереване 474-я дивизия 26 декабря была переименована в 89-ю Армянскую стрелковую дивизию.

89-я Армянская Таманская трижды орденоносная стрелковая дивизия – единственная из всех национальных формирований приняла участие в штурме Берлина и разгромила сильный гарнизон противника, укрепившийся в центре столицы, в Хумбольдт-Хайне.

Дневниковая запись Эдуарда Исабекяна: «В 1942 году нарисовал «Передачу знамени», для которого холст украл для меня Церун. Это было покрывало с пианино, которое не держит грунт, как сетка… Холста не было, красок не было, денег, денег не было… Еле-еле успевал кормить восемь человек».

5 Исабекян Э.А. (1914 – 2007), народный художник Армянской ССР

6 Налбандян Дмитрий Аркадьевич.

«Последний приказ полковника С. Закияна». 1942 г.

В основе содержания многофигурного полотна – событие, очевидцем которого был сам художник во время поездки на фронт. В битве за Крым был смертельно ранен командир 89-й Армянской дивизии полковник Семен Закиян (15.12.1941 – 01.02.1942). Оставаясь на командном пункте в блиндаже, он продолжал руководить боем. Эмоциональное звучание картины усиливает насыщенный темный колорит. Резкие светотеневые контрасты подчеркивают напряженность драматизма изображенного момента.

В годы Великой Отечественной войны Дмитрий Налбандян работал в Армении. Сразу же по приезде в Ереван в 1941-м художник включился в создание различных форм агитмассового искусства, участвуя в организации армянского отделения «Окон ТАСС». Автор плакатов и карикатур, в. т. числе: «Вперед на разгром немецких оккупантов», «Немецкое пиво с русской закуской», а также картины «Подарок фронту. Армянские женщины в дни Великой Отечественной войны» (1945).

7 Налбандян Д.А. (1906 – 1993), народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии СССР

8 Асламазян М.А. «Возвращение героя». 1943 г. Холст, масло. 170,0х225,0 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван

9 Асламазян М.А.

«Вести с фронта». Холст, масло. 53,0х65,0 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван

10 Асламазян М.А. «Песня героя». 1944 г. Холст, масло

Среди картин художницы о войне особенно выделяются три различных по сюжету, но объединенных общей темой произведения. Это «Возвращение героя» (1943), «Песня героя» (1944) и «Свадьба героя» (1945). Они прослеживают судьбу безымянного солдата. Своим оптимизмом и ощущением радости бытия эти картины противостоят самому духу войны.

В картине «Возвращение героя» все подчинено одной идее, одному чувству. Это радость и ликование. Герой и женщина с ребенком, охваченные единым порывом, воспринимаются как композиционный и смысловой центр картины. Создается впечатление, что и написана она на «одном дыхании». Лишь чуть позже глаз начинает присматриваться к скупому интерьеру, но ни одна деталь не привлекает слишком много внимания. Оно должно быть целиком направлено на происходящее событие.

11 Асламазян М.А. (1907 – 2006), народный художник Армянской ССР, народный художник СССР

12 Асламазян Ерануи Аршаковна.

«Девушки едут на фронт». Холст, масло. 190,0х75,0 см.

Национальная картинная галерея Армении, Ереван

Девушек в гимнастерках провожают подростки в пионерской форме. Видимо, младшие братья и сестры. Кое-где видны женщины в национальных одеждах: матери, бабушки. Кто-то крепко обнимает уходящую на фронт девушку. А вот мужчин в толпе нет. Все они уже ушли на фронт.

13 Абегян Мгер Манукович.

«Позорный путь немецкой армии».

1943 г. Бумага, акварель, уголь. 59,0х69,0 см.

Национальная картинная галерея Армении, Ереван

Мгер Абегян – автор лирических пейзажей, красочных натюрмортов, портретов и пейзажно-жанровых картин, а также серии офортов на темы событий Великой Отечественной войны.

14 Асламазян Е.А. (1910 – 1998), заслуженный художник Армянской ССР

15 Абегян М.М. (1909 – 1994), народный художник Армянской ССР

16 Сарьян М.С. «Портрет Аветика Исаакяна». 1940 г.

Боевой клич

Ночь. Тучами окутанная ночь.

Как бешеную бурю превозмочь?

Гремучий шквал из вражеской страны

Рокочет на просторах наших нив.

Встают в ответ моря, возмущены,

Исполнен гнева буйных рек разлив.

Э-эй, Масис, заоблачная высь!

Э-эй, земля родимая, держись!

Готовы ль молнии? Готов ли меч,

Чтоб ненавистных гибели обречь?

Все ль вы на страже, родины сыны?

Мы взяться за оружие должны, –

Затихнет ветер, и заснет вода,

Но злобный враг не дремлет никогда.

Вы слышите тяжелый лязг цепей?

Тиран оковы тяжкие несет

В наш край лесов, нагорий и степей.

Он хочет обесчестить наш народ.

Вступайте в перекличку меж собой!

Все ль на ногах, и все ль готовы в бой?

Да опояшет каждый стан броня,

Да опояшет воля гордый дух,

Да опояшет поясом огня

Великий гнев наш дружественный круг!

Шуми, шуми зеленой кроной, дуб!

Гремите бурей, зовы вещих труб!

Срывайся, ржанье, с жарких конских губ!

На бранный подвиг, братья, на борьбу!

Решаем сами мы свою судьбу.

За облака взлетай, победный стяг,

К бессмертью, побеждающему смерть!

Да будет уничтожен дерзкий враг,

Да будет усмирен свирепый смерч!

От наших виноградников и рощ

Гоните злоумышленников прочь!

Да будет вечной в солнечном краю

Давилен, житниц мирных тишина!

Свою отчизну отстоим в бою.

Э-эй, к победе, вольная страна!

26 июня 1941 г., Ессентуки

Перевод с армянского

Веры Звягинцевой

Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 30 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Удивляет понимание и патриотический порыв армянских художников в годы Великой Отечественной войны, которые старались поднять дух соотечественников в тяжелое время. Все это понятнее сегодня , когда на дворе коронавирус и жизнь каждого человека в опасности. Материал Мирзоянов интересный и эти факты, предоставленные авторами важны, есть на ког равняться.
  2. Чем ближе Праздник Победы, тем интереснее читать статьи, которые рассказывают не только о конкретно войне, а о том, что происходило в тылу. С интересом познакомился с работами армянских художников в тяжелые годы войны как были патриотично настроены представители интеллигенции.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты