№5 (338) май 2021 г.

Кто дал «зеленый свет» установке памятника Ганди в Ереване?

Просмотров: 2516

Ровно год назад наша газета писала о предполагаемой установке памятника индийскому политическому и духовному лидеру Махатме Ганди в Ереване по случаю 150-летия со дня рождения. Но юбилейная дата, связанная с его появлением на свет, совпала с прошлогодними военными действиями в Арцахе, а потому открытие скульптуры неизвестного автора из Индии состоялось в нынешнем году в канун Дня памяти жертв геноцида армян. Причем без особой помпезности, ночью, при полнейшей конспирации. Во всяком случае, официоз скромно промолчал, как, впрочем, и сайты профильных ведомств. Хотя еще несколько лет назад о подобных мероприятиях общественность и пресса извещались заранее, а не постфактум.

center>

Возможно, старейшины города предвидели негативную реакцию со стороны местных жителей, успевших утром по пути на работу забросать яйцами тщедушную фигурку «отца индийской нации», известного миру своей идеей ненасильственного противостояния за независимость Индии. Одержимый борьбой против британского владычества, Ганди не только признавал важность сотрудничества индусов и мусульман, но еще и поддерживал «Движение за халифат», что означало его выступление против армянского освободительного движения. И хотя индийский философ прекрасно знал, какое зло творилось в Османской Турции, тем не менее старался не входить в конфликт с младотурецкими шовинистами. Видимо, по этой причине в его речах появились довольно обтекаемые и беспринципные формулировки: «неправильные поступки турок», «армяне и греки имеют бесконечно худшие рекорды». По его разумению, они находились на британском поле военных действий и, следовательно, автоматически заносились в разряд врагов его титульной идентичности. Впрочем, очень скоро поддержка мусульман обернулась негативными последствиями для самой Индии. Начались погромы не только подданных британской короны, но также индусов и христиан. Доктрина братания по Ганди провалилась, а межрелигиозный конфликт между Индией и Пакистаном продолжается до сих пор.

Что касается самого памятника, то еще в прошлом году его установку по предложению посольства Индии в Армении и рекомендации МИД РА столичная мэрия поддержала большинством голосов. Кстати, одобрение высказал и бывший главный архитектор Еревана Артур Месчян, вскоре уехавший после тяжелых муниципальных будней и нехилых премий обратно в Америку. Без предварительных общественных слушаний и обсуждений в Союзе архитекторов Армении скульптуру решили установить в районе ереванских Черемушек. Расходы на установку взяла на себя индийская сторона. Новость вылилась в скандал, резонансные отголоски которого не утихают до сих пор, что вполне понятно: Совет старейшин всего за несколько дней до 24 апреля дал добро на установку памятника человеку, который на признавал факт геноцида.

В связи с этим «Общество индийско-армянской дружбы» даже выпустило некое подобие меморандума о дезинформации вокруг сложившейся ситуации. «Отдельные подрывные группы, хотя и незначительные, увидели еще одну возможность вызвать социальные волнения, преследуя собственную злобную повестку дня. Они предпринимают попытку исказить биографию Махатмы Ганди, запятнать его имидж и создать ложную оппозицию в противовес идее установки его статуи в Армении. В своих отчаянных желаниях добиться своего эти группы используют манипулятивный язык, полуправду и откровенную ложь, чтобы исказить наследие Учителя. При этом постоянно пытаются изобразить его как сторонника и пропагандиста геноцида армян. Эти веяния возмутительны для тех, кто хоть немного осведомлен о принципах Махатмы Ганди. А те, кто в здравом уме, должны понять, что этого человека во всем мире считают апостолом мира и ахимсы (ненасилия). Остальные же могут оказать себе большую услугу, если захотят изучить жизнь Махатмы Ганди, его идеи мира, братства и сатьяграхи – приверженности истине», – отмечалось по-восточному цветисто, но довольно агрессивно в сообщении данной организации

Впрочем, армянскому народу не надо объяснять, что представляет собой политика геноцида, устроенного чуть более ста лет назад в Османской Турции. Как не нужно объяснять, что такое турецкий ятаган, от которого погибли полтора миллиона армян. Народ, которому нанесли сокрушительный удар в самое сердце и который по всем канонам реальной исторической драмы должен был умереть, сумел выжить. А значит, кому, как не армянам, дано право судить о масштабах одной из самых страшных геноцидальных трагедий не только собственной, но и мировой истории начала ХХ века. Причем в XXI столетии эта тема звучит особенно актуально на фоне недавней войны, руку к которой приложила и Турция. Сгладить неловкость попытались в дипмиссии Индии, выразив надежду, что привезенное изваяние вдохновит молодое поколение узнать побольше об учениях и принципах Махатмы Ганди, чтобы внести свой вклад в дело мира.

Но со времен зарождения этих догм Индия так и не была замечена в списке стран, признавших геноцид армян. «Биографии Ганди вполне достаточно для осознания того, что фигура индийского старца, при всем его величии для индийской нации, ментально слишком далека от армянства, от основ нашей христианской веры, – возмущенно написал один из пользователей фейсбука. – И это не считая других его отклонений в личной жизни, о чем в приличном обществе предпочитают не говорить. Так за что ему такая привилегия? А теперь посмотрите с другой стороны. У нас до сих пор нет памятника легендарному шансонье Шарлю Азнавуру или погибшему в 1992 году командиру отряда «Освободительная армия» Леониду Азгалдяну. В первую очередь надо думать о своих национальных героях, а не оглядываться на инородные авторитеты и пресмыкаться перед чужим проплаченным назиданием».

Такое же мнение высказали и жители расположенных рядом домов, ставшие случайными очевидцами непонятной церемонии. Многие откровенно возмущаются соседством с медным гостем, отмечая, что при всей нашей толерантности гораздо важнее для патриотического воспитания молодежи устанавливать памятники не шагающему человечку из чужой истории, а своим современникам и богатырям собственных древних эпосов. «Непонятно, почему тень туркофила должна топтать нашу землю. Я не приемлю такого неуважительного отношения к моим соотечественникам», – возмущается преподаватель истории Микаэл Суренян. Ему вторит инженер Арутюн Шекян: «Все знают, что азербайджанцы сотворили с мемориалом Героя Арцаха Вазгена Саркисяна в Шуши. В населенных пунктах, перешедших под контроль Азербайджана, взорван памятник дважды Герою Советского Союза летчику-штурмовику Нельсону Степаняну. Уничтожены памятники маршалам Баграмяну и Бабаджаняну, генералу Сардарову, адмиралу Исакову, маршалу авиации Ханферянцу, чьи имена золотыми буквами навсегда вписаны в историю Победы над нацизмом. Почему бы их не восстановить в Армении? И именно в этом сквере».

Пожалуй, больше всего всей этой истории радовалась только небольшая группа индийцев – то ли студентов, то ли гастарбайтеров, делавших селфи для Instagram и гордо отмечавших, что статуя их вождя установлена в 70 странах мира. Правда, они были не в курсе, что в столице Ганы Аккре на территории университетского кампуса крупнейшего учебного заведения Африканского континента в прошлом году уже демонтировали памятник их кумиру. А на вопрос о том, есть ли нечто подобное известному или неизвестному армянину в Индии, иностранцы дружно давали отрицательный ответ. И это притом что первые армяне пришли в Индию с войском Александра Македонского еще в 327 году до Рождества Христова. А самые ранние документальные ссылки на взаимоотношения армян и индийцев можно найти в датируемой IV веком до нашей эры «Киропедии» Ксенофонта, в которой, в частности, говорится, что армяне не только ездили в Индию, но и занимали статусные ниши в политической, социально-культурной и экономической жизни Индийского субконтинента. Но сегодня там нет памятника даже Национальному герою Индии Горгин-хану или Григору Арутюняну, который в XVIII веке был одним из главных участников освободительного движения против англичан.

Именно поэтому цветистое послание от «Общества индийско-армянской дружбы» выглядит не более чем кастовым предрассудком, который пытаются навязать Армении. А уж пассаж, которым завершается меморандум, говорит сам за себя: «Предложение в Ереванском городском совете получило ноль голосов «против», что свидетельствует о единодушной поддержке проекта во всем политическом спектре Армении. Поэтому все остальные элементы, которые хотят видеть дым там, где нет огня, лучше игнорировать». В посольстве продолжают считать, что монумент станет символом исторических и дружественных отношений между двумя странами. Конечно, лояльные отношения между Арменией и Индией сегодня никак не зависят от прошлого. И делать Махатму Ганди их символом в корне неправильно, что должны понимать и в отечественном МИДе, и те, кто дал «зеленый свет» установке памятника в столь сложный для страны момент.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты