№5 (338) май 2021 г.

Армаис Камалов: Будущее Армении связано только с Россией

Просмотров: 8606

О ситуации в Армении, путях выхода из кризиса, гуманитарной миссии Фонда развития и поддержки русско-армянских гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс» редакции газеты «Ноев Ковчег» рассказал Армаис Камалов, директор Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М.В. Ломоносова, президент общественной организации «Мужское здоровье», академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

– Армаис Альбертович, с момента окончания войны и подписания трехстороннего соглашения по Карабаху прошло несколько месяцев. Как Вы оцениваете ситуацию в Армении сегодня?

– Ситуация в Армении тяжелая. В первую очередь она обусловлена поражением в войне, теми потерями, которые мы понесли. Это тысячи молодых ребят, сражавшихся за свою историческую родину как герои, других эпитетов и быть не может.

Сегодняшнее положение в Армении требует серьезного осмысления. Настало время называть вещи своими именами. Недоговаривать нельзя, наоборот, надо говорить ясным, понятным языком о том, что произошло и почему это произошло. Трагедия в Арцахе для нас всех очень болезненна. Я никогда не жил в Армении, но люблю свою историческую родину не меньше тех, кто родился и живет там. И для меня очевидно, что, если в ближайшее время не предпринять серьезных шагов по исправлению ситуации как внутриполитической, так и внешнеполитической, если не получить ответы на вопросы, которых немало, мы, к сожалению, будем обречены. Обречены как государство, у которого не может быть будущего.

– Почему, по Вашему мнению, произошла эта трагедия?

– Либо по причине некомпетентности, либо отчасти предательства. Или и того и другого... Я внимательно следил за всеми процессами, которые происходили и до войны, и во время военных действий. Во время войны была некая эйфория от побед, которая передавалась по всем информационным каналам, сообщали, что мы побеждаем. На самом деле это оказалось ложью. И 9 ноября, когда был подписан трехсторонний договор, мы узнали правду.

Хочу особо подчеркнуть роль России. Россия вновь протянула руку помощи, остановив войну. Россия развела противоборствующие стороны, ввела миротворческие силы, чтобы остановить кровопролитие.

Некомпетентность руководства ощущалась на протяжении всего времени после прихода к власти Пашиняна и его команды. Мне многое было непонятно в линии властей уже тогда. Во время встречи с Пашиняном, состоявшейся в посольстве Армении в Москве в 2018 году, я выступил. Я сказал премьер-министру, что он встречается с представителями армянской диаспоры России, что все мы – армяне, мы любим нашу родину и многое для нее делаем. Но мы русские армяне и в не меньшей степени любим Россию, благодарны России за то, что каждый из нас нашел здесь возможности для профессионального и человеческого роста. Сказал о том, что нельзя плевать в колодец, из которого пьем воду.

Мы ждали от Пашиняна шагов, направленных на укрепление армяно-российского гуманитарного коридора, углубление связей между Россией и Арменией. Но вместо этого, к сожалению, стали свидетелями нарастания антироссийских настроений, появления антироссийских лозунгов, чего за все время существования Армении в армяно-российских отношениях не было.

Были поставлены под вопрос геополитические, военные связи по линии ОДКБ после ареста Юрия Хачатурова, который на тот момент председательствовал в организации и представлял Армению. Преследование Юрия Хачатурова, возбуждение против него уголовного дела без консультаций с другими членами блока выходило за рамки политического понимания. Когда начались военные действия в Карабахе, многие в Армении задавались вопросом: а где же ОДКБ? А спрашивать надо было с тех, кто не так давно ОДКБ проигнорировал. Если есть претензии к человеку, занимающему серьезную должность, притом межгосударственную, надо поставить в известность об этом страны – члены организации, проконсультироваться с ними, тем более что ОДКБ гарантирует в том числе безопасность Армении. Ситуация с ОДКБ была раскачана.

Затем последовало судебное преследование Роберта Кочаряна, начало судебного процесса против него.

Под вопрос было поставлено само существование Минской группы, изменен формат переговоров. Было ясно, что ситуация раскачивается и в этом вопросе. При этом никакой конструктивной альтернативы новые власти Армении не предлагали.

– Наряду с некомпетентностью имело место и предательство?

– У каждого здравомыслящего и логически мыслящего человека, задающего себе вопрос, как все это стало возможным, мысль о возможном предательстве не может не появиться. Кроме воинственной риторики, когда на фоне переговоров Минской группы делались заявления о том, что «Карабах наш», никаких конструктивных шагов предложено не было. Азербайджан тут же реагировал и отвечал, что Карабах – его. Эти заявления подводили к войне. При этом готова ли была Армения удержать ситуацию под контролем? Отношения с Россией были расшатаны. У России к Армении было много вопросов.

Мне как армянину всегда хотелось, чтобы мои внуки могли чаще приезжать в Армению, где сохраняются правильные человеческие устои. Я всегда с большой теплотой вспоминал вечерние ереванские улицы, по которым можно было раньше спокойно гулять. Огромное количество людей с детьми, колясками сидели в садах и парках, отдыхая от дневной жары. Вдруг оказалось, что все устои тоже оказались раскачаны. Мы знаем о роли Фонда Сороса в раскачивании ситуации в Армении. Понимаем, что существует некий сложившийся сценарий, предусматривающий появление слова «толерантность». Толерантность позволяет нам спокойно воспринимать многое. Но когда толерантность ставит под вопрос национальные ценности – такие, как Церковь, – она представляет угрозу. Вспомним сектантские нападки на Армянскую Церковь, абсолютно недопустимые заявления в адрес армянских церковных иерархов. Как можно было такое допустить? А между тем государство реагировало на это совершенно спокойно.

Наряду с нападками на Церковь, началась активная популяризация нетрадиционных отношений между людьми. Понятно, что такие явления были, есть и будут, но зачем возводить толерантность к таким явлениям в ранг государственной политики?

Таким образом, толерантность вылилась в раскачивание внутренних устоев армянского государства, что всегда предшествует большим внутренним потрясениям. Мы не раз наблюдали это в мире. К сожалению, дошло и до Армении. Обществу внушали, что в Армении все было плохо, а сейчас станет все хорошо. Конечно, в Армении были проблемы, которые надо было решать. Но не таким образом. Разрушать легко. Созидать сложно. Как только кто-то занимал несогласную позицию, он сразу становился врагом. Но оппозиция – это не только те, кто находился у власти раньше, это и те, кто не согласен с сегодняшним курсом. Всех несогласных объединили одним словом «оппозиция». Но если человек приходит к власти, он должен стать лидером нации и не делить людей на черных и белых. Это опасная линия.

Все началось с улицы. «Уличная власть» – обсуждение на площади государственных вопросов – расколола общество: ты за нас или ты против нас. Это абсолютно недопустимо. Мы все за Армению, за сильную, культурную страну, в которой жили наши предки. Я не знаю ни одной начинающейся с улицы революции, которая бы не закончилась трагедией для страны. И в этот капкан попала Армения.

– 20 июня этого года в Армении состоятся парламентские выборы, которые пройдут под фактическим контролем действующего премьер-министра и его окружения. Насколько такое положение дел отвечает интересам тех сил в стране, которые выступают за отставку нынешних властей? Может ли нынешняя власть обеспечить справедливые выборы?

– Многие считают, в том числе президент Армении Армен Саркисян, что в преддверии выборов правительство должно уйти в отставку. Это позволило бы народу свободно высказать свою точку зрения, выбрать тот парламент, который мог бы сформировать правительство сильного государства, правильных устоев и т.д. В стране сегодня царит пораженческое настроение, которое обусловлено политикой нынешней власти. И если бы правительство хотело поступить честно, оно ушло бы в отставку, чтобы в определенной степени оправдаться за то, что произошло со страной, и дать возможность новому кабинету прийти к власти не уличным, а цивилизованным путем.

Сегодняшняя ситуация несколько настораживает. Я за сильную Армению, Армению, которая правильно выстроила бы свои внутриполитические и внешнеполитические ориентиры, чтобы дать народу жить. Народ запуган. Он находится в таком состоянии не только в результате поражения, но и по причине гонения на каждого, кто высказывается против нынешней власти. Создаются условия для преследования. Это абсолютно недопустимо.

Выборы должны быть легитимными, без давления на избирателя. Пусть народ скажет свое слово. Я знаю, в Армении многие недовольны тем, что было раньше. Но еще больше людей недовольны тем, что стало сегодня. Я уверен, что в Армении есть люди, которые готовы взять на себя ответственность за страну, вывести Армению из тупика, хаоса. Я считаю, что правительство должно уйти в отставку. Из внепартийных людей можно создать временный переходный комитет, который обеспечил бы проведение легитимных выборов. И пусть сильнейший, тот, на чьей стороне правда, выиграет их. Важно также не допускать внешних игроков, какого-либо внешнего давления.

– Почему, по Вашему мнению, Армения не использует международные правовые, культурные и общественные площадки для пресечения действий Азербайджана в отношении уничтожения древних армянских памятников, памятников героям Великой Отечественной войны на занятых территориях Арцаха?

– Это серьезная проблема. То, что происходит сегодня на оккупированной части Нагорного Карабаха с памятниками армянской национальной культуры, с памятниками героям, сражавшимся с фашистской Германией, – вандализм. К сожалению, вандализм возведен сегодня в ранг государственной политики. Вы правы, международные организации молчат. Но я ни разу не слышал, чтобы об этом говорил сам Пашинян. Где его заявления Алиеву по этим действиям азербайджанской стороны? Алиев высказывается жестко и в отношении Пашиняна, и в отношении Армении. Но Пашинян не отвечает ни на один вызов. Предпринимать активные действия против такого вандализма должна прежде всего сама Армения. Пашинян не поднимает также вопрос об армянских пленных. До сих пор наши сограждане находятся в азербайджанском плену.

Если говорить о реакции международного сообщества, она была понятна еще во время войны. Кто протянул Армении руку помощи? Практически никто. Ограничивались заявлениями, Франция много выступала. Но когда Карабах бомбили кассетными и фосфорными бомбами – запрещенным в мире оружием массового уничтожения, – мы не услышали осуждения Азербайджана со стороны международного сообщества. Никто не ввел санкций против Азербайджана, как и против Турции.

Единственный друг, единственный союзник Армении, причем на протяжении многих веков, – Россия. Если Армения это сегодня не поймет либо по каким-то причинам понимать не захочет, это станет еще одним предательством. Тогда будущего у Армении не будет. Будущее Армении связано только с Россией, в очень серьезном союзе с ней. В отношениях Армении и России дорога должна быть только с двусторонним движением. Россия предлагает помощь – и Россия помогает. И сейчас Россия протянула Армении руку. В самом верхнем эшелоне российской власти принимались непростые решения. Эту войну можно было остановить давно, о чем говорил президент Российской Федерации. Но его предложение услышано не было. И ситуация была доведена до критической точки – огромные потери со стороны мирного населения, гибель наших воинов-героев, сотни и сотни покалеченных, инвалидов. Это тяжелейшее наследие, которое мы получили. Да, имеет место гуманитарная помощь, в Армению присылают самолеты с гуманитарными грузами. Но помощь нужна была тогда, когда шла война. Вот это и есть двойные стандарты западного мира.

Люди должны понимать, что, если власти в Армении не будут выстраивать конструктивные отношения с Россией – своим многовековым другом, страну ничего хорошего не ждет. Я глубоко в этом убежден.

– Расскажите о новых инициативах Фонда развития и поддержки русско-армянских гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс», председателем которого Вы являетесь.

– Наш фонд был создан до начала пандемии, до военных событий в Карабахе. Эти события внесли свои коррективы в его работу. Но уже тогда, когда мы создавали фонд, я понимал, что, к сожалению, взаимоотношения России и Армении переживают не самые лучшие времена. Мы надеялись, что Фонд развития и поддержки русско-армянских гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс» будет способствовать развитию гуманитарных отношений между двумя странами. В том числе в рамках научной деятельности. Я сам человек науки и считаю, что научный потенциал наших двух стран мог бы приумножить обоюдные возможности. Также и в сфере образования, культуры, которая нас прочно связывает с Россией. Мы считаем, что сегодня нам необходимо проведение молодежной политики. Например, создание филиала МГУ в Ереване стало бы хорошей площадкой для того, чтобы армянская молодежь могла получать образование высочайшего уровня, образование, опирающееся на стандарты Московского университета.

Мы стремимся популяризировать известные имена выдающихся граждан Советского Союза. Отдавая им должное сегодня, мы обращаемся к прошлому, как к нашему наследию, и вместе с тем создаем на примере их жизни и деятельности платформу для прогресса в наших отношениях. Фонд подготовил ряд очень интересных документальных фильмов, в том числе и о них.

Совсем недавно, в марте этого года, совместно с Благотворительным фондом им. Г.М. Погосяна мы передали в дар Государственному музею обороны и блокады Ленинграда бюст выдающегося адмирала флота Советского Союза Ивана Степановича Исакова.

Мне очень приятно, что в наш фонд вошли такие известные люди, как академик Михаил Пиотровский, оперная певица Любовь Казарновская, люди, которые работают на гуманитарном поприще на протяжении многих лет, сохраняют и развивают исторические, культурные, образовательные связи наших народов.

Я убежден, что обязательно придет время, когда мы снова будем говорить о любви друг к другу, о дружбе наших стран. Нас многое объединяет – Церковь, исторические, культурные, духовные ценности. Очень важно это не растерять и приумножить во имя наших детей, внуков, безоблачного неба над головой. Говоря о будущем Армении, мне хотелось бы, чтобы народ сделал выбор в пользу тех, кто разделяет это мнение.

Что касается диаспоры в России, наше участие в жизни Армении до сегодняшнего дня ограничивалось тем, что мы перечисляли денежные суммы, проводили благотворительные акции. Настало время, когда нам, диаспоре, надо получить реальную возможность и право участвовать в решении вопросов внутриполитической жизни Армении. Пусть это будет совет представителей диаспоры. Диаспора может стать не только донором для Армении, но и полноценным участником ее жизни. Действующая Конституция практически нарушает принцип баланса различных институтов государственной власти.

– Конституция «работает» на одного человека – премьер-министра.

– Именно так. Если эту Конституцию в ближайшее время не изменить, не обеспечить внутриполитический баланс, как в любом нормальном обществе, мы будем каждый раз выбирать царя.

– Думаю, парламентская республика как форма правления в Армении себя не оправдала. Нужно переходить на президентскую форму правления.

– Я, пожалуй, соглашусь с вами. Требуются иные рычаги управления. Сегодня мы наблюдаем в Армении беспрецедентное давление на суд, что совершенно недопустимо. Надо менять Конституцию, менять внутриполитическую, экономическую систему.

Хочу сказать нашим соотечественникам в Армении, что мы, диаспора, с вами, мы постоянно думаем о вас. Нам хотелось бы, чтобы на долгие годы воцарился в Армении мир и мы могли бы работать только на созидание, открытие новых гуманитарных возможностей. Нам нужно поднимать экономику Армении, обеспечивать ее конкурентоспособность. Надо выстраивать правильную внутреннюю структуру государства, гарантировать каждому получение образования, работы, возможность профессионального и личного роста. Армяне – умный и устремленный народ. Нам надо сделать все, чтобы стабилизировать ситуацию, чтобы люди вновь поверили в свою страну, доверяли ей и не покидали ее, возвращались на родину.

Мы должны сохранить наше наследие, уважение к предкам, Церкви, культурным ценностям. Но также и думать о будущем. Мир меняется, и надо меняться вместе с ним.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Все правильно! Три года назад к власти под восторги значительной части общества пришли откровенные предатели. Выправлять последствия их разрушительной деятельности, в том числе по целенаправленному расшатыванию российско-армянских отношений, придётся, увы, очень долго. Однако иного пути нет...
  2. Все так, но как объяснить так называемым сторонникам Пашиняна, что их кумир сдал одну армянскую страну, развалил другую и продолжает свою предательскую деятельность. Пашинян не контролирует ничего, ни правительство, ни границы, ни даже свою жену, которая ездила во время 44 дневной войны на передовую и давала какие- то указания военным. В интервью господин Камалов четко сказал о разрушительной роли Пашиняна и оставаться ему у власти равно гибели Армении.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты