№2 (346) февраль 2022 г.

Армения-2021 – от макроэкономики до BMW и писем Деду Морозу

Просмотров: 2709

Начало 2022 года ознаменовалось для населения Армении достаточно неприятным повышением тарифов на воду со 180 до 200,47 драма. При этом тариф для социально малообеспеченных абонентов остался неизменным. Переговоры относительно тарифов на электроэнергию формально продолжаются, но население уже известили, что с 1 февраля для абонентов, потребляющих до 200 кВт·ч цена киловатта повысится на 1,5 драма. Для потребляющих 201–400 кВт·ч – на 3,5, а для потребителей свыше 400 кВт·ч – на 5,5 драма.

Еще одним неприятным сюрпризом, согласно армянским СМИ, являются намерения ЗАО «Газпром Армения» подать заявку о повышении тарифов на газ. По словам председателя Комиссии по регулированию общественных услуг Армении Гарегина Баграмяна, по соглашению между Арменией и Россией до 1 апреля должны быть разработаны механизмы «по корректировке стоимости газа на границе в зависимости от его калорийности». Согласно КРОУ, цена в 165$ за тысячу кубометров установлена за газ на границе в 7900 килокалорий на кубометр и в случае отклонений к цене на границе должны применяться поправочные коэффициенты. Учитывая же, что средняя энергетическая ценность газа, поступающего в Армению, составляет около 8300 Ккал, решения о подорожании газа для населения дожидаться долго явно не придется.

В январе – ноябре 2021 года потребительские цены, по официальным данным, выросли на 7,1%. При этом цены на продукты питания выросли на 16,9%. И рост цен на воду, электроэнергию и природный газ, к великому сожалению, явно не станет единственным обстоятельством, позволяющим прогнозировать повышение цен на многие товары в 2022 году. Причем если очередной скачок цен на энергоносители поспособствует росту цен на произведенные в Армении товары, то запланированное на 2022-й

увеличение налогов, акцизов и пошлин приведет к тому же эффекту на товары импортируемые. Начнем с того, что с 1 января 2022 года в Армении в очередной раз на 5% повысился налог на недвижимость. Акцизы на литр этилового спирта увеличатся с 3380 до 4400 драмов, на литр алкогольных напитков – с 2030 до 2640 драмов, сигареты (1000 штук) – с 11.070 до 12.730 драмов. Таможенная пошлина на импортируемую замороженную говядину увеличится на 25%, на курятину – на 30%, на рис и маргарин – на 2%, на семена картофеля и фасоли – на 1%, на пищевые разрыхлители – на 4,5%, на стеклянную тару – на 6%. Увеличится таможенная пошлина на нефриты, рубины, изумруды, сапфиры на 1–5%, серебро – на 4,5%, золото – на 3–6%.

Даже несведущему в экономике человеку становится понятно, что рост налогов и пошлин на производимые в Армении и импортируемые в страну товары, конечно, не скажется на марже местных производителей и импортеров. Понятно, что бизнес немедленно переложит дополнительное бремя на плечи потребителей, то есть нас с вами, в виде роста цен на всю облагаемую новыми налогами и пошлинами продукцию. И вот на этом фоне правительство Пашиняна продолжает уверять, что в 2022 году граждане Армении, оказывается, станут жить даже лучше. Хотя бы потому, что пенсии и пособия увеличены, а подоходный налог снизился. При этом об ожидаемом росте цен власти по понятным причинам предпочитают помалкивать, как, впрочем, и об увеличении во все том же 2022-м пенсионных отчислений граждан на тот же 1 процент, на который «понизился» подоходный налог. Инициированные правительством попытки хотя бы частично компенсировать уже имеющееся и ожидающееся увеличение цен на коммунальные услуги и товары первой необходимости самым необеспеченным слоям населения сводятся к повышению с 1 января 2022 года на 2100 драмов минимальной пенсии и пособий по уходу за ребенком до 2 лет. Пенсии по инвалидности для военнослужащих, для инвалидов первой, второй и третьей групп, семьям погибших военнослужащих увеличатся на 3000 драмов. Пособие для детей с инвалидностью возрастет на 10.500 драмов.

Ответ на вопрос, в какой мере подобное увеличение доходов социально уязвимых слоев населения повысит уровень их благосостояния на фоне наблюдающегося и ожидающегося роста цен, оставляем дать читателю. Мы же приведем мнение международного советника по управлению общественными финансами, экс-министра финансов Армении Вардана Арамяна. Последний оценивает решение правительства об увеличении пенсий и социальных пособий как очередной популистский шаг с целью завоевать благосклонность в первую очередь неимущей части армянского общества. И то, что все это еще более усугубит экономическое положение страны, правящую силу, на его взгляд, беспокоит крайне мало. По мнению финансиста, подобные обязательства государства содержат в себе достаточно серьезные риски даже на фоне наблюдающейся в стране инфляции, в рамках которой рост цен на продовольственные товары достигает 20%. По его прогнозам, подобное положение дел неизбежно приведет к социальным последствиям. Но и это не является главной проблемой, поскольку идти на решение социальных вопросов, опираясь на шатающуюся экономику, категорически неправильно. Хотя бы в силу того, что, залатав прорехи в 2022 году, уже на следующий год правительство создаст для себя и для страны гораздо более глубокую проблему.

«Необходимо отметить, что последовавший за кризисным 2020 годом 2021-й был трудным даже для экономик развитых стран. Но мы должны констатировать, что, к сожалению, экономический спад в Армении был самым глубоким как среди стран ЕАЭС, так и всего нашего региона. И на основе анализа прошедшего года я прогнозирую в текущем году Армении серьезные вызовы как социально-экономического, так и политического толка», – говорит Арамян. По его прогнозам, восстановление макроэкономики в 2022 году докризисных показателей не достигнет, поскольку после спада экономики в 7,4% в 2020-м экономика демонстрирует гораздо более низкие темпы восстановления. А прогнозы правительства о 7-процентном росте экономики в 2022 году финансист оценивает как несерьезные и далекие от текущих реалий. Оценивая заявления правительства о 5-процентном росте экономической активности, Арамян напомнил о предыдущем спаде этой самой активности, заметив, что он был намного более глубоким, чем текущий рост. Основными факторами, способствующими росту армянской экономики, по его словам, являются приток трансфертов и рост мировых цен на медь. Дополнительными факторами роста показателей экономической активности, на его взгляд, являются рост в 2021-м сферы торговли и услуг и сферы строительства.

Еще одним больным местом армянской экономики финансист считает иностранные инвестиции. Так, согласно последним официальным данным, приток инвестиций в экономику составил всего 0,3%. Причиной подобного положения дел Арамян считает провальные действия, отсутствие у правительства должного профессионализма и нежелание прислушиваться к советам экспертов и специалистов, не являющихся частью правящей команды. Комментируя представленный правительством объем инвестиций, Арамян напомнил, что в 2021 году прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили 42 млрд драмов, однако большая их часть была направлена в горнодобывающую промышленность. Последнее объясняется очень просто: официальная статистика фиксирует прибыли инвесторов-нерезидентов в горнодобывающей сфере в виде дивидендов как приток прямых инвестиций. Однако с учетом их нулевого влияния на экономику подводить их под графу ПИИ, на его взгляд, мягко говоря, некорректно.

Текущее положение армянской экономики эксперт оценивает как весьма тяжелое, но с пока еще сохраняющейся надеждой на улучшение ситуации. Последнее, по его прогнозам, предполагает обязательный отказ правительства Пашиняна от своего всегдашнего популизма, соответственно от нецелевых и неоправданных расходов. И конечно, ввода режима жесткой экономии во всем, что касается бюджетных ассигнований и трат. В первую очередь на расходы на госаппарат. Однако последние статьи расходов правительства, мягко говоря, о намерениях новоиспеченной армянской политической элиты затянуть пояса не говорят. Приобретение под занавес самого тяжелого экономического 2021 года за счет бюджетных средств служебного BMW для спикера парламента Алена Симоняна за 90 млн драмов представляется лишь вершиной айсберга чиновничьих трат. И это решение правительства Никола Пашиняна и его ближайшего окружения, в бытность свою оппозиционерами так часто критиковавших предшественников за количество и высокую стоимость автопарка служебных автомобилей.

В стране, в которой, к великому сожалению, все еще есть дети, засыпающие не сытыми, дети, просящие в письмах Деду Морозу не ноутбуки, смартфоны и игрушки, а теплую одежду и сладости, служебных автомобилей «для поддержания престижа государства» быть не должно. И по определению – ни у кого из госчиновников. Просто в силу того, что любая нормальная власть обязана в первую очередь заботиться об отсутствии в своей стране таких детей. В целях поддержания все того же престижа государства. И ее первейшей обязанностью является изыскивание для этого средств любыми путями, в том числе затягивая собственные пояса, а не пуская пенсионерам и детям двухтысячную пыль в глаза с целью отвлечь общество от собственных представительских BMW, тайных увеличений зарплат, премий и других социальных благ. В фактически полунищей стране любые представительские расходы априори недопустимы. Особенно когда средства тратятся на деятелей с нулевым коэффициентом полезного действия для страны, общества и государства.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Постоянно читаю статьи Давида Степаняна в "Ковчеге". Эта статья. одна из лучших. Понравился анализ экономического положения общества, показ популизма властей и особенно, озабоченность за детей, которые ложатся спать не сытыми.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты