И снова о форс-мажоре в отечественной авиации
Сегодня, пожалуй, только ленивый не говорит о «глобальном карантине», «тотальной изоляции», «планетарной пандемии» или «смертельном вирусе», вырвавшемся на свободу из китайского городка Ухань. Но пока ученые и медики продолжают дискутировать об искусственной или естественной природе коронавирусной инфекции COVID-19, атипичная пневмония находит все новые и новые жертвы в странах, расположенных довольно далеко друг от друга.
Не обошла эта беда стороной и Армению. По данным министра здравоохранения РА Арсена Торосяна на 16 марта, около 300 человек находятся в изоляции, а также зарегистрировано 30 случаев заболевания новым вирусом. Причем, первый из них был выявлен 1 марта у 29-летнего армянина из Тегерана. Следующая цепная реакция случилась в первой декаде месяца, когда прибывшая из Италии инфицированная жительница Эчмиадзина, несмотря на рекомендованную Минздравом «самоизоляцию», занялась шопингом в местных магазинах и наведением красоты в районном Beauty salon. А затем безответственно отправилась на пышную помолвку к родственникам, где, естественно, заразила почти всех гостей.
Впрочем, в первые дни горожане тоже с беззаботной иронией относились к новому вирусу и даже устраивали флешмобы в ФБ и посиделки в кафе с короной на голове. Однако спустя полмесяца ситуация резко изменилась. В столице закрылись учебные заведения, культурные центры, музеи, театры, крупные моллы, а также некоторые рестораны и бары. Опустели улицы Еревана, которые каждый год с приходом весны расцветают многоцветьем красок в одежде местных модниц и их кавалеров. Министерство обороны призвало родителей солдат с пониманием отнестись к введенным ограничениям – отмене отпусков, увольнений и посылок. Мэрия опубликовала снимки дезинфекции общественного транспорта, которые очень походили на съемки фильма ужасов. Правда, на апокалипсис это еще не смахивало, но черные перчатки в продуктовых магазинах и такого же цвета маски на лицах продавцов оптимизма не добавляли. Как и информация о том, что временно закрыты наземные переходы с Грузией. А премьер-министрами Армении и РФ была достигнута договоренность на две недели ограничить пассажироперевозки между двумя странами. В свою очередь ЮКЖД системно стала внедрять дополнительные меры по противодействию и профилактике COVID-19. Многие авиакомпании отказались от рейсов в нашу страну. Город замер в ожидании. 16 марта на внеочередном заседании правительства наконец было объявлено о введении на территории Армении чрезвычайного положения вплоть до 16 апреля текущего года.
О том, что профилактические и оперативные мероприятия по локализации новых очагов болезни в первые дни практически отсутствовали, не раз писали и пресса, и пользователи социальных сетей. Оценку работе отечественного здравоохранения, думается, еще дадут члены правительства после того, как кривая заболеваемости устремится вниз. А пока в непосредственной причинно-следственной связи с болезнью вновь оказалась авиация, поскольку зарубежные авиакомпании отказались летать в Армению. В частности, по словам пресс-секретаря международного аэропорта Звартноц Сатеник Ованнисян, были отменены рейсы авиакомпаний Qatar Airways, «Белавиа», Fly Dubai, «Армения», а также некоторых российских компаний, в том числе Pegas Fly. В этом же ряду оказался и усиленно распиаренный в Армении ирландский лоукостер Ryanair, который позиционирует себя на международном авиационном рынке как крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы.
Поездка за 35 евро в европейские страны может выглядеть со стороны довольно привлекательно, если не знать внутреннюю «кухню», когда каждый шаг от стойки пункта вылета до стойки прибытия в аэропорт назначения оплачивается по отдельному тарифу. Однако такая практика покажется мелкой шалостью по сравнению с великой пакостью, которую преподнесла эта авиакомпания армянским пассажирам. В связи с эпидемией коронавируса все ее рейсы на Ереван были отменены, а доставленные в Италию армянские пассажиры остались практически на улице в чужой стране. Спасла ситуацию армянская компания Atlantis European Airways, базирующаяся за пределами Армении по причине дороговизны аэропортовских услуг в Ереване. А вскоре в фейсбуке на странице менеджера по безопасности полетов и контроля качества авиакомпании Натальи Погосян появилась следующая запись: «Дорогие друзья! Хочу сообщить вам, что сегодня рано утром экипаж и бригада проводников нашей авиакомпании Atlantis European Airways вылетели в Москву, а затем отправятся в Рим, чтобы привезти в Ереван наших граждан, находящихся в Италии. Мы своих в беде не бросаем! И хотя мы не настолько популярны в нашей стране, как Ryanair, но с учетом развивающихся событий именно наша небольшая авиакомпания и ее руководящий состав приняли решение вывезти людей из Италии. Бесплатно». В данной ситуации для наших соотечественников возвращение на родину чартерным рейсом было действительно бесплатным, поскольку финансовые расходы взяли на себя правительство Армении, международный аэропорт Звартноц и авиакомпания Atlantis European Airways.
В поддержку этой благотворительной акции пользователи сети написали много добрых слов и руководству компании, и экипажу: командиру воздушного судна Вардану Саргсяну, второму пилоту Карену Саргсяну, техническому директору Ишхану Адамяну, начальнику службы бортпроводников Амалии Аветисян, бортпроводникам Айку Айвазяну и Сатеник Арутюнян. В авиакомпании проявили профессиональный подход, позаботившись о приобретении спецзащитных костюмов высокого качества для экипажа и защитных масок и перчаток для пассажиров, которые те обязаны были надеть до входа в самолет. «Наша задача максимально обезопасить наших граждан в закрытом пространстве. Во избежание какого-либо контакта с потенциально инфицированными или находящимися в стадии инкубационного периода пассажирами им были выданы маски и перчатки на все время полета», – подчеркнул авиаперевозчик. Стоит отметить, что экипаж добровольно принял решение лететь в нестабильную по медицинским показателям страну, а после прилета в Ереван в ночь на 16 марта также добровольно вместе с пассажирами отправился на две недели в карантинную зону, расположенную на территории военно-спортивного лицея имени Монте Мелконяна в Дилижане.
О том, что гражданские летчики вновь проявили мужество, уже утром написала местная пресса, вспомнив при этом, как экипажи «Армавиа» вывозили из воюющей Сирии наших соотечественников. Это была единственная авиакомпания, которая в те дни летала в «горячую точку». Именно поэтому во всей нынешней истории снова остро встал вопрос о возрождении собственной авиации, о создании национального авиаперевозчика, который не будет зависеть от природных обострений или политических настроений иностранных авиакомпаний. После банкротства «Армавиа» политика open skies, якобы способствующая «либерализации» армянского неба, на деле бесславно провалилась. И была прозвана специалистами «дебилизацией», поскольку в отрицательном сальдо не осталось ни одного отечественного авиаперевозчика, но зато появился быстро редеющий реестр иностранных авиакомпаний. Своеобразной «фишкой» нового времени стало затоваривание армянского неба дешевыми иностранными лоукостерами, якобы призванными обеспечить туристический поток с двусторонним движением. Но как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а потому, несмотря на оптимистические прогнозы, армянские авиапассажиры при очередном форс-мажоре вновь оказались в довольно плачевной ситуации. К сожалению, вопрос возрождения национального авиаперевозчика так и продолжает висеть в воздухе. Хотя даже в самые плохие годы наша страна имела собственную авиацию. О том, что для блокадной Армении в условиях геополитических и тектонических разломов собственная авиация важна в первую очередь как гарант национальной безопасности, писали, говорили и даже кричали и общественность, и профильные специалисты отрасли. Но несмотря на печальный опыт последних лет и даже дней, вопрос ее создания как серьезного игрока в отечественном и международном небе по-прежнему остается без ответа…
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии