№5 (338) май 2021 г.

Армянский Баку в «Кавказском календаре» (1896–1914 гг.). Благотворительные общества. Пресса. Издательства и типографии. Фотоателье

Просмотров: 4079

«Кавказский календарь на 1898 год» (Тифлис, 1897), изданный Закавказским статистическим комитетом по распоряжению главноначальствующего Гражданской частью на Кавказе, гласит: «Распределение населения г. Баку по народностям (1891 г.): русские – 21.390 (12.370 мужчин, 9.020 женщин); немцы – 1.717 (979 муж., 738 жен.); поляки – 1.093 (786 муж., 307 жен.); армяне – 24.490 (17.483 муж., 7.007 жен.); евреи – 391 (231 муж., 160 жен.); татары – 37.530 (22.974 муж., 14.556 жен.). Всего 86.611 (54.823 муж., 31.788 жен.).

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ

Из «Статистического описания Бакинской губернии за 1893 год. Общественное призрение» («Кавказский календарь на 1896 год», Тифлис, 1895):

«Благотворительные общества:

Бакинский отдел, состоящего под Августейшим покровительством Ея Императорского Величества, Государыни Императрицы Марии Феодоровны, женского благотворительного Общества Святой Нины.

Деятельность Общества выражалась в заботах о развитии и процветании женского учебного заведения Св. Нины, в котором 4 года тому назад начато было восстановление закрытых несколько лет перед тем, самостоятельных классов, с учебным курсом женских гимназий ведомства Народного Просвещения.

Бакинское местное управление Российского Общества Красного Креста.

Бакинское Благотворительное Общество.

В ведении Общества состояли: 1) детский приют со школой при нем, 2) ночлежный дом со столовой и чайной и 3) кроме того, ввиду возникавших опасений возможности повторения холерной эпидемии и признавая одною из главных мер предупреждения появления таковой – снабжение бедного люда дешевой и здоровой пищей, отварной водой и чаем, была открыта подписка на устройство и содержание дешевых столовых и чайных. В сентябре отчетного года открыты три дешевых столовых (с чайными): две в городе и одна в Черном городке.

Бакинское окружное правление Общества спасения на водах.

В ведении Правления состоит спасательная станция в Апшеронском полуострове, которая неоднократно оказывала более или менее существенные услуги судам, потерпевшим аварии.

Бакинское Общество вспомоществования бедным учащимся.

Общество оказывало помощь учащимся в реальном училище и женской гимназии города деньгами, книгами и, в некоторых случаях, платьем.

Высочайше утвержденное Человеколюбивое Общество, во имя Св. Григория Просветителя Армении.

В отчетном году движение сумм общества представляется в следующем виде:

приход: членских взносов – 1.230 руб., пожертвований – 7.080 руб. 82 коп., %% на капиталы – 7.372 руб. 64 коп., арендных за подвалы – 619 руб. 98 коп., от танцевального вечера – 1.321 руб. 98 коп., капиталов на приданое бедным девушкам – 1.100 руб., на постройку училищного здания – 13.670 руб. Итого – 32.395 руб. 25 коп.

расход: оказание помощи бедным – 5.115 руб., постройка и ремонт – 551 руб. 10 коп., типографские и канцелярские – 207 руб. 79 коп., непредвиденные – 343 руб. 55 коп., %% комиссионных банкам – 207 руб. 79 коп., списано %% грационные дни (льготные дни, на которые удлиняется срок платежа, обозначенный на векселе. –

М. и Г.М.) – 116 руб. 75 коп., на выписку книг для библиотеки – 1.599 руб. 80 коп., выслано %% школам – 183 руб. 78 коп., выдано бедным девушкам на приданое – 274 руб. 50 коп., на постройку нового здания для училища – 17.763 руб. 93 коп. Итого – 26.621 руб. 60 коп.

К 1-му января 1894 г. Общество имело капиталов:

неприкосновенного – 62.540 руб. 95 коп., специального – 5.405 руб. 12 коп., расходного – 1.584 руб. 39 коп. Итого – 73.530 руб. 46 коп.

За 19 лет доходов поступило 269.065 руб. 90 коп., а расходов было 227.268 руб. 65 коп.».

Армянское Человеколюбивое (Филантропическое) Общество Баку (или «Мардасиракан») было основано доктором Давидом Ростомяном, полковником Аршаком (Арзасом) Тер-Гукасовым и Мовсесом Зограбянцем 21 мая 1864 года и стало первой благотворительной организацией на Кавказе. Общая цель Общества (девиз – «Любовь к людям») состояла в том, чтобы помогать бедным, развивать и строить библиотеки и школы, собирать средства на стипендии, издавать книги. В 1870 году Общество основало в Баку первую публичную библиотеку (самую большую на Кавказе), издательство и типографию, в 1877-м на его средства была открыта гимназия, а 20 марта 1880-го – библиотека-читальня. К 1895 году Общество субсидировало 19 школ, в которых обучались 1.440 учащихся. Армянские филантропы-благотворители также управляли детским садом на 40 детей, школой для девочек, детским домом для сирот на 20–30 детей, гимназией.

В типографии Общества была напечатана книга «Проход индейцев через необитаемые острова» в переводе Авага Григоряна (1872), а также четыре выпуска песенника «Соловей Армении» (1874), «Избранные басни» Мхитара Гоша, Олимпиана и Эзопа.

В библиотеке Общества «Мардасиракан» в разные годы работали писатель Александр Ширванзаде и историк Лео (Аракел Бабаханян). В 1914 году библиотека насчитывала 21.800 книг, получала 68 периодических изданий.

«Цель Бакинского Армянского Человеколюбивого Общества – доставление средств к улучшению материального состояния лиц армяно-григорианского исповедания обоего пола исключительно в г. Баку.

Правление Общества помещается в собственном доме – Гимназическая улица, 195.

Председатель правления – Пападжанов Михаил Иванович, товарищ (заместитель) председателя – Тер-Микаэлян Г.Б., казначей – Айвазов С.Г., секретарь – Шек-Осепьян Т.» («Баку и его район. 1913», справочный ежегодник, издание М.С. Шапсовича).

Ростомян Давид Арутюнович (1815, Тифлис – 1868, Баку), врач, общественный деятель. Родился в Тифлисе. По окончании в 1840 г. медицинского факультета Московского университета был зачислен врачом в губернском правлении в Баку и в этой должности оставался до конца своих дней. Доктор Ростомян занимался защитой прав армян, исповедующих лютеранство, небольшая община которых жила в Баку. Известны его работы и в области литературы, публицистики – «Общественная медицина», «Местоописание Баку», переводы с французского языка.

Тер-Гукасов Аршак (Арзас) Артемьевич (1819, Тифлис – 1881), генерал-лейтенант (1876). В 1859 г. в чине полковника назначается командиром Апшеронского полка. С 1879 г. – командир 2-го Кавказского армейского корпуса. Кавалер военного ордена Св. Георгия III и IV ст.

Зограбянц (Зограбов) Мовсес, уроженец г. Шуши, был избран председателем Армянского Человеколюбивого во имя Св. Григория Просветителя Общества взамен умершего председателя Давида Ростомяна. Упоминается в чине майора в 1870 г.

Бабаханян (Лео) Аракел Григорьевич (1860, Шуша – 1932, Ереван), историк, писатель. В Шуше и Баку работал в качестве нотариального писаря, телеграфиста, управляющего типографией «Арор». В 1906–1907 гг. преподавал в семинарии Геворгян Св. Эчмиадзина, затем, переехав в Тифлис, занялся научной работой. Автор трудов, изданных в Тифлисе: «Армянская печать», т. 1–3 (1901–1902); «Степанос Назарян», т. 1–2 (1902); «Армянский вопрос» (1906); «Ванское царство» (1915).

Пападжанов Михаил Иванович (1869–1929), дворянин из армян. Окончив юридический факультет Новороссийского университета, занимался адвокатской практикой в Эривани (Ереване), Тифлисе (Тбилиси) и Александрополе (Гюмри). В 1899 г. перебирается в Баку, вступив в должность присяжного поверенного округа Бакинского комитета окружного суда. Дослужился до председателя Бакинского комитета присяжных поверенных. Попечитель совета армянских школ в Баку и школ Человеколюбивого Общества во имя Св. Григория Просветителя Армении.

В октябре 1912 г. он избран в IV Государственную Думу Российской империи от общего состава выборщиков Бакинской, Елисаветпольской и Эриванской губерний. 20 июля 1915 г. выступил с трибуны Думы с сообщением о зверствах, чинимых над армянами на территории Турции.

БАКИНСКИЙ АРМЯНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ СОЮЗ

Устав Бакинского Армянского Культурного Союза был утвержден 23 июня 1906 года.

Союз (местопребывание – г. Баку) ставил своей целью «поднятие культурного и экономического развития армян Бакинской губернии исключительно мирными и легальными средствами». Районом деятельности Союза главным образом значилась Бакинская губерния, но Союзу в случае необходимости предоставлялось право действовать и в соседних губерниях Закавказья.

Союз делился на 5 групп (секций): школьную, мелиоративную, издательскую, медицинскую, художественно-театральную.

Каждая группа имела свое выборное бюро в составе 7 членов, выбираемых на групповых общих собраниях сроком на 1 год из числа действительных членов группы. Групповое бюро выбирало из своей среды председателя группы, его заместителя, казначея и секретаря. Внутренний распорядок занятий и деятельности группы устанавливало ее бюро по своему усмотрению, но в пределах устава Союза.

Собрание председателей бюро всех групп образовывало Главное Бюро Союза, которое являлось главным исполнительным и распорядительным органом всего Союза. Председатель Главного Бюро Союза – горный инженер Хатисов К.И., секретарь – Степанянц Акоп Семенович.

Председатели секций: школьной – Костаньян Гегам Осипович; мелиоративной – Хатисов К.И.; издательской – Сарухан А.З.; медицинской – доктор Вартапетов Ефрем Лазаревич; художественно-театральной – Алибеков Н.Г.

На средства школьной секции Союза содержалась в Баку женская профессиональная школа кройки, шитья и рукоделия (Большая Морская, дом Цейтлина). На средства мелиоративной секции – ткацкая школа (ул. Будагова, угол Сураханской, дом Ханларова). Кроме того, Союз субсидировал около 60 сельских начальных церковно-приходских школ, имел разъездного инструктора-агронома, организовал около 50 товариществ мелкого кредита (сельские банки).

Союз в 1912 году впервые в Закавказье осуществил постановку оперетты Тиграна Чухаджяна «Леблебиджи Хор-Хор-Ага» в театре братьев Маиловых.

Хатисов К.И. (1864–1913) происходил из известной армянской семьи. Его дед Степан Гаврилович в середине XIX в. занимал пост тифлисского городского головы. Окончив Петербургский горный институт, К.И. Хатисов поселился в Баку и не позднее 1898 г. создал товарищество «Юзбашев, Хатисов и K°», которое владело механическим заводом и нефтепромышленной конторой, а в 1902 г. совместно с Г.Г. Кянджунцевым – Бакинское машиностроительное, нефтепромышленное и торговое общество.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

С 1877 по 1914 год в Баку издавалось около 60 армянских газет и журналов. Первым армяноязычным изданием в Баку (1877–1879 гг.) был литературно-педагогический журнал «Айкакан Ашхар» («Армянский Мир»), основанный в Шуше в 1874 году. Редактор и издатель – Хорен Степанэ.

Степанян Хорен Арутюнович (Хорен Степанэ; 1840–1900), в 1962 г. окончил историко-лингвистический факультет Московского университета. В 1864 г. в Эчмиадзине, Тифлисе, Ахалцихе и Петербурге выпускал журнал «Манкаваржаноц» («Педагогический журнал») – одно из первых армянских педагогических периодических изданий. Католикос всех армян Мкртыч I Хримян, рукоположив Хорена Степанэ в епископы (1894), назначил его викарием Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви. Степанэ перевел на ашхарабар (новоармянский язык) «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци с подробными комментариями (1889).

«Кавказский календарь на 1910 год» №1 (Тифлис, 1910):

«Сведения о печати в пределах Кавказа с 1-го сентября 1908 года по 1-е сентября 1909 г.

Разновременно выходили следующие периодические издания в г. Баку:

на русском языке: ежедневное – «Каспий», «Баку», «Бакинский вечер», «Бакинские Губернские Ведомости»; еженедельное – «Бакинец», «Бакинский рабочий», «Бакинский листок», «Джигит», «Бакинское горе», «Бакинский Профессиональный Вестник», «Бакинские вести»; двухнедельное – «Радостная весть»;

на армянском языке: «Занг» («Колокол»); с 1906 г. – «Бари-Лур» («Благовест»); с 1908 г. – «Шепор» («Труба»), «Нор Орер» («Новые Дни»); с 1909 г. – «Аравот» («Утро»), «Уги» («Путь»); на татарском языке: «Таракки» («Прогресс»), «Иттифак» («Единение»), «Занбур» («Оса»)».

Кратко о бакинских газетах, включенных в перечень «Кавказского календаря» на 1907–1914 годы:

«Бари-Лур» («Благовест»), христианская газета, официальный орган армянской евангелической общины (редактор и издатель Г.Ж. Тараянц), типография А.Н. Тараевой (Тараян) и Л.Д. Мирзоянца, 1906–1914 гг.; «Коч» («Призыв»), литературная, общественно-экономическая газета (редактор и издатель И.Б. Микаэлян), типография Н. Ереванцяна, 1911?г.; «Нор Хоск» («Новое Слово»), литературная, общественно-политическая газета (редактор С. Шаумян), типография Ереванцяна, 1911–1912 гг.; «Нор Кянк» («Новая Жизнь»), литературная, общественно-экономическая газета (редактор и издатель Д. Тер-Даниэлян), типография Н. Ереванцяна, 1911–1912 гг.; «Кираки» («Воскресенье»), христианская еженедельная газета, типография А.Н. Тараевой и Л.Д. Мирзоянца, 1912 г.; «Бакуни Дзайн», или «Багви Дзайн» («Голос Баку»), ежедневная газета (редакторы –

М. Мандинян и Г. Варшамян, издатель К.И. Хатисян), типография «Баку», 1913–1914 гг.; «Арев» («Солнце»), литературная, общественно-политическая ежедневная газета (редактор Тагианосян), издательство С. Шахбазяна, 1914 г.

Приводим перечень изданных в Баку армянских периодических изданий, первые номера которых вышли в свет в 1904–1914 гг.: в 1904 г. – «Аршалуйс» («Заря»); в 1905?г. – «Социал-Демократ»;

в 1906 г. – «Банвори Дзайн» («Голос Рабочего»), «Грох» («Атака»), «Труцик» («Листовка»), «Киракноря Терт» («Воскресная Газета»); в 1907?г. – «Орер» («Дни»), «Банвор» («Рабочий»), сатирический журнал «Моцак» («Комар»); в 1908?г. – «Анив» («Колесо»);

в 1909 г. – «Зндан» («Темница»);

в 1910?г. – «Парос» («Маяк»), «Татрон у Еражштутюн» («Театр и музыка»); в 1912 г. – «Еранд» («Пыл») «Мер Угин» («Наш Путь»); в 1913?г. – «Лусадемин» («На Рассвете»); в 1914 г. – «Цил» («Росток»), «Мер Кянк» («Наша Жизнь»), «Навак» («Кораблик»), «Шавиг» («Тропинка»). С 1906 г. в Баку выходила газета «Коч Девет» («Призыв») – на армянском и татарском языках.

ИЗДАТЕЛЬСТВА, ТИПОГРАФИИ

В 1902 году было основано Бакинское издательское товарищество Христофора Аввакумовича Вермишева, заведовал которым Т.Л. Арутюнян (Красноводская ул., дом Аван-Юзбашева).

В Баку действовали типографии: «Малафянц и Ко» (с 1874 г.); Александра Каспаровича Касабова (Касабянца), Армянская ул., собственный дом (с 1875 г.). В 1890?г. Яков Григорьевич Гюльбасаров (Гюлбасарян) основал типографию и переплетную мастерскую (Красноводская ул., дом Адамова), Георгий Иванович Демуров – литографию (угол Красноводской и Карантинной ул.), а в 1891 г. купец С. Тер-Ованисян (на Парапете, дом Лалаева) – типо-литографию.

В 1890-х гг. были открыты типографии: в 1893 г. – «Братьев Казаровых» (против Парапета, дом Лалаева); в 1894 г. – Месропова; тифлисского гражданина Демурова; купцов Егора Мирзабекянца и Мирзаджяна, а также типографии С. Шахбазяна и «Арор». В начале XX века в Баку работали типографии

Н. Ереванянца, М. Антонянца, А. Тараян, Л. Мирзоянца, «Арцваберд», «Арамазд», братьев Карапетян. К.И. Хатисян, продолжая многовековые традиции армянской картографии, в 1912-м издал две карты Закавказья.

Вермишев (Вермишян) Христофор Аввакумович (1863, Тифлис – 1933, Пятигорск) с 1899 г. служил в нефтяном товариществе А.И. Манташева. В октябре 1904-го был избран городским головой Тифлиса. С 1909 г. редактировал в Баку русскую газету, а также «Кавказский телеграф» и «Кавказскую копейку». После установления советской власти был ограничен в правах, не имел права занимать государственные посты, а его дети – обучаться в высших учебных заведениях страны.

ФОТОАТЕЛЬЕ И КНИЖНЫЕ ЛАВКИ

В конце XIX – начале XX века в Баку появилось множество фотоателье, на открытие которых требовалось получить специальное разрешение губернатора.

С января 1883 года в Баку работало фотоателье «Жорж». Его владелец армянин Георгий (Жорж) Степанович Шамхаров, персидский подданный, очень быстро завоевал любовь бакинцев, имел несколько ателье. Строка из газеты «Каспий»: «16 июля 1902 г. в девятый день кончины Г.С. Шамхарова в армянском соборе после литургии была отслужена панихида». Имел фотоателье (с 1894 г.; вначале оно называлось «Центральная фотография» и располагалось на Колюбакинской ул. в доме Тер-Ованесова) и другой подданный Персии – Давид Амбарцумович Ростомян – «Придворный фотограф Его Императорского Величества Шаха Персидского». Так, по крайней мере, было написано на обратной стороне паспарту фотоателье Д.А. Ростомяна (на паспарту наклеивались фотографии, сделанные в фотоателье, и содержали сведения о фотографе, местонахождении фотоателье, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и проч.). Маленького роста, с большой головой и огромным животом, Давид Ростомян производил комическое впечатление. Брат «придворного фотографа» Василий Амбарцумович (Борисович) Ростомян свое первое фотоателье открыл в 1888?г. на Парапете, а в 1895-м – студию «Свет и тени» на Мариинской, напротив Малаканского сада.

В городе действовали и другие, не менее успешные фотоателье: Тумаева на Полицейской (с 1883 г.), Мамиконова на Парапете (с 1885?г.), Ашхен Ивановны Аристаковой на Губернской улице (с 1898?г.), «Рембрандт» П.Н. Бабаяна (с 1900 г.), Варфоломея Григорьевича Бальяна (с 1900 г.), А. Авакянца на Гимназической ул., И.Х. Меликяна (удостоен подарка Его Императорского Величества Государя Императора Николая II) на Торговой ул., Х.В. Вартанянца на Телефонной ул., А. Хачатурянца на Мариинской ул.; а также книжные лавки и магазины бакинских купцов Богдасарова, Малхазова, Ширазова, «Бр. М. и А. Тараевых».

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Любой народ и нация всегда гордились своей историей, литературой, культурой и искусством. Они являются неразрывной частью и, фактически, их визитной карточкой. В книгах по истории культурного наследия Азербайджана армянские памятники культуры регулярно куда-то исчезали. В их «научных трудах» взаимосвязи армяне – Баку в разное время постоянно сопровождались фальсификациями, при этом их авторы преследовали разные цели, но всех объединяла одна сверхзадача – раздробить армян, отрезать их от исторических корней, до нуля свести роль армян в становлении и развитии Баку, тем самым лишая морального сознания справедливости требований и создавая новых лжеправопреемников. Азербайджану никогда не удастся убедить мировое сообщество во лжи, созданной весьма примитивным и дешевым способом. Творение народа – это свидетельство величия его духа. В многотысячной истории человеческой цивилизации варвары, которые существовали во все времена, могли самоутвердиться только уничтожением творения или присвоением чужого. Суд истории всегда осуждал, и будет осуждать такие действия.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты