№5 (338) май 2021 г.

Международная премия World Press Photo-21

Просмотров: 1992

В середине апреля состоялась церемония награждения лауреатов 64-й ежегодной Международной премии фотожурналистики World Press Photo-21, которая в этом году из-за пандемии коронавируса прошла в онлайн-режиме. Основанная в Амстердаме в 1955 году, она считается не только самой крупной и престижной, но и приравненной к «Оскару» в мире современной фотографии. В этом году на конкурс было представлено 74.470 фотографий от 4315 фотографов из 130 стран мира, в том числе из Армении.

Несмотря на большой разброс форматов и жанров, одной из основных тем нынешнего конкурса стала пандемия коронавируса. А главной репортерской удачей международное жюри посчитало фотографию датчанина Мадса Ниссена «Первые объятия», на которой 85-летняя Роза Лунарди из бразильского Сан-Паулу наконец вышла в мир после пятимесячного карантина. Сюда же отнесена фотография Ивана Масиаса о женщине-враче, у которой на лице в конце смены отчетливо видны следы от маски и очков. Трагична по содержанию и «Человеческая цена COVID-19» Джошуа Ирванди, запечатлевшего тело умершего в индонезийской больнице от коронавирусной инфекции пациента.

Значительное внимание было уделено материалам из горячих точек, в частности о войне в Арцахе осенью прошлого года. Впервые в тройку номинантов в категории «Современные проблемы в одном фото» вошел армянский фотограф-документалист Вагинак Казарян за снимок «Спящий солдат». По словам автора, он был сделан во время военной эскалации со стороны Азербайджана осенью прошлого года. Получить разрешение на фотосъемку в районе постов от Неркин Хндзореска до Кашатага было сложно, а потому, чтобы не привлекать внимания, он по совету сопровождающего командира оставил свою камеру в машине и снимал увиденное уже на телефон. «Мы переходили с позиции на позицию. В одном из окопов я увидел спящего солдата, где удалось сделать снимок именно таким, каким его прочувствовал в первую секунду. Солдат спал очень чутко и сразу же проснулся. Мы успели лишь переброситься парой слов. Я не запомнил его лица, но знаю точно, что он не был солдатом-срочником, – рассказал историю фотографии Казарян. – Война вообще представляется огромным противоречием. Потери, жертвы, трагедия – и одновременно боевой дух защитников. По окончании войны стало гораздо тяжелее, когда приходилось уезжать с насиженных мест. Но я верю, что мы преодолеем посланное испытание и выйдем из него победителями, даже если это случится не в самом ближайшем будущем».

Золотым дипломантом в номинации «Главные новости» стала фотосерия «Потерянный рай» специального фотокорреспондента РИА «Новости» Валерия Мельникова – о войне в Арцахе осенью прошлого года. Кстати, россиянин уже в третий раз становится лауреатом World Press Photo. В 2017 году его серия «Черные дни Украины» о трагических событиях в Донбассе летом 2014 года также завоевала золото в категории «Долгосрочные проекты». Несмотря на то, что с того времени он решил закрыть тему войны, выполнить данное себе обещание не смог. С началом военных действий в Карабахе вновь стал собираться в дорогу, тем более этот край хотел увидеть давно. Говорит, интуитивно понимал, что это будет больше, чем обычная командировка, а потому решил выйти за рамки «военного фотографа» и не снимать «картинки» со стрельбой, оружием, техникой. Считал, что важнее понять психологию войны через ее страшные последствия для мирного населения, живущего на территории конфликта.

«Карабах произвел на меня сильное впечатление. Это необыкновенно красивый райский край, где живут местные жители, с почтением относящиеся к своим религиозным святыням, – рассказал фотокорреспондент о недавней командировке в зону военного конфликта, откуда привез тридцать виртуальных папок с работами. – Когда ты находишься в такой экстремальной ситуации, то не можешь отрешиться от симпатий и сопереживания простым людям, армянам, которые вынуждены покинуть свои дома. Сегодня это действительно «Потерянный рай» – название, которым я объединил карабахскую тему. Не случайно именно эти работы зацепили жюри и зрителей. В них везде присутствует ДОМ, покинутый и разоренный, но не забытый. Одна из фотографий рассказывает о трагизме семьи Геворгян. На ней запечатлены Азат и его жена Астхик с ребенком на руках, уезжающие из родного дома в Лачине в ноябре 2020 года. На другой 69-летняя Асмик Абовян плачет у двери, прощаясь со своим домом в селе Неркин Сус. Еще на одной запечатлен местный житель села Карегах на фоне горящего дома». Валерий Мельников потом встречался с ним в Ереване. И даже сфотографировал его с семьей на новой съемной квартире.

Кстати, месяцем раньше, в преддверии объявления результатов, один из самых титулованных фотожурналистов современной России Валерий Мельников заметил: «На WPP достаточно высокая конкуренция, уровень и, конечно, престиж конкурса. Но не столь важно, какое место объявят по итогам. Важно, что работа будет увидена огромным количеством людей во всем мире. Думаю, сегодня важнее всего приковать внимание жителей планеты к тем бедам, которые приносят войны мирным людям».

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты