Патриот – тот, кто разделяет боль и радость своей Родины
Красота – важнейшая составляющая человеческого сознания. Она затрагивает как внешнюю форму бытия, так и все струны души, самой важной из которых является память. Память о прошлом, память о вечном.
Каждый народ живет памятью о былом, она формирует его настоящее и будущее. Память армян полна гордости, величия, славы, а также горечи и скорби, глубокого сострадания к погибшим за свою веру, за право оставаться собой. Трудные времена порождают сильных духом. Сильные духом несут последующим поколениям историческую правду и понимание жизни. Мы, их потомки, продолжаем историю великой Армении.
Наш сегодняшний рассказ посвящен человеку, чья жизнь – долгое путешествие по миру в поисках армян по всему земному шару.
Ашот Гемиджян – моряк, много лет провел в море и на каждом берегу, к которому причаливал, искал и находил армян. Ашот Гемиджян родился и вырос в Батуми в большой и дружной семье. На холмах Грузии семья Гемиджян обосновалась с конца XIX века. Дедушка семейства переехал сюда из Западной Армении еще до событий 1915 года. Бабушка Ашота родилась в Трабзоне и оказалась в этих краях после геноцида. В их семье родились трое детей: Амбарцум, Акоп и Римма.
Отец Ашота Гемиджяна был известным и уважаемым в городе человеком. Он много лет работал на музыкально-хореографическом комбинате Батуми, где изготавливали костюмы, обувь и украшения для участников ансамблей национальных песен и танцев народов Кавказа и Закавказья. Вместе с отцом Ашот Акопович 12 лет работал в цехе, где делал бутафорские кинжалы, сабли и ножи, используемые в танцах. Так родилась в его душе любовь к тонкому и изящному искусству, которое можно сотворить руками.
В Сочи Ашот Акопович оказался по воле счастливого стечения обстоятельств. Он приехал на свадьбу троюродного брата и на празднике встретил свою будущую супругу Риту. «Меня как магнитом тянуло к этой земле, я стал приезжать все чаще и чаще, сначала на выходные, потом в любое свободное время, а уже после женитьбы окончательно перебрался в Адлер», – рассказывает Ашот Гемиджян.
«Армянская галерея Ашота Гемиджяна» – любимое детище Ашота Акоповича. Проектируя и строя свой дом в Сочи, Ашот Акопович предусмотрел помещение для галереи. За годы службы на флоте он встретился с огромным количеством армян. Самые значимые и теплые встречи запечатлены в фотографиях, развешанных на стенах галереи. Ашот Акопович годами хранил фото, газетные вырезки, документальные заметки об этих встречах в многочисленных папках, потому что знал, что настанет день, когда сможет представить свои архивы людям. Так родилась идея создания галереи.
«Галерея – мой кислород, – говорит Ашот Акопович. – Я работаю здесь днями и ночами». Экспозиция домашнего музея на улице Святогорская, 72 включает информацию о самых знаменитых, талантливых и выдающихся сынах и дочерях армянского народа. Это герои войн, исторические личности, космонавты, ученые, поэты, писатели, певцы, скульпторы, композиторы, бизнесмены, спортсмены, политические деятели.
Жизненный путь Ашота Гемиджяна – это путешествие к себе, возвращение к Родине через встречи с соотечественниками. С особым трепетом Ашот Акопович вспоминает знакомство с армянской четой в Мозамбике. Крупнейший порт индийского океана в столице Мапуту принял судно Ашота Акоповича на несколько дней. Местные жители в порту сказали, что армян в городе нет, но есть русские. Моряки привели Ашота Гемиджяна в русский ресторан и познакомили с хозяином – Иваном. Тот сказал, что в Мозамбике армяне все же есть и он поможет встретиться с ними. Уже через час состоялось знакомство с армянской семьей. Торник и его супруга Жанетта пришли познакомиться с Ашотом Акоповичем, пригласили его в гости, а затем с ответным визитом с разрешения капитана посетили корабль, на котором служил Ашот Акопович. «Ашот и в Мозамбике нашел армян», – шутили сослуживцы.
Еще одна важная географическая точка в памяти Ашота Гемиджяна – Сингапур. На берегу этого гостеприимного края Ашот Акопович встретил своих соотечественников, которые внесли свой вклад в историю и развитие города-государства – строительство отеля Raffles, издание газеты the Straits Times и даже создание национального цветка Сингапура – Ванды мисс Джоаким, изобретенного ученой-садоводом армянского происхождения Агнес Джоаким (Ашхен Овакимян). Армянская улица и сегодня есть в Сингапуре, она примыкает к территории армянской церкви. С ее хранителями Элен и Джоном Метоз Ашот Акопович долгое время сохранял дружеские отношения. В знак этой дружбы в один из своих визитов в Сингапур Ашот Гемиджян подарил попечителям церкви картину с изображением спортивного комплекса Цицернакаберд в Ереване, чеканный кинжал и армянский флаг в миниатюре.
«Вклад армян в цивилизацию несоизмеримо велик по сравнению с их численностью», – писал профессор Лэнг. Каждый из нас продолжает вносить свою лепту в мировое армянское наследие.
Ежегодно 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян в Османской империи, Ашот Гемиджян, потомок армян, спасшихся от резни, считает своим личным долгом проводить пикет с требованием признать геноцид армян. В каком бы порту ни находилось его судно, Ашот Акопович прикреплял к корме армянский флаг и рассказывающий об этом преступлении против человечества плакат. Если Ашот Акопович отмечал эту скорбную дату на суше, он вывешивал на заборе своего дома флаги государств, признавших и осудивших геноцид армянского народа в Турции.
Мы завершили беседу с Ашотом Гемиджяном просьбой обратиться с напутствием к молодому поколению. «Где бы ты ни оказался волею судьбы, среди какого бы народа ты ни жил, помни, что ты армянин, – сказал он. – Патриот – тот, кто разделяет боль и радость своей Родины независимо от местонахождения».
Лиана Габрелян, Сочи
Оставьте свои комментарии