№2 (346) февраль 2022 г.

Хорватия

Просмотров: 2692

Когда-то в раннем Средневековье на территории города Дубровник, расположенного ныне в пределах современной Хорватии, среди проживающих иностранцев числилось несколько армянских семей. По всей вероятности, это были купцы, которые доставляли через Адриатическое море диковинные товары из Азии. И хотя история не сохранила имен первых негоциантов, тем не менее считается, что это были представители исторической Армении. Да и киликийские деньги как имевшие там хождение впервые упоминаются в «Уставе города Дубровник» в 1272 году.

В дальнейшем историческим мостом этнокультурных и духовных связей между нашими странами стали представители армянского духовенства и науки, сумевшие интегрироваться в новое общество. По мнению доктора исторических наук, ведущего специалиста по вопросам армянской истории и культуры Виницие Луписа, в данном контексте необходимо упомянуть хорватских ученых армянского происхождения, живших в XVII–XIX веках. Мало кто знает, что настоящая фамилия известного европейского теоретика медицины, жителя Дубровника Джуро Багливи была Армено, ведь по отцу он считался армянином. В 1692 году Джуро стал личным врачом Папы Иннокентия XII и Папы Климента XI. Его часто называли «Новым Гиппократом». А написанное им пособие по «операционной медико-практической анатомии» стало настольной книгой для врачей XVIII века. Не менее интересной была и личность иезуита Иосифа Мариновича, известного своим незаурядным умом. Как-то крупный армянский банкир Джон Серпосян предложил ему написать книгу о своих соотечественниках. Объемный труд вышел в 1786 году под названием «Исторический очерк воспоминаний о вере и морали армянского народа», став первым подобным опытом на Западе. Более чем на 1600 страницах были представлены географическое описание Армении, обзор политической и церковной истории армян, описание обычаев и традиций.

Список можно продолжить, но он был бы неполным без упоминания святого Влахо, который почитается в образе Власия Севастийского у славян, Сан Бьяджо – в Италии, Сан-Бласа – в Испании, Агиоса Власиоса – в Греции, Сент-Блэйза – в Англии, сурб Барсега – в Армении. Известно, что он родился в городе Себастия на территории Малой Армении. В сложные времена перехода от язычества к христианству не побоялся стать рукоположенным в епископы. Как гласит энциклопедия житий святых Acta Sanctorum, в 316 году епископ Барсег был схвачен за верность Христу и принял мученическую смерть: сначала был жестоко избит, потом подвергся расчесыванию тела железными граблями «для снятия стружки из человеческой кожи» и в конце концов обезглавлен. Святого погребли в Себастии. Говорят, что на этом месте еще долгое время страждущие находили исцеление от недугов, а верующие – успокоение. Во время крестовых походов его мощи были перевезены в итальянский город Маратею, покровителем которого святой Барсег считается до сих пор. А уже оттуда частицы реликвии были перенесены во многие храмы европейских стран. Но это случится чуть позже. А в Х веке еще одно событие, связанное с армянским архиепископом, оставило значимый след в жизни города Дубровник. Как гласит легенда, 3 февраля 971 года местный священник Стойко, подойдя к церкви Старого города, обнаружил дверь открытой. Войдя внутрь, увидел перед собой глубокого старика с длинной бородой, одетого в епископские одежды, с епископской митрой на голове и епископским жезлом в руке. «Передай отцам города, что на вас готовят коварное нападение венецианцы», – сказал старец из темноты, представившись святым Влахо из Себастии. Стойко поведал о своем видении старейшинам городского совета, и те приняли необходимые меры к отражению агрессии неприятеля, который давно мечтал сделать Дубровник частью своей империи. После победы члены местного сената повелели объявить святого Влахо небесным покровителем города, а также впредь чеканить на монетах и печатях изображение своего спасителя в том виде, в каком он предстал благочестивому пастырю.

А еще благодарные дубровчане более тысячи лет традиционно отмечают каждое 3 февраля большими торжествами. Кстати, в 2009 году праздник был внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В этот день жители города в национальных одеждах, а с ними и многочисленные туристы собираются на праздничную мессу, после чего под гимн «Услышь нас, святой Влахо» начинается шествие с мощами небесного покровителя. В народе уверены, что символ Дубровника – церковь Святого Влаха – заговорена от различных напастей. Например, она сохранилась при разрушительном землетрясении 1667 года, когда половина города оказалась в руинах. Выстояла и в сильнейшей за последние сто лет природной катастрофе, которая случилась в конце декабря 2020 года. Кстати, Армения тогда одной из первых предложила свою помощь в ликвидации последствий разбушевавшейся стихии. Но вернувшись в прошлое, остается заметить, что церковь все же сгорела в крупном пожаре 1706 года. На пепелище сохранилась лишь серебряная статуя святого, которую на время перевезли в часовню деревеньки Преко. Через девять лет по проекту венецианского архитектора Марина Гропеллиа был возведен новый храм в стиле пышного барокко. В центре алтаря вновь установили позолоченную статую небесного покровителя, держащего в руке макет города. Это была та самая, выстоявшая в огне статуя, о чем свидетельствует небольшая табличка: «Все остальные фигуры из золота, серебра и меди были расплавлены в огне. А эта статуя святого, защищенная чудом, вышла из пожара неповрежденной».

Кстати, много позже храм уцелел и при бомбежке Дубровника, когда в конце ХХ века Югославия стала распадаться на независимые и самопровозглашенные государства. В результате военного конфликта между Сербией и Хорватией в начале 90-х годов последняя добилась своей независимости и территориальной целостности. И хотя в настоящий момент отношения двух стран носят в целом партнерский характер, говорить об этом прецеденте в международных масштабах государственные мужи особо не любят. Даже несмотря не то, что в новейшей истории параллели по территориальным проблемам просматриваются весьма отчетливо, в том числе и с Арцахом. Впрочем, немногочисленные встречи на высоком уровне изобилуют стилистически выверенными, но противоречивыми дипломатическими формулировками: «Хорватия, как страна, ставшая независимой в результате распада Югославии, отлично осознает важность принципа права наций на самоопределение и возможные последствия применения силы против народа, борющегося за независимость. Вместе с тем важно налаживание армяно-турецких отношений, что приведет к укреплению мира и стабильности в регионе. А стабильность очень выгодна Хорватии для выхода на рынки Армении или создания транзитного коридора в европейском и азиатском направлениях». Получается, что в политике главный принцип тоже бизнес, и ничего личного.

Хотя, по мнению Виницие Луписа, в отличие от большой дипломатии, народный политес более чутко реагирует на ситуационную обстановку: «Армянин для наших соотечественников является синонимом добропорядочного христианина, хорошего мастерового и прекрасного семьянина. У нас знают о Ноевом ковчеге, причалившем к горе Арарат. Знают, что армяне – первый в мире народ, принявший христианство на уровне государственной религии. Знают о геноциде армян и сочувствуют трагедии. Ведь наш народ тоже долгое время находился под турецким игом». Однако Хорватия до сих пор не признала геноцид, назвав причиной желание тщательного и досконального изучения этого вопроса. Правда, на требование Турции прекратить исследования официальный Загреб ответил отказом. А в 2016 году 24 апреля в Доминиканском монастыре Дубровника был освящен хачкар в память о жертвах геноцида армян и в связи с 1700-летием мученической смерти армянского епископа святого Влахо. Идея установки хачкара принадлежит Виницие Лупису, которого поддержали друзья и единомышленники, а финансовые затраты взял на себя городской муниципалитет. В проекте принял участие известный скульптор Артак Амбарцумян, воссоздавший в центре Еревана копии утерянных и разрушенных азербайджанцами средневековых хачкаров в Джуге.

В день траура члены армянской общины традиционно зажигают поминальные свечи в память о жертвах резни, учиненной Османской Турцией в начале прошлого века. «В Хорватии нет армянских церквей, а единственный хачкар находится в Дубровнике. Поэтому представители армянской общины и наши хорватские друзья собираются в загребском пантеоне «Мирогой» у Креста хорватским защитникам», – говорит художница и активистка Алина Гишян, одновременно отметив, что армянская община очень малочисленная и состоит примерно из семидесяти человек. И хотя здесь помнят, что первая армянская семья Осгиян переселилась из Турции еще в начале ХХ века, тем не менее за прошедшие сто лет она затерялась в новом социуме. Но в Морском музее Дубровника сохранились многочисленные модели кораблей известного строителя, композитора и капитана Осгияна.

Хорватия является моноэтническим государством, где титульное население составляет 91 процент. Но здесь проживают еще сербы, боснийцы, венгры, итальянцы, словенцы, албанцы, чехи, македонцы, черногорцы и «другие национальности», обозначенные статистикой как два процента. В эту цифру нацменьшинств входят и армяне. К сожалению, в Хорватии нет армянских церквей, школ, средств массовой информации. Да и сама община как национальное образование сформировалась в последние 15–20 лет после установления между нашими странами в 1996 году дипломатических отношений. Тогда же в Загребе была создана армяно-хорватская ассоциация, просуществовавшая очень недолгое время. Затем появилась Ассоциация друзей армян в Дубровнике, которая вскоре тоже прекратила свою деятельность. Но это не помешало армянам найти на новой родине настоящих друзей. Один из них – дубровчанин Виницие Лупис. Он не скрывает, что с детства питал особый интерес ко всему армянскому. «Я уже тогда знал, что небесный покровитель нашего города святой Влахо – таинственный армянин, о котором мне хотелось узнать побольше. Позже на лекциях в Задарском университете познакомился с самобытной архитектурой Ани, Звартноца, Гарни. Так Армения вошла в мое подсознание, – говорит ученый. – Несколько лет назад в Дубровник приехали турецкие археологи и стали рассказывать какую-то неправдоподобную историю о святом Влахо. Тогда я понял, что нужны адекватные меры для пресечения распространяемой лжи, в том числе в нашей местной периодике. Даже пригласил на празднование Дня города армянского архиепископа из Армянской Апостольской Церкви. И знаете, его приезд, его беседы вызвали искренние симпатии со стороны горожан. А в целом для динамичного развития хорватско-армянских отношений не хватает информации о вашей стране. Не хватает переводной литературы армянских классиков, не хватает кинематографа, живописи, музыки. Это все помогло бы хорватам более близко познакомиться с далекой Арменией».

Правда, в течение последних лет вышло в свет на хорватском языке несколько книг известного филолога Артура Багдасарова. Одна из них – «Армения – родина Святого Влаха» написана в соавторстве с хорватским историком Виницие Луписом и рассчитана на широкую аудиторию. В книге представлены многочисленные документы и фотографии об армянской истории и культуре, а также рассказывается о связях с хорватским историческим, религиозным и культурным наследием. По мнению специалистов, книга являет собой «настоящее сравнительное исследование похожих исторических судеб двух территориально отдаленных, но мировоззренчески и религиозно очень близких народов. При этом важен факт того, что присутствие армян в Хорватии воспринимается с уважением и интересом со стороны местного населения». Полностью отсутствует желание стереть или уничтожить следы армянского присутствия, что давно стало обычным делом со стороны географических соседей Армении, насаждающих армянофобию, допускающих искажение истории и присвоение чужой культуры. Именно поэтому труд на армянскую тему, написанный в соавторстве с европейским ученым, имеет особую значимость. Примечательно и то, что финансовую помощь в данном проекте оказала хорватская католическая церковь.

Этнокультурный мост дружбы не ограничивается только печатным словом. Как-то, побывав на гастролях в Хорватии, дирижер Национального театра оперы и балета им. Спендиарова Арутюн Арзуманян заметил, что хорватам очень близки армянские мелодии. «В программы концертов были включены произведения не только европейских и хорватских композиторов, но и армянских авторов, в частности Арама Хачатуряна. Судя по опубликованным в тамошней прессе положительным отзывам, наша музыка понравилась. Причем в следующий раз по просьбе приглашающей стороны мы включили в программу больше армянских композиторов, в том числе современных, – подчеркнул он, одновременно отметив особую душевность публики. – Наверное, это не случайно. Ведь ангелом-хранителем Дубровника является армянский святой Влахо, изображения которого украшают весь город. А всего, по уверениям местных жителей, там установлено 27 таких статуй. Это был неожиданный, но очень приятный сюрприз. Жаль только, что мы почти не встретили наших соотечественников».

Маленькая армянская община в последнее время несколько активизировалась. Возобновила работу межпарламентская группа дружбы между нашими странами. Недавно посол Армении в Хорватии Ашот Овакимян встретился с сопредседателем от хорватской стороны Давором Иво Стиром для обсуждения вопросов по разрешению гуманитарного кризиса после военной агрессии Турции и Азербайджана против Арцаха, а также возвращению армянских военнопленных и гражданских лиц. Необходимость восстановления мирного процесса по нагорно-карабахской проблеме рассматривалась и с членами Минской группы ОБСЕ, и в рамках встреч с представителями высшего эшелона власти Хорватии. Наши соотечественники внимательно следят за событиями на исторической родине. Они не раз выходили на митинги, призывая хорватские власти не хранить молчание, а адекватно реагировать на турецко-азербайджанскую агрессию. На лозунгах протестующих лаконичные надписи: «Военнопленные не являются политическим рычагом», «Похищенные граждане Армении незаконно удерживаются Азербайджаном», «Азербайджан должен соблюдать перемирие». Кстати, эти протесты широко освещались в местных СМИ. По словам активистов общины, к демонстрации присоединились хорваты, тем самым выразив свою поддержку Арцаху и армянскому народу. Но в большей степени, как видно, работает народная дипломатия, а не официальные институты, медленно соизмеряющие свои силы и возможности в тех или иных политических вопросах. Хотя точки взаимопонимания в армяно-хорватских отношениях можно найти всегда и на любом уровне.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты