№9 (332) ноябрь 2020 г.

Бойкот турецким товарам!

Просмотров: 857

Поговорка «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» как нельзя лучше отражает ситуацию на потребительском рынке Армении, где на протяжении почти тридцати лет ощущается явное засилье турецкого ширпотреба. Согласно данным статистической службы РА, с 1995 года из Турции в Армению было завезено товаров на сумму более трех миллиардов долларов, не считая кошельков любителей отдыха на берегах Антальи. Не случайно гуляющая по интернету с первых дней войны инфографика довольно наглядно показывает, какое количество танков, самолетов, вертолетов, беспилотников и другой специализированной техники можно приобрести «благодаря» вливаниям наших соотечественников в военную экономику соседней страны.

Разговоры о необходимости импортозамещения в поддержку отечественного товаропроизводителя ходили давно и упорно. Однако всерьез к ним не относились, поскольку это было связано с открытием новых рабочих мест. А тут самозанятые «челноки», по сути, избавляли власти от лишней проблемы. Но после четырехдневной «апрельской войны» 2016 года о запрете турецких товаров на территории Армении довольно громко заявили молодые активисты, устроившие перед Домом правительства акцию протеста под лозунгом «Место турецким товарам – в мусорном ящике!» Для наглядности они даже выбросили в уличные урны принесенную с собой одежду, на которой откровенно красовались ярлыки Made in Turkey. И хотя по поручению тогдашнего главы правительства Министерство экономики приступило к исследованиям «вопроса угрозы армянскому производству импортных товаров с точки зрения качества и конкуренции», тем не менее изыскания постепенно сошли на нет, а энтузиазм аналитиков растворился в закоулках местных развалов и барахолок.

Между тем актуальная идея получила продолжение в дебатах сторонников и противников этого начинания. Причем последние пытались убедить общественность в надуманности темы, поскольку покупатель якобы должен иметь возможность выбора. Да и при отсутствии альтернативы запрет может привести к еще большей монополизации экономики. Оппоненты выдвигали встречные доводы, связанные с продовольственной безопасностью населения и нежеланием обогащать недружественно настроенных соседей. «Покупая турецкие товары, граждане Армении в первую очередь должны помнить, что финансируют военно-промышленный комплекс Турции. Это тот случай, который не нуждается в разъяснениях и должен приниматься за аксиому», – отметил директор аналитического центра «Альтернатива» Татул Манасерян. Высказанная экспертом мысль по-прежнему остается архиважной с учетом современных реалий. Но кажется только сейчас к ней стали относиться серьезно. Так, с первых дней войны ряд известных супермаркетов САС, Yerevan-City, «Нор Зовк», MG, «Циран» объявили локальное эмбарго. «Поддерживая лозунг «Нет турецким товарам»!», мы отказываемся от этой продукции. Но, к сожалению, на складах еще остались запасы продовольствия, которые вынужденно должны реализовать. Однако после того, как они закончатся, новые партии закупать не будем», – отмечается в совместном заявлении предпринимателей, одновременно призвавших коллег присоединиться к ним.

Стоит отметить, что такая же проблема стоит и перед бывшими «челноками», которые ныне гордо именуют себя бизнесменами. Многие, пряча глаза в пол, пытаются оправдываться. «Скажите, а как нам жить? Кредиты в банке, квартира – в залоге. Я не от хорошей жизни поменяла профессию. Завод закрыли. Пыталась найти работу по специальности, но каждый раз получала отказ: то возраст не подходит, то английский язык не знаю, то компьютером плохо владею. Спасибо подруга помогла. Она давно в этом бизнесе. Потихоньку и я встала на ноги. Но в нашей работе не получается без долгов. Деньги приходится постоянно «крутить», чтобы привезти новый товар. Конечно, теперь семья не последний кусок хлеба доедает, но «пассив» все равно имеется, – рассказывает Мариам Акопян, хозяйка крошечного павильончика в одном из подземных переходов Еревана. – В Турцию я больше не поеду. Хотя из-за закрытых дорог с февраля мы и так не выезжали за обновлением ассортимента. То пандемия была, теперь война началась. Так что я продаю прошлогодний завоз, который в любом случае должна реализовать, чтобы не обанкротиться и не остаться на улице. По секрету скажу, что сейчас мы наклеиваем ценники на ярлыки туда, где указан производитель. Но покупатели все чаще стали спрашивать, мол, чей товар. А узнав, начинают стыдить. Мне и самой неуютно в этой ситуации. Но всем не объяснишь, почему так получилось».

Впрочем, на ее товарку раскаяние Мариам совершенно не подействовало. Владелица средней руки бутика госпожа Арминэ чувствует себя уверенно. Властно зазывает к себе в магазин со словами: «Где вы еще сможете увидеть такое разнообразие замечательного товара? Хотите зимние шапки с логотипом «Духов»? В Стамбуле у меня давно есть контакты с фабриками, откуда фурами присылают заказы по каталогу. Здесь остается только принять их на таможне». К слову сказать, «брендовый» эрзац у нее действительно модный. Но осознание того, что это вражеское производство, уже отпугнуло значительную часть постоянных клиентов. Однако на предложение поменять географию страны-производителя Арминэ отвечает категорическим отказом: во-первых, у нее давно налажены торгово-экономические связи с турецкими фабриками и кооперативами, а во-вторых, вещи из Польши, Индии, Китая и даже более близкой России не окупят себя по причине дорогой логистики. Бог ей судья.

Как считает экономист Саркис Оганян, ненадежные наземные коммуникации, дорогие авиационные грузоперевозки, а также повышение таможенных госпошлин сделают в ближайшее время бизнес оптовиков нерентабельным. «Думаю, в качестве альтернативы наступило время обратить внимание на собственные ресурсы. Ведь есть наглядная иллюстрация, когда отечественная продукция продовольственного и сельскохозяйственного секторов вышла в лидеры покупательских интересов, оставив далеко позади своих зарубежных собратьев, – говорит собеседник. – А вот что касается бытовых товаров или одежды, мы должны приучить нашего потребителя к новой культуре, которая требует уважать, покупать и гордиться отечественной маркой. Тем более если вспомнить, что нам в наследство остались традиции мощного текстильного и обувного производств советской Армении, которыми мы можем воспользоваться». Например, ежегодно необработанная коровья кожа экспортируется в Турцию, а откуда возвращается уже подорожавшей в виде кожгалантерейных изделий. При желании и в родном отечестве можно наладить процесс обработки полуфабриката для пошива качественной обуви. Ведь она востребована на внутреннем и внешнем рынках. Что касается текстиля и трикотажа, то многие фабрики уже справились с этой задачей. Их дизайнерские работы и поточные модели теперь можно встретить на прилавках модных бутиков Европы и США.

Впрочем, сегодня гораздо важнее отметить другое: часть продукции швейных производств направляется на нужды фронта. Огромную помощь Армении и Арцаху в эти сложные дни оказывает многомиллионная диаспора. Хотя жителям самой Армении необходимо наконец понять, что пора прекратить обогащать военно-политическую машину соседнего государства за счет армянских вливаний, будь то завозные турецкие помидоры или красочно расписанная керамика. «Нужно заканчивать с этой порочной практикой лжекосмополитизма и лжетолерантности, потому что такая политика уже привела к гибели сотен и сотен наших воинов. Пора понять, что даже один драм, затраченный на турецкий товар, а соответственно и на турецкий бюджет, превращается в тот патрон и снаряд, которыми сегодня стреляют по нам. Поймите же наконец, любители отдыха в Стамбуле или Анталье, что все ваши ол инклюзивы оборачиваются пулями и ракетами, которые потом бьют по нашим детям, по нашей армии, по нашему гражданскому населению. И даже исторический туризм на исконные армянские земли в страну предков работает на усиление мощи турецкого военного комплекса, – говорит депутат Национального Собрания РА Арман Абовян. – Я вижу, что общество не осталось равнодушным к бойкоту продукции из Турции, и благодарен всем за это. Но на сегодняшний день подобные шаги необходимо продумать не только на уровне гражданского сознания, но и в масштабах государственного мышления. Мы постоянно говорили и настаивали на создании таких экономических условий, при которых продукция местного производителя должна быть намного дешевле и качественнее турецкого завоза. И хотя Армения является членом ВТО, что не дает большого поля для маневров, тем не менее я больше чем уверен, что необходимо строжайше (повторяю: строжайше!) запретить все экономические отношения с Турцией. А для этого как минимум надо прекратить осуществлять госзакупки любых товаров, произведенных в соседней стране и в Пакистане». Кстати, с последней мы не имеем дипломатических отношений. По имеющимся данным, в военные действия на арцахско-азербайджанской границе вовлечены спецподразделения и ее армии.

Вместо послесловия

Когда материал был готов к печати, стало известно, что правительство Армении по представлению Министерства экономики вынесло на общественное обсуждение законопроект о введении эмбарго в отношении турецкой продукции. В обосновании к документу говорится, что наша страна не только применяет экономические санкции к Турции, но и из соображений безопасности прекращает финансовую подпитку турецкого бюджета с 31 декабря 2020 года сроком на шесть месяцев. Однако вопрос, почему санкции будут введены только на шесть месяцев, так и остался открытым. «Мне трудно объяснить, почему правительство решило ограничить срок действия эмбарго именно шестью месяцами. Вполне возможно, что это связано с обязательствами перед ВТО. Так как Армения и Турция являются членами Всемирной торговой организации, то подобного рода документы и решения влекут за собой определенную процессуальность. Как показывает практика, это занимает некоторое время. Что касается самих ограничений, то, на мой взгляд, они должны быть без каких-либо временных рамок. И на то есть веские основания. Поэтому данный вопрос надо решать принципиально, а не фрагментарно по текущей ситуации, – подчеркнул экономист Татул Манасерян. – Иначе получается, что по истечении шести месяцев Армения вновь вернется к старой схеме, когда станут возможными туристические поездки в Турцию и массовые закупки продукции турецкого производителя. А это означает лишь одно: мы опять начнем подпитывать военный бюджет соседней страны».

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля