№5 (338) май 2021 г.

В Ереване рядом с великими появилась «евродевочка»

Просмотров: 2952

7 апреля, который отмечается в Армении как День материнства и красоты, перед зданием правительства номер три при небольшом скоплении официальных лиц состоялась церемония открытия бронзовой скульптуры девочки, очень напоминающей ее американскую подругу на Уолл-стрит.

По словам пресс-секретаря Министерства труда и социальных вопросов РА Зары Манучарян, дата установки была выбрана не случайно, как и сюжет, предложенный в прошлом году бывшим главой этого ведомства, а ныне министром труда, социальных и миграционных вопросов Карабаха Мане Тандилян. «Фигурка «Бесстрашной девочки», установленная лицом к зданию Дома правительства, символизирует смелую личность, знающую свои права. Она должна напоминать властям о роли женщины-лидера в сфере управления, прав человека и принятия решений», – отметили в ведомстве.

Появление нового «произведения искусства» прокомментировал на своей странице в Facebook и эксперт Карен Вртанесян: «В этот праздничный день, в то самое время, пока тайком шло открытие памятника, в двухстах метрах от площади Республики сотни полицейских выкручивали руки женщинам и девушкам, требующим отставки нынешнего премьер-министра. Их силой доставляли в полицейские участки. Произошедшее по своему абсолютному постмодернистскому цинизму не могло родиться даже в голове гениального Кустурицы». Забурлил негодованием и армянский сегмент соцсетей, где «девочку» саркастически назвали «Армянской Гретой Тунберг». К слову сказать, с некоторых пор Грета перестала истерично требовать на различных общественных площадках решения проблем экзистенциального кризиса в связи с глобальным потеплением. Хотя это не помешало руководству английского университета в Уинчестере установить на территории кампуса памятник за 33 тысячи долларов. Но студенты инициативу не оценили, заявив, что в условиях борьбы с пандемией это не самое эффективное расходование финансов.

Между тем в сети продолжали активно обсуждать установку памятника: «В Нововоронеже «Аленушку» хотя бы продали как арт-объект с пользой для бюджета города за 2,5 млн рублей. Лучше бы и у нас провели аукцион по продаже этой халтурки в пользу армии», «Интересно, что символизирует бесстрашная девочка неопределенного возраста на канализационном люке? А вообще зря родители не объяснили ей, что стоять на такой крышке опасно». Припомнили здесь и скульптора Ботеро, три массивных колумбийца которого долго блуждали по Еревану, пока не нашли пристанище в Музее искусств по Каскаде. «Только не перемещайте, пожалуйста, эту «девочку» к зоопарку или к детским кафе. Не пугайте детей! Лучше отправьте на Вернисаж, благо там дешевой безвкусицы полно. Может, и эту возьмут, – говорит проходящая рядом мама трехлетней Лианы. – А в целом плагиат – юная феминистка с почерневшим старушечьим лицом – кощунственно смотрится на фоне памятников великим армянским полководцам и копий армянских хачкаров, уничтоженных в Нахичевани. У нас своей гордости нет? Обязательно надо копировать глобалистские идеи? Даже адаптация под нашу идентичность в виде национального наряда не спасает сей шедевр».

Речь о плагиате еще не раз возникала в виртуальных и реальных разговорах ереванцев, поскольку «армянская девочка» уж очень напоминает американку из Нью-Йорка, у ног которой раньше красовалась табличка «Знай силу женщин в лидерстве. Она имеет значение». А начиналось все в 2017 году, когда банк State Street предложил Кристен Визбал изваять статую девочки в развевающемся платье. Чуть позже перед ней появится разъяренный бык и исчезнет надпись. Но взамен появится круглая бронзовая плита с отпечатками ног девочки, чтобы любой желающий мог сфотографироваться рядом с «Бесстрашной». А Кристен, поняв, что ее творение может принести неплохие дивиденды, превратила обычный заказ в коммерческий проект. В течение нескольких лет бронзовые аналоги прописались в Осло, Лондоне, Мельбурне. Да и в самом Нью-Йорке появилась еще одна «Бесстрашная девочка» негроидной расы. Что касается армянской статуи, то сегодня в Армении вряд ли найдется много поклонников столь непривычного творчества. Впрочем, подражатели все же нашлись. Маленькие девочки, чьи родители были приглашены на открытие, даже устроили фотосессию с новым кумиром нынешнего столетия.

По мнению директора «Кандак трио» Армена Самвеляна, сотрудники мастерской выполнили задание в точности по эскизам заказчика, одновременно аутентично задрапировав скульптуру в национальный тараз. Хотя развевающаяся юбка и руки в боки наводят на определенные мысли. При этом авторство создателя оригинала не уточняется, как и смета на проделанные работы. А ярлыки, которыми городские шутники уже успели наградить непонятный эрзац, совершенно не смущают умельцев. Как считают в мастерской, нашим соотечественникам свойственно подвергать критике абсолютно все, в том числе шедевры. Кстати, этот «шедевр» уже успел получить в народной интерпретации название «Подруга моей бабушки», что очень точно характеризует монстрика с детской фигуркой и старушечьим лицом.

«Всегда считал, что мы должны с уважением относиться к нашей национальной культуре, а не слепо копировать чуждые веяния моды. Есть понятие «взаимосвязь культур». И это нормально, если речь идет об искусстве. Но у нас есть собственные герои – обычные и великие люди, которыми мы можем и должны гордиться! У нас есть памятники Комитасу, Уильяму Сарояну, Микаэлу Налбандяну, Александру Грибоедову, Аветику Исаакяну, Тарасу Шевченко, Месропу Маштоцу, Ивану Айвазовскому, Александру Манташеву… Прекрасные творения посвящены героям армянских эпосов и легенд. Например, «Давид Сасунский» Ерванда Кочара был и остается визитной карточкой армянской столицы. Есть памятники нашим современникам. Один из них посвящен трем мастерам дудука – Дживану Гаспаряну, Ваче Овсепяну и Левону Мадояну. А в композиции «Мужчины» из одноименного фильма сразу проникаешься ментальностью армянской столицы. Внимание туристов привлекает и колоритный «Нардист» – собирательный образ соседа, с которым летними вечерами можно перекинуться во дворе в нарды. Впрочем, в городе все чаще стали встречаться позолоченные гипсовые поделки, которые установлены перед тем или иным заведением. Но это временное явление. Настоящее искусство ничем не испортишь. Просто мастерам не надо переступать через собственную гордость и талант», – считает народный художник Армении Левон Токмаджян, автор известных памятников Мартиросу Сарьяну, Геворгу Чаушу, Леониду Енгибарову, цветочнику Карабале…

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты