Георгий Хачиян: Сегодня для Армении открылось окно возможностей
Что отличает российский фармацевтический рынок? Как повлияют на его развитие санкции Запада? Реален ли экономический прорыв Армении? На эти вопросы редакции газеты «Ноев Ковчег» ответил Георгий Хачиян, генеральный директор компании «Реаторг», главный редактор журнала «Химический эксперт».
– Георгий Аркадьевич, как возникла идея создать компанию «Реаторг»?
– Прежде всего несколько слов о себе. Я родился в Баку. В конце 80-х годов прошлого века семье пришлось перебраться в Армению в связи с известными событиями в Азербайджане. Переезд на историческую родину в значительной степени предопределил мою дальнейшую судьбу. В Армении мы прожили несколько лет. Мои родители были строителями и принимали активное участие в восстановлении республики после землетрясения 1988 года. В 1993 году перебрались в Россию.
В России окончил школу, затем Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева по специальности «химическая технология биологически активных веществ».
– Что это за вещества?
– К ним относятся лекарственные и ветеринарные препараты.
После окончания института работал по специальности научным сотрудником в институте, затем в фармацевтических компаниях. И постепенно вместе с супругой мы подошли к созданию собственной компании «Реаторг». «Реаторг» занимается обеспечением жизнедеятельности химических и фармацевтических компаний, институтов и лабораторий, комплексным оснащением химических и фармацевтических предприятий. Мы проектируем лаборатории, производственные цеха, производим оборудование под своей маркой. В настоящее время в «Реаторге» трудятся около 70 человек.
– Когда была создана компания?
– В прошлом году «Реаторгу» исполнилось 10 лет. За это время мы достигли достаточно серьезных успехов. Сегодня нас знает практически весь фармацевтический рынок. Работаем со всеми его участниками, постоянно совершенствуя свои компетенции. Сотрудники компании регулярно проходят обучение, участвуют в научных и практических конференциях как в России, так и за рубежом. Мы не теряем связи с родным Менделеевским институтом, приглашаем на работу в компанию его выпускников. Специальность химика-технолога сегодня востребована. Конечно, молодых специалистов после института нужно дополнительно обучать, адаптировать их знания к современным технологическим реалиям.
Сегодня компания находится на этапе дальнейшего развития. У нас есть планы по созданию научно-исследовательского центра, где мы сможем непосредственно разрабатывать новые лекарственные препараты, по организации полноценного производства химического оборудования.
– Задачи более чем актуальные в контексте объявленных Западом России новых санкций. Насколько санкции повлияют на деятельность «Реаторга»?
– Нельзя сказать, что страна не готовилась к санкциям Запада. Программа импортозамещения, в том числе в фармацевтической области, была заявлена еще в 2013 году. Она получила название «Фарма-2020». Сегодня практически все важнейшие лекарственные препараты производятся в России. К сожалению, пока не удалось полностью избавиться от импортозависимости в части составных частей лекарственных препаратов, в том числе фармацевтических субстанций, то есть активного вещества таблетки, которое собственно и работает. Предприятия, которые их производят, в России есть, но они испытывают сложности в плане полупродуктов для производства. К большому сожалению, за последние 30 лет эта область погибла. Попытки ее восстановить в последние годы предпринимались, но не так успешно, как хотелось бы. Еще два года назад в условиях пандемии фармпроизводители столкнулись с нехваткой компонентов для производства препаратов, потому что все логистические пути оказались перекрыты. Возник дефицит этих препаратов, существенно выросли цены. Но трудности стимулировали развитие отрасли, сами производители осознали необходимость сырьевой безопасности. И тогда запустились новые механизмы по стимулированию отрасли. Сегодня разрабатывается программа «Фарма-2030», в которой большое внимание будет уделено именно сегменту лекарственных компонентов.
Конечно, влияние новых санкций станет достаточно серьезным. Таких резких и жестких санкций не ожидал никто. Даже сами западные компании этого не ожидали, и многие из них пока не решили, продолжат ли работу в России. Для них речь идет о бизнесе, потере достаточно большого рынка. Но они не могут идти наперекор требованиям властей. Кто-то уже объявил о прекращении сотрудничества с российскими компаниями, кто-то пока выжидает. Судя по всему, возрастет стоимость логистики, стоимость продукции. Это отразится практически на всей конечной продукции в России. Будем реагировать, исходя из новых реалий.
– Насколько Ваши западные партнеры осознают масштабы своих издержек в связи с санкциями?
– Приведу пример, не связанный с нынешней ситуацией. Есть российские государственные организации, которые находятся под санкциями США. И мы как поставщики оборудования американских компаний не имеем права поставлять им оборудование. Если мы станем поставлять им оборудование, то лишимся возможности дистрибуции. Но при этом для самих этих производителей Россия – огромный рынок. Несмотря на это, они всячески избегают поставок, потому что американское государство наложит на них штрафы на несоразмерную сумму. В настоящее время эти компании оценивают риски. Речь для них идет о колоссальной потере прибыли, но штрафы, которые им могут выставить власти, многократно превысят возможные убытки. В нынешних условиях участники рынка задумаются об альтернативных путях взаимодействия. Но прогнозировать что-либо сегодня крайне сложно.
– Вы сказали, что создавали свою компанию совместно с супругой. Какова ее сфера ответственности в компании?
– Достаточно долгое время компания состояла из 3 человек. Я занимался поиском клиентов, Мария, моя супруга, осуществляла весь процесс реализации поставок, отвечала за логистику. Когда у нас появился офис, сотрудники, она выстраивала цепочку снабжения, работу отдела логистики. Сегодня мы вместе занимаемся стратегическими вопросами, определяем векторы развития компании.
– Как Вы оцениваете сегодняшнее экономическое положение в Армении? Успехи в промышленной сфере есть?
– Я могу говорить об этом только как частное лицо, как человек, который бывает в Армении один-два раза в год. Ситуация в промышленности Армении, на мой взгляд, достаточно плачевная. Плачевная ситуация практически во всех отраслях экономики. Но определенные подвижки в ряде областей наблюдаются.
– Каких?
– В сельском хозяйстве, туристической сфере. Но мы хотим видеть Армению высокотехнологичной страной, где работают предприятия ведущих IТ-компаний. Думаю, что сегодня для Армении открылось окно возможностей. Армения может помочь России в плане обеспечения всеми запрещенными Западом к поставкам товарами , наладить производство этих товаров непосредственно в республике. Думаю, Россия в этом заинтересована.
Армения и Белоруссия – ближайшие союзники России. И все вложения и инвестиции, которые Россия как государство или российские бизнесмены осуществляют в Армению, защищены государственными гарантиями. Несмотря на отсутствие выхода к морю, Армения располагает оптимальными логистическими путями. Армения имеет конструктивные отношения с Грузией. Через порт Поти давно осуществляются поставки в республику.
Сегодня можно позитивно оценивать перспективы экономического развития Армении, всех отраслей промышленности республики. Нужно привлекать армян из диаспоры, инвесторов. Это важная задача руководства Армении. Своими силами справиться с экономической ситуацией Армении довольно сложно. Эта задача требует комплексного подхода. Нужно уделять внимание образованию, разрабатывать механизмы стимулирования экономики. И для некоторых отраслей они уже имеются. Необходимо их тиражировать и на другие отрасли, а не только на IТ-сферу.
За последнее время наблюдается бум запросов от различных предприятий Украины, Белоруссии и России для переезда в Армению. И Армения должна правильно выстроить работу с ними.
– Насколько, по Вашему мнению, сегодняшнее руководство Армении готово создать в республике благоприятный инвестиционный климат?
– Я руководствуюсь в своей деятельности следующим подходом: как в бизнесе, так и в политике нет конкретных людей, есть определенные функции. Человек, занимающий какую-то должность – это всего лишь функция с определенным набором обязанностей. И он исполняет свои функции либо хорошо, либо плохо. И когда человек свои функции не выполняет, он должен быть заменен. Если люди, занимающие определенные должности в Армении, не могут справиться с ситуацией, не в состоянии оперативно принимать решения, они должны быть заменены на более компетентных. В Армении не та ситуация, чтобы допускать ошибки, на исправление которых потребуются десятилетия.
– Ваша компания планирует выйти на армянский рынок?
– Мы рассматриваем возможность открыть в Армении филиал.
– Какой Вам видится Армения в ближайшем будущем?
– Дайте мне точку опоры – и я переверну землю, сказал Архимед. Перефразирую эти слова: дайте мне миллиард – и я переверну Армению. Конечно, сегодня Армении нужны инвестиции. Республика небольшая, людей мало, нужны специалисты, необходимо привлекать людей из диаспоры, создавать условия для их возвращения. Можно перенять опыт Израиля, изучить, как и на каких условиях люди из мировой диаспоры переезжают в Израиль. Почему бы не разработать аналогичную программу в Армении? На это нужны средства, гарантии, субсидии. На мой взгляд, при правильном планировании лет за 15–20 Армения может стать таким государством, как Израиль. Задача вполне осуществимая. Нужны воля, желание и, конечно, знания. Требуются специалисты мирового класса, причем во всем сферах.
– Расскажите о Вашем журнале «Химический эксперт».
– Мы занимаемся вопросами малотоннажной химии и фармацевтики. И в определенный момент решили донести до участников отрасли наш взгляд, наши идеи, поделиться с партнерами и клиентами мыслями. Журнал существует с лета прошлого года. На его страницах участники рынка рассказывают о своих успехах, проблемах, путях их решения.
Мы организовали также дискуссионный клуб «Костандов», назвав его в честь министра химической промышленности СССР Леонида Аркадьевича Костандова, человека, который в советское время поднял всю химическую отрасль страны. В формате клуба собираются лидеры химической и фармацевтической отраслей, науки и регуляторов. Обсуждаем текущие вопросы, находим точки взаимодействия. На мой взгляд, работа экспертного сообщества – важнейший фактор роста экономики. Программы развития администраторами не разрабатываются. Программы развития должны разрабатываться с учетом мнения экспертного сообщества.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Я желаю всем наблюдать за успехами Армении и читать о них на страницах Вашей газеты. Радоваться фотографиям новых предприятий, отелей, дорог, аэропортов.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии