№4 (348) апрель 2022 г.

Россия – Армения. 30 лет дипломатических отношений

Просмотров: 3921

Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла России в Армении С.П. Копыркина газете «Ноев Ковчег»

– Между Арменией и Россией заключено более 200 межгосударственных договоров. В апреле этого года отмечается 30-летие установления дипломатических отношений между нашими странами, а в августе исполняется 25 лет Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Каким Вам видится совместно пройденный путь?

– Нашими странами как независимыми государствами пройден внушительный путь. Упомянутые вами более 200 договоров и соглашений – это каркас той значительной архитектуры межгосударственных отношений, которую наши страны выстроили за прошедшие 30 лет. Говоря о юбилейных датах, пользуясь случаем, напомню, что недавно мы отметили еще одну – в 2020 году исполнилось 20 лет подписанию Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированной в XXI век. Это документ, в котором также зафиксированы, как мне кажется, те принципы, которые и сегодня являются во многом залогом сохранения устойчивости основ наших отношений. Например, там закреплена решимость приумножать и укреплять дружбу между народами двух стран. На протяжении трех прошедших десятилетий взаимодействие между нашими странами отличал интенсивный диалог на высшем уровне, который не ослабевает и сегодня. Так, например, на данный момент в рамках юбилейных мероприятий ведется подготовка официального визита премьер-министра Армении Н. Пашиняна в Россию. Лидеры наших стран регулярно общаются по телефону. Налажено активное взаимодействие по линии парламентов, министерств и ведомств. Эффективно работает широкий спектр механизмов двустороннего сотрудничества практически во всех областях. К таковым можно отнести межправительственные комиссии по экономическому и военно-техническому сотрудничеству, межрегиональный и молодежный форумы.

Традиционно особое место в комплексе наших взаимоотношений занимает сфера безопасности. Сотрудничество в данной области развивается с целью максимальной адаптации соответствующих потенциалов наших стран к новым реалиям и вызовам. Важным фактором обеспечения безопасности республики продолжают оставаться 102-я российская военная база и российские пограничники, несущие службу по охране рубежей страны вместе с армянскими братьями по оружию. Причем не так давно в рамках выполнения Россией своих союзнических обязательств они были также размещены на отдельных участках армяно-азербайджанской границы, что сопряжено с задействованием немалых людских и финансовых ресурсов. Действует межгосударственное соглашение об Объединенной группировке войск ВС Армении и ВС России. Наши страны являются членами ОДКБ и вместе работают над дальнейшим развитием этого многостороннего института. Россия оказывает Армении содействие в реформировании ее вооруженных сил.

На сегодняшний день Россия продолжает оставаться главным торговым партнером и инвестором Армении. Двусторонний товарооборот в прошлом году составил порядка 2,6 млрд долларов США. Имеющийся фундамент в этой области позволяет развивать контакты не только в рамках уже существующих, но и новых форматов. В 2021 г. состоялись несколько крупных профильных мероприятий – межрегиональный форум, две бизнес-миссии российских компаний, российско-армянский бизнес-форум. Важным фактором развития торгово-экономических связей, особенно в текущих условиях, когда России коллективным Западом объявлена, по сути, экономическая война, является Евразийский экономический союз.

Расширяются также культурно-гуманитарные контакты, крепнут традиционно тесные связи между народами наших стран. И это, на мой взгляд, неудивительно, учитывая глубину человеческих связей, общность истории, культуры и духовно-нравственных ценностей. Это все говорит о том, что мы вместе проделали очень большой путь. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Я уверен, что многое еще впереди. У нас есть весь необходимый инструментарий для дальнейшего развития российско-армянских отношений в интересах наших стран и народов.

– Сергей Павлович, Ваши предшественники говорили, что Армения спокойная и в целом благополучная страна. Однако Вам пришлось работать в очень непростое время: сначала пандемия, потом – война в Карабахе. А сегодня идет спецоперация российских вооруженных сил на Украине. Как эти ситуации отражаются на работе российского посольства в Армении?

– Безусловно, подобные ситуации напрямую отражаются на работе посольства, так как они сопряжены с возникновением дополнительных, зачастую непростых задач, требующих мобилизации всех сил дипмиссии. В этом плане показателен пример с распространением новой коронавирусной инфекции. В условиях локдауна и приостановки авиа- и наземного сообщения наше посольство в рамках соответствующей работы российского внешнеполитического ведомства прикладывало значительные усилия для решения множества вопросов с целью возвращения наших граждан, оказавшихся в Армении, на родину. Сотрудники нашего консульского отдела, например, практически круглосуточно находились в аэропорту, координируя необходимые для этого процессы. Одним из основных направлений нашей деятельности в тот период стало также подключение к реализации комплекса задач, связанных с оказанием содействия Армении в преодолении пандемии. Напомню, что, когда республика с ней столкнулась, именно Россия была одной из первых стран, подставивших ей свое плечо. По моему мнению, важно то, что оказывалась конкретная практическая помощь. Например, армянским партнерам были переданы десятки тысяч тест-систем для выявления заболевания. Здесь также работали новейшая российская мобильная диагностическая лаборатория и специалисты, которые за весь период своей деятельности в республике провели более 50 тысяч тестов. В Армению были поставлены сотни тысяч доз вакцины «Спутник V», осуществлен технологический трансфер для налаживания здесь производства вакцины «Спутник Лайт».

Россия была, по сути, единственной страной, которая не на словах, а на деле была рядом с Арменией в тяжелый для армянского народа период, сопряженный с эскалацией боевых действий осенью 2020 года. Именно благодаря усилиям Российской Федерации и лично В.В. Путина удалось остановить кровопролитие. Сегодня же российская сторона придает большое значение тому, чтобы население Армении чувствовало себя в безопасности, имело уверенность в завтрашнем дне.

Что же касается ситуации на Украине, то она диктует необходимость решения многочисленных, очень непростых политических задач, связанных с развязанными против России санкционной и информационной войнами. Так как мы находимся в стране, являющейся нашим стратегическим союзником, посольство активно задействовано в обеспечении диалога, координации действий с армянской стороной с прицелом на решение возникающих проблем. Одним из приоритетных направлений является разъяснение политическим кругам и общественности происходящих на Украине событий, их сути и истоков. Нынешняя ситуация, на мой взгляд, – это прямое следствие взятой после распада СССР Западом, и прежде всего США, линии на военно-политическое освоение Европы, размещение на территории европейских стран инфраструктуры и сил НАТО. И этот курс реализовывался последовательно, очень агрессивно, часто сопровождаясь вмешательством во внутриполитические процессы с помощью СМИ и НПО и при полном пренебрежении теми опасениями, которые высказывала Россия.

Следующим принципиальным моментом стал, конечно, кровавый государственный переворот на Украине в феврале 2014 года, движущей силой которого были националистические и

неонацистские элементы. После него был окончательно взят курс на формирование из Украины «анти-России». Ее общество и многонациональный народ ломались через колено. При этом была очевидна линия на подавление всего русского. В этом плане красноречив принятый закон о коренных народах, закрепивший дискриминационное отношение к проживающим на Украине русским и легализовавший ущемление их прав. Однако все это время Россия была настроена на то, чтобы решать проблему политическим путем. На протяжении 8 лет наша страна делала все возможное для того, чтобы Минские соглашения, стороной которых мы, кстати, не являемся, были реализованы как единственно возможный путь к мирному урегулированию кризиса. Примечательно, что киевский режим никогда особо и не скрывал, что не собирается выполнять положения Минских договоренностей. Это происходило, к сожалению, при полном покровительстве наших западных партнеров, в том числе и тех, которые участвовали в так называемом «нормандском формате». При этом параллельно без какого-либо стеснения велась накачка Украины летальным оружием.

На фоне всего этого у России по большому счету не оставалось выбора – проводимая российской армией специальная военная операция стала вынужденным шагом, продиктованным нарочитым игнорированием со стороны Запада наших государственных интересов, в частности, применительно к обеспечению национальной безопасности. На фоне спецоперации Вооруженных сил России западные покровители киевского режима не только ввели незаконные экономические санкции, которые негативно отражаются в том числе и на населении вводящих их стран, но и развернули, как я уже упоминал, широкомасштабную информационную войну, которая ведется варварскими методами. Например, под надуманными предлогами прекращается вещание российских телеканалов, вводится административная ответственность за их просмотр, на различных площадках в интернете блокируются российские СМИ, западные социальные сети проводят, мягко говоря, дискриминационную политику по отношению к пользователям из России и т.д. И это не говоря о потоках фейковой информации, которые буквально обрушиваются на людей, мешая им сформировать собственное и объективное мнение о происходящих процессах.

Хотел бы отметить, что мы ощущаем сочувственное отношение армянских граждан к украинским событиям и шагам России на данном направлении. В Ереване, в том числе около посольства, прошел ряд акций в поддержку российских действий. На мой взгляд, такая публичная поддержка очень важна. Особенную ценность ей придает то, что в этой непростой военно-политической обстановке она исходит от братского народа той страны, с которой нас связывают отношения стратегического союзничества.

– Касательно темы военных конфликтов. Учитывая последствия 44-дневной войны, с какими сложностями сталкивается Россия в нелегкой посреднической и миротворческой миссии в регионе на фоне новых серьезных вызовов?

– На мой взгляд, основные сложности, с которыми сталкивается Россия в своей посреднической миссии в целом, проистекают из тех проблем и противоречий, которые существуют в отношениях между Арменией и Азербайджаном, имеющих в том числе и исторические корни. Они, безусловно, оказывают свое влияние на поиск взаимоприемлемых путей решения имеющихся проблем. Нужно также принимать во внимание внутриполитическую ситуацию в вовлеченных странах, а также интересы других региональных и геополитических игроков. Хотел бы подчеркнуть, что все трехсторонние механизмы и документы, инициированные Москвой, сторонам не навязывались, а стали результатом кропотливой работы по их согласованию с Ереваном и Баку, которая опиралась и опирается на выверенный баланс интересов и уважительное отношение к суверенитету всех сторон.

Российский миротворческий контингент является надежным гарантом сохранения режима прекращения огня, вносит существенный вклад в обеспечение безопасности в регионе. К сожалению, случаются отдельные инциденты, по каждому из которых предпринимаются необходимые меры с целью недопущения эскалации ситуации, проводятся соответствующие расследования и разбирательства с участием командования РМК и привлечением компетентных органов сторон. Исходим из того, что все достигнутые договоренности должны выполняться в полной мере.

Что касается влияния новых вызовов на ситуацию на Южном Кавказе, то, как мне кажется, есть все предпосылки и механизмы, чтобы не допустить серьезной дестабилизации ситуации и продолжать реализацию процессов урегулирования, начатых при участии российской стороны. Уверен, что Вы знаете о важности для России отношений как с Арменией, так и с Азербайджаном. Они не в последнюю очередь позволяют играть роль посредника и помогать находить взаимоприемлемые развязки спорных ситуаций. Со своей стороны рассматриваем наше взаимодействие с Ереваном и Баку как важный фактор поддержания мира и безопасности в регионе. Как уже неоднократно заявлялось, Россия готова и далее оказывать всемерное содействие процессу нормализации армяно-азербайджанских отношений, включая урегулирование пограничных проблем.

– В настоящее время уже налажено достаточно эффективное и взаимовыгодное сотрудничество в формате ЕАЭС. Насколько раскрыт потенциал Армении в этой структуре?

– ЕАЭС – это, без сомнения, тот механизм, который при совместных усилиях позволяет делать каждое из государств-участников более конкурентоспособным в сегодняшнем турбулентном и взаимозависимом мире. Причем не только посредством укрепления торгово-экономических связей между государствами-членами, но и путем выстраивания соответствующего сотрудничества с третьими странами и выхода на их рынки. Слаженная работа в рамках союза позволила обеспечить позитивную динамику торгово-экономических показателей в прошлом году. Например, как отметил премьер-министр Армении Н. Пашинян на заседании Евразийского межправительственного совета в феврале с.г., по сравнению с предыдущим годом объемы армянских экспортных поставок в ЕАЭС увеличились на 25,2 процента. Это, как мне кажется, как раз иллюстрирует процесс реализации Арменией своих экономических возможностей в рамках союза. Но, как говорится, нет предела совершенству – по мере своего развития объединение будет открывать новые горизонты для использования его участниками, в том числе и Арменией, своего потенциала, который очень не мал в плане экономического развития и вклада в мировую экономику.

На сегодняшний день, на мой взгляд, еще не до конца раскрыты возможности самого ЕАЭС. Например, препятствиями выступают все еще не отрегулированные сферы сотрудничества, тарифные и нетарифные барьеры, изъятия и ограничения. Однако идет последовательная работа, направленная на их сокращение и в конечном счете – устранение. Соответствующие задачи заложены в Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Как представляется, ЕАЭС проявляет себя как эффективный, не подверженный политической конъюнктуре инструмент экономического развития государств-членов. Как отметил председатель правительства России М.В. Мишустин, заседание Евразийского межправсовета в Нур-Султане в феврале с.г. подтвердило готовность «пятерки» сотрудничать в борьбе с экономическими рестрикциями. Насколько известно, есть намерение создать в рамках объединения рабочую группу для оценки рисков и выработки экономических шагов, направленных на смягчение негативных последствий ограничительных мер. Укрепление сотрудничества в рамках ЕАЭС, на мой взгляд, – это ключ к сохранению экономической стабильности на евразийском пространстве в нынешней крайне непростой геополитической обстановке.

– Господин посол, в быстро меняющемся мире трудно говорить о перспективе, тем не менее каким Вы видите дальнейшее российско-армянское сотрудничество?

– Убежден, что российско-армянские отношения продолжат поступательно развиваться в духе стратегического союзничества. Как я уже говорил в начале нашего интервью, наши страны вместе прошли большой путь, многого добились. Однако, как мне кажется, нельзя останавливаться на достигнутом. Так, например, на мой взгляд, есть еще нераскрытые резервы для расширения обмена опытом и взаимодействия в сфере государственного строительства, функционирования общественно-политических институтов. В России, как известно, в 2020 году были приняты поправки в Конституцию, направленные на укрепление суверенной государственности, защиту исторической правды, сохранение культуры как уникального наследия нашей страны, закрепление традиционных ценностных основ и создание условий для поступательного развития в будущем. В сегодняшних условиях важно работать и над сохранением духовной близости наших народов, объединяющих их культурного кода и ценностной системы координат. Залог успеха здесь – дальнейшее расширение гуманитарных связей, сопровождающееся решением насущных вопросов в данной сфере, связанных, например, с русскоязычным преподаванием в Армении.

Санкционная политика Запада в отношении России, на мой взгляд, может стать стимулом к совершенствованию и углублению российско-армянских экономических отношений, учитывая в том числе высокий интерес российского бизнеса к республике. Предпосылки для экономического развития как Армении, так и региона в целом призваны обеспечить также разблокирование региональных транспортных коммуникаций. Данным вопросом, как Вы знаете, занимается трехсторонняя рабочая группа под сопредседательством вице-премьеров России, Армении и Азербайджана. На мой взгляд, не приходится сомневаться в том, что, вместе работая с прицелом на поступательное развитие и укрепление российско-армянских союзнических отношений, мы сможем преодолеть те вызовы, с которыми сегодня сталкиваются наши страны.

Беседу вела Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека