№3 (347) март 2022 г.

Неюбилейные итоги юбилейной даты

Просмотров: 2917

Интервью с журналистом, членом АРФД Рубеном Маргаряном

5 февраля Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» – АРФД отметила свое 131-летие. В солидности возраста АРФД уступает гнчакянам, но всего каких-нибудь 3 года. Это было время образования движений, не всегда чисто политических, за будущее Армении. Правда, виделось оно по-разному. Гнчаки видели его социалистическим, дашнаки – мелкобуржуазным с элементами социализма. Годом основания федерации считается 1890-й, обычно юбилейные мероприятия АРФД отмечает в ноябре. Но в этот раз вышла задержка по ряду обстоятельств, и юбилей был перенесен с ноября 2021-го на февраль 2022-го. Т.е. история не пересмотрена, просто вмешалась современность.

– АРФД достаточно долго пребывала в Советской Армении в ореоле мученичества. Дашнаки при советской власти преследовались, правда, за рубежом партия пользовалась авторитетом. И вот после развала Союза партия получает представительство в Армении и фиксирует с тех пор достаточно скромные результаты на парламентских выборах. Потом то вступает в коалицию с властями, то выходит из коалиции. Это недостатки избирательной системы или недостатки самой партии, не сумевшей стать популярной?

– АРФД никогда не гонялась за массовостью. Другие как бы массовые партии число своих членов исчисляют сотнями тысяч, а на выборах зачастую получают в разы меньше голосов. У нас обратная картина. Средняя численность АРФД за годы независимости примерно 5 тысяч членов, но на выборах партия получает голосов в разы больше. У нас своя определенная политическая ниша, определенные взгляды, и политические силы, победившие на выборах, приглашают АРФД к сотрудничеству в правительстве. АРФД вступает в коалицию, когда считает, что есть почва для сотрудничества, и выходит из коалиции, когда не согласна с проводимой политикой, как было, например, во времена «футбольной дипломатии».

– В названии партии до сих пор фигурирует слово «революционная». Большевики же, будучи революционерами по сути, этим термином в названии своей партии не пользовались. Революционерами были эсеры, с которыми у дашнаков была идейная близость. За вами же ни одной революции, но зато слово в названии. Было ли у Ваших однопартийцев желание снять его из названия?

– Временами такие обсуждения бывают, но в итоге побеждает позиция, что название партии имеет свою историю, она всегда позиционировалась и узнавалась именно так и потому менять ее историческое название не стоит.

– АРФД в общем-то приняла революцию Пашиняна, хотя с вашим политическим опытом было ясно, что всякая «цветная революция» означает потерю территорий и переводит страну под внешнее управление. Агван Варданян в знак протеста даже вышел из партии, хотя за дашнаками такое не водится. Почему это произошло? Сыграло злую шутку слово «революционная» в названии или есть другое объяснение?

– После всеобщей эйфории апреля – мая 2018-го Пашинян обратился к АРФД с приглашением войти в правительство. АРФД приглашение приняла в надежде обратить в позитивное русло «революционную» энергию масс. Коалиция распалась через полгода, когда Пашинян призвал своих сторонников блокировать здание «непокорного» парламента.

– Дашнаки в свое время приветствовали приход к власти младотурок и даже простили им резню в Адане в 1907-м. Далее случился геноцид 1915-го, хотя реально он начался гораздо раньше. Дашнаки признали свои ошибки?

– Оценка и переоценка тех или иных событий – перманентный процесс. Не будем забывать, что армянской государственности тогда не было, партия действовала во враждебной среде и искала пути создания государства. С высоты прожитых лет многое, конечно, выглядит совсем иначе. Например, пакт Молотова – Риббентропа был заключен в 1939-м, и менее чем через два года началась война между подписантами этого пакта о ненападении. Да, АРФД неверно оценила декларативное стремление младотурок к демократии, но мне здесь трудно быть судьей. Боюсь, что и другим тоже.

– В 1918-м Степан Шаумян был назначен Лениным комиссаром по упорядочению отхода русских войск с Кавказского фронта. Дашнаки вместе с грузинскими меньшевиками и мусаватистами устроили для него виселицу на Эриванской площади, и русские войска отошли в беспорядке, бросив 400 км фронта. Сегодня несостоявшаяся миссия Шаумяна кажется упущенной возможностью. Это проанализировано?

– Времена были очень сложные. Забегая вперед, скажу, что Первая армянская республика создавалась вообще из ничего, в отличие от современной Армении, созданной на базе Армянской ССР. Она образовалась после геноцида и Первой мировой войны, в условиях десятков тысяч беженцев, эпидемий. Оценки исторического прошлого, особенно такого сложного и противоречивого, когда рушатся империи, всегда довольно-таки индивидуальны. И в их оценках критерии подходов различны. Есть, например, точка зрения, что само образование государства в тех условиях было из разряда чудес, но я не уверен, что даже эта выгодная для АРФД позиция детально проанализирована.

– АРФД ставила тогда на Антанту и Деникина, Ататюрк, в отличие от дашнаков, увидел в Советской России силу и обильно ею попользовался. Как Вам кажется, союз с Россией в те времена мог бы изменить ситуацию? Ведь Советская Россия так и так вошла в Армению, а ведь она могла войти как союзник, а не как оккупант.

– Да, могла бы, но Ататюрк был гораздо лучше информирован, он имел возможность играть на всех фронтах, да и козырей у него было гораздо больше.

– Понятно, что пути партий не бывают устланы розами, но сила партии именно в том, чтобы видеть свои ошибки, дабы исключить их в будущем. Кстати, поговорить об упущениях призывал и представитель Верховного совета АРФ «Дашнакцутюн» Ишхан Сагателян, правда, не указав глубину исторического среза.

– Партия готова каяться хоть каждый день, если это поможет решению стоящих перед Арменией проблем. Но я бы не стал забывать, что сотни членов «партии упущений» сложили свои головы в борьбе за независимость Армении и Арцаха в начале 90-х и в наши дни, а среди ее критиков значительную часть составляют т.н. диванные политологи, умеющие критиковать все что угодно, но не замеченные в конструктиве.

– АРФД практически единственная партия Армении с коллегиальным, а не авторитарным управлением, но любой демократический процесс можно забюрократить так, что авторитаризм покажется раем…

– Слава Богу, у нас этого не произошло, и каждый член партии может влиять на решения в меру готовности взять на себя ответственность за их реализацию. Как и везде, те или иные решения партии могут одними восприниматься с одобрением, другими – критически. И для того, чтобы не рассорить одних членов партии с другими, существует еще и партийная дисциплина.

– Есть ли у АРФД сегодня проработанная программа действий с ответами на те или иные сценарии развития? Не хочется сравнивать, но времена и сейчас очень сложные…

– Да, и даже есть аналогии. Вместо беженцев в Армению от геноцида у нас появились беженцы душою. Они проголосовали за Пашиняна, но, не получив желаемого, теперь готовы «сделать ноги», а некоторые уже сделали. Тогда были эпидемии, сегодня – эпидемия. Коронавируса. И т.д. Партия требует отставки действующего правительства как необходимое условие для возрождения страны. Оно необходимо, но явно недостаточно. У этой власти есть достаточное количество клонов, которые могут заявить свои претензии на власть, пользуясь поддержкой извне и прикрываясь национальными лозунгами – обычная технология. Я не могу сказать, что у нас, как у фельдмаршала Мольтке, есть ответы на все варианты развития и деградации, достаточно снять такой-то портфель с такой-то полки. Но у нас есть четкие представления о том, что страна должна иметь сильную армию, конкурентную экономику и образованное население. Все, что вне этих трендов, нами приниматься не может. А опыт прежних не только ошибок, но и достижений позволяет нам отличать реальные программы от пустых деклараций. Есть и будут конечно же и публичные заявления по поводу тех или иных сценариев, и непубличные решения и обсуждения. Как во всех партиях. И еще. Какой бы сплоченной ни была АРФД, как бы ни была сильна партийная дисциплина, в одиночку нам ничего не добиться. Мы сегодня входим в блок «Армения» под руководством Роберта Кочаряна, и это определяет наши личностные предпочтения сильного лидера с позитивным опытом кризис-менеджера. Но даже в этом союзе может ничего не получиться, если народ не пробудится от спячки. Правительство делает для этого все – разрушает экономику, поднимает цены, обманывает на каждом шагу, сдает страну по кусочкам Турции и Азербайджану, но народ проявляет удивительное спокойствие. Будем надеяться, что недолго. Мы выходили из более тяжелых ситуаций, надеюсь, что выберемся и сейчас. И следующий юбилей партии встретим в менее депрессивной обстановке.

Беседу вел Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты