Предоставление Азербайджану Мегринского коридора не в интересах Армении
Научный руководитель Института востоковедения НАН Армении, тюрколог, академик Рубен Сафрастян в интервью газете «Ноев Ковчег» анализирует последние региональные импульсы с участием Армении, Турции, России и Азербайджана. Делится собственным видением армяно-турецких отношений, признания геноцида, урегулирования конфликта вокруг Арцаха. Комментирует участие Турции в последних событиях вокруг Украины.
– 8 апреля министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в очередной раз охарактеризовал прекращение огня в Арцахе как хорошую возможность для обеспечения благосостояния в регионе, реализации важных проектов и нормализации отношений. «Если Армения отнесется положительно к этому, Южный Кавказ в будущем может стать регионом мира и стабильности», – заявил он. Что, на Ваш взгляд, должна сделать Армения, чтобы Турция охарактеризовала это как «положительное отношение»?
– Армения должна отказаться от политики признания геноцида и поддержки Арцаха и должна официально подтвердить свою приверженность Карсскому договору 100-летней давности. Эти требования Турция выдвигает к Армении уже в течение десятилетий. К ним после последней Арцахской войны прибавилось стремление видеть Армению готовой идти на односторонние уступки во всех тех вопросах, в которых заинтересованы Азербайджан и Турция.
– Фактически одним из пунктов, вокруг которого после подписания трехстороннего заявления от 9 ноября сегодня идут переговоры, является предоставление Азербайджану и Турции т.н. Мегринского коридора. У Вас не вызывает вопросов, каким образом и по каким причинам часть суверенной территории Армении оказалась предметом переговоров по урегулированию конфликта вокруг спорных территорий Арцаха? И какую позицию следует занять Еревану в данном вопросе?
– Стремление Азербайджана и Турции к получению Мегринского коридора преследует цель установить прямое сообщение между Турцией через Нахиджеван с основной территорией Азербайджана и дальше к Каспийскому морю с выходом к Центральной Азии. Фактически это реализация давнишних пантюркистских планов, которые сегодня занимают все более видное место во внешней политике Анкары. Считаю, что предоставление Азербайджану Мегринского коридора не исходит из интересов Армении. Вместе с тем идея разблокировки коммуникаций в нашем регионе по своей сути весьма полезная и выгодная для всех сторон. Думаю, необходимо работать по другим направлениям ее реализации.
– Так или иначе, но осенняя война в Арцахе завершилась перемирием. И сегодня все чаще и чаще в Ереване и Анкаре, иногда даже в Баку поговаривают о заключении полноценного мирного договора. Каким, согласно Вашим представлениям, должен и каким не должен быть этот мирный договор?
– Мирный договор должен основываться на идее справедливости. Мое понимание справедливости в этом вопросе основывается в первую очередь на следующем весьма простом постулате: должно уважаться право населения Республики Арцах на самоопределение на всей территории бывшей НКАО.
– Отсутствие общения между президентами США и Турции с самого дня избрания Джо Байдена, некоторые заявления новой администрации США в отношении Анкары позволяют многим экспертам и аналитикам прогнозировать, что на сей раз президент США выполнит предвыборные обещания и признает факт геноцида армян в Османской Турции. Разделяете ли Вы подобные прогнозы? Если да, то что это может дать процессу международного признания геноцида?
– Считаю, что на этот раз создались более благоприятные условия для признания президентом США факта геноцида армян. Это связано с начавшимся процессом усиления тихоокеанского вектора в глобальной геостратегической активности США, что приводит к снижению значения Турции. Представляется, что тем самым увеличиваются возможности Вашингтона «наказать» ее за строптивость, скажем в вопросе приобретения российских комплексов С-400, без особых потерь для себя... И конечно, после признания президентом США факта геноцида армян процесс международного признания геноцида получит новый импульс и расширится.
– Ситуация на Украине последовательно накаляется, и, судя по всему, очень скоро Москва окажется перед дилеммой – вводить войска на Украину или же «слить» пророссийские силы на юго-востоке страны. В Арцахе Турция не так давно уже продемонстрировала собственные способности и возможности действовать в зоне жизненно важных интересов России. Сохранит ли Анкара, на Ваш взгляд, нейтралитет в ситуации вокруг второй такой зоны?
– Анкара уже продемонстрировала, что сохранять нейтралитет не намерена, и открыто выступила на стороне Украины. Причем этот процесс идет уже в течение последних нескольких лет. Я имею в виду все более расширяющееся турецко-украинское сотрудничество в военной области. В частности, турецкая сторона делает все возможное для усиления боеспособности украинской армии, расширяются поставки турецких систем вооружения, в частности тех же «Байрактаров», основываются совместные предприятия и т.п. Вместе с тем считаю маловероятным прямое участие представителей турецких ВС в военных действиях на стороне украинской армии. Да и сами военные действия считаю маловероятными. Во всяком случае, на современном этапе...
– Южный Кавказ, теперь Украина... А существуют ли вообще для Турции какие-либо красные линии на постсоветском пространстве?
– Действительно, мы видим, что эрдогановская Турция сегодня стремится усилить свое влияние не только на Южном Кавказе, но и на всем постсоветском пространстве, в частности в Центральной Азии и на Украине. С этой целью Анкара проводит достаточно агрессивную политику по распространению своего влияния. Делается это посредством как идеологического инструментария, в частности пантюркистской идеологии – к примеру, в направлении Центральной Азии, – так и различными методами повышения влияния, начиная с поставок вооружений и заканчивая мягкой силой. Понятно, что подобная политика наталкивается на противодействие России, стремящейся сохранить свое влияние на постсоветском пространстве. В Москве прекрасно представляют себе опасность, которую несет турецкая экспансия на постсоветском пространстве. Здесь необходимо отметить, что в фундаменте той же экспансионистской политики Турции по расширению сферы влияния в украинском направлении лежит также геополитический фактор Черного моря. Анкара стремится сбалансировать потерю своего влияния в бассейне Черного моря после присоединения Крыма к России усилением своего влияния на Украине.
– И вот здесь возникает последний вопрос: а зачем в таком случае России коридор через Армению, который еще более свяжет Азербайджан с Турцией?
– Коридор России однозначно нужен, и он исходит из интересов Москвы. В противном случае он бы просто не появился в подписанном 9 ноября 2020 года трехстороннем заявлении по Арцаху в виде соответствующего пункта о необходимости разблокирования коммуникаций в регионе. При этом в Анкаре данный проект явно рассматривается как возможность претворения пантюркистских устремлений в область практической политики. И мы должны понимать, что связь Турции и Азербайджана через Армению с Центральной Азией постепенно переходит из области абстрактных в разряд реальных внешнеполитических целей Анкары.
Беседу вел Давид Степанян
Оставьте свои комментарии