№5 (328) июль 2020 г.

Гибель теплохода «Армения» в 1941 году стала тяжелой утратой для медицинской службы Черноморского флота

Просмотров: 3928

Недавно все мировые и региональные СМИ облетела новость о том, что возле Крыма обнаружили потопленный во время Великой Отечественной войны теплоход «Армения». Его гибель считается одной из крупнейших морских катастроф в истории мореплавания и военным преступлением без срока давности.

Из семи тысяч человек, находившихся на борту санитарного судна, погибли почти все – раненые советские солдаты, медицинский персонал, сотрудники детского лагеря «Артек», женщины, дети. И хотя официальный рапорт гласит, что «судно, шедшее из Ялты в Туапсе в охранении двух сторожевых катеров, было атаковано самолетом-торпедоносцем противника и затонуло в 11 часов 29 минут в прибрежных водах Крымского полуострова», тем не менее в течение более 75 лет после трагедии точное место гибели корабля оставалось неизвестным. Наша газета не раз обращалась к этой теме и следила за всеми поисковыми экспедициями, которые велись там на протяжении последних лет.

Из довоенной жизни хорошо известно, что двухпалубный пассажирско-грузовой теплоход «Армения» получил свое название в честь одной из советских республик. Был построен в 1928 году на Балтийском заводе в Ленинграде и предназначался сугубо для гражданских нужд. После спуска на воду он вошел в шестерку лучших пассажирских кораблей Черного моря. Однако в начале Великой Отечественной войны был переоборудован на Одесском судоремонтном заводе под санитарно-транспортное судно и считался самым крупным переоснащенным плавучим госпиталем, успевшим за свою недолгую военную историю перевезти свыше 15 тысяч раненых бойцов Красной армии. Судно с красными крестами на бортах ходило под флагом Международного Красного Креста, что, согласно Нормам международного права, должно было защитить его от вражеских обстрелов. Но это не остановило нацистов: 7 ноября 1941 года стало для «Армении» роковой датой. Через три часа после отплытия из Ялты судно настиг фашистский торпедоносец Heinkel He-111, сбросивший с высоты 600 метров две торпеды. По другой версии, его атаковали несколько нацистских Junkers Ju 87. Гибель санитарного корабля серьезно обескровила медицинскую службу Черноморского флота. Был потерян руководящий состав, врачи, фельдшеры, медсестры севастопольских и ялтинских госпиталей. По мнению военных экспертов, в дальнейшем это чувствительно сказалось на переправке больных на Большую землю.

И хотя судно было атаковано всего в 15 милях от крымского берега, найти его останки долгие годы не представлялось возможным. По одной из версий, информация об «Армении» носила гриф строгой секретности. А из воспоминаний очевидцев было известно, что корабль подвергся атаке с воздуха и затонул в течение всего четырех минут. Его поиски велись еще с советских времен и продолжились после развала Союза. В 2006 году в них даже принял участие знаменитый американский исследователь Роберт Баллард, который в 1985 году обнаружил «Титаник», а спустя еще четыре года обломки немецкого линкора «Бисмарк». Но, несмотря на наличие дорогостоящего оборудования и современной техники, его подводные исследования также не увенчались успехом. И все же в 2017 году впервые промелькнула информация о том, что в результате совместной экспедиции Министерства обороны РФ и Русского географического общества магнитометр «заметил» на дне моря магнитную аномалию. В марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции район тщательно исследовали гидролокатором. Стало очевидным, что в 15 милях от ялтинского побережья на глубине 1500 метров обнаружен теплоход «Армения». Для более детального обследования объекта был использован телеуправляемый подводный аппарат российского производства. Потребовалось семь погружений робота, чтобы определить состояние судна. Выяснилось, что оно стоит на ровном киле единым корпусом. На судовом колоколе выгравировано название «Армения». Рядом обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, что является еще одним косвенным признаком для идентификации. Кстати, именно это колесо хорошо видно на кадрах снятого в 1935 году на киностудии «Ленфильм» художественного фильма «Сокровища затонувшего корабля», где теплоход «сыграл» самого себя. Мистическое совпадение…

«Корпус корабля покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чем ранее сообщала официальная версия. При этом надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений – леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, когда фашистские самолеты заходили на атаку с кормы», – отметил в официальном заключении участник экспедиции и исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин. И хотя основная работа была полностью проделана, все же оставался соблазн найти судовой журнал, железные сейфы с документами НКВД, которые незадолго до отплытия якобы погрузили на борт, а также тубусы с шедеврами из проходившей в Ялте выставки картин известных художников. Но прояснив основные детали, исследователи отказались от дополнительных погружений. По их мнению, на такой глубине, да еще в замкнутом и насыщенном сероводородом пространстве эффективно работать смогут только телеуправляемые аппараты. Однако за ними тянется кабель, который при более тщательном изучении может с высокой долей вероятности запутаться во фрагментах разрушений. А это значит, что умный помощник тоже останется на дне море навсегда. «Но дело не только в сверхглубине. Ведь мы нашли не просто исторический объект. Это место упокоения семи тысяч человек. Поэтому копошиться там с нашей стороны будет абсолютно неэтично. Хочется верить, что такая глубина поможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ», – подчеркнул в одном из интервью Сергей Фокин, одновременно заметив, что по результатам экспедиции 2020 года экспертами будут реконструированы события катастрофы.

История на этом не заканчивается. Спустя 79 лет на месте гибели корабля священник Новороссийской военно-морской базы отслужил панихиду по членам экипажа и пассажирам. С воинскими почестями на воду был спущен венок и произведено три оружейных залпа. Кстати, традиция поминания погибших на теплоходе «Армения» на Крымском полуострове не нова. В часовне на набережной Ялты и в Севастополе у причальной стены госпиталя Черноморского флота им. Пирогова давно проходят траурные церемонии, реквиемы и панихиды по ним. А с 2020 года найденный корпус теплохода «Армения» официально объявлен воинским захоронением. Координаты 44 градуса 15 минут северной широты и 34 градуса 17 минут восточной долготы уже нанесены на морские карты. Все проходящие мимо корабли ВМФ России обязаны приспускать флаги и отдавать на этом месте воинские почести павшим защитникам Отечества. И еще. В год 75-летия Великой Победы к подножию главного храма Российской армии подмосковного парка Вооруженных сил России «Патриот» были доставлены 15 тысяч капсул с землей, собранной по всему миру с мест братских захоронений советских воинов и гильзы с морской водой из районов гибели советских военных кораблей во время Великой Отечественной войны. Среди них есть теперь капсула с места гибели теплохода «Армения».

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты