Россия исправляет ошибки далекого прошлого
События на Украине по обе стороны конфликта чаще всего интерпретируются спекулятивно, в зависимости от тех интересов, которые ближе интерпретаторам, либо в лучшем случае на эмоциях. На этом фоне особенно остро ощущается нехватка государственного, стратегического мышления прежде всего у лидеров государств, у которых такое мышление по определению должно быть по статусу. И в силу отсутствия данного качества, а также, увы, должной эрудиции они не видят совершенно очевидных процессов.
Я имею в виду процесс объединения территорий бывшего СССР и Российской империи в единое евразийское пространство. Процесс этот объективный и не зависит от приписываемого президенту РФ желания воссоздать СССР. Впрочем, точно так же, как не зависит происходящее от стремления англосаксов изо всех сил помешать этому процессу.
Более того, данный процесс объединения Евразии подготовлен всем прежним ходом истории. Наивно полагать, что усилия правителей тюркского каганата, ордынцев, русских царей и, наконец, большевиков были обу-
словлены исключительно волей отдельных правителей или какими-то закулисными интригами. У истории есть свои законы, и оспаривать их бесполезно, потому что в самой природе человека заложено стремление к взаимодействию с другими людьми. Без этого взаимодействия не было бы ни общества, ни культуры, ни нашей современной цивилизации. И вот когда наша цивилизация вышла на совершенно новый уровень развития, известный как глобализация, или, если кому-то больше нравится, универсализация, отчаянный писк о недопустимости возрождения СССР в том или ином варианте выглядит совершенно глупо и беспомощно. Прежде всего потому, что воссоздание единого государства на постсоветском пространстве является неотъемлемым условием возрождения Великого шелкового пути в его новой редакции, а без единства бывших советских республик это невозможно по определению.
Возрождение ВШП нужно всем: Китаю, России, Европе, всему миру. Но тут два главных вопроса, которые и являются причиной как глобального противостояния между Россией и Китаем с одной стороны и коллективного Запада – с другой.
Первый вопрос – кто возглавит этот процесс, и второй – кто станет главным акционером данного предприятия. Англосаксы – Британия, США и примкнувшие к ним Канада и Австралия руководствуются в данном случае своими имперскими амбициями, вообразив себя наследниками и продолжателями Британской империи. Как показывают события последних недель, англосаксы явно не рассчитали своих возможностей и тандем России и Китая им явно не свалить. Что уж тут говорить о Турции, этой вечно голодной сторожевой собаке западных интересов в Евразии. Ни британцы, чей поезд давно ушел, ни американцы, потому что они далеко и их бумажный станок не всесилен, явно не подходят ни на роль организатора ВШП, ни на роль его главного акционера. Что уж тут говорить о нищей Турции, претендующей на Великий Туран, но объективно – ей бы самой не развалиться.
В обозримом будущем я вижу формирование единого евразийского государства на основе союза не только Китая и России, но также тесного взаимодействия между Россией и Германией. Перед Россией, как всегда, встанет непростая задача – вытеснить наконец из Германии англосаксонских оккупантов, чтобы германцы могли свободно развивать свою экономику и культуру.
Но пока перед Россией стоит гораздо более конкретная задача – воссоединение с Украиной. Здесь нелишним будет напомнить, что без России современная Украина никогда бы не увидела в своем составе ни Галиции, ни Волыни, ни даже Херсона с Днепропетровском. И вхождение в состав Украины всех этих земель оплачено прежде всего русской кровью. Более того, Россия всегда была и остается гарантом территориальной целостности Украины. Как показывают события последних дней, от Украины не прочь отделиться венгерские анклавы на западе бывшей советской республики. А кроме венгров, на Украине компактно проживают русины, румыны, гагаузы. Между конфликтом на Украине и стремлением венгров и русинов отделиться от Украины прослеживается явная связь. Повторю, Россия всегда была и остается гарантом территориальной целостности Украины.
Многое было сделано не только за последние годы, но и в течение столетий для того, чтобы оторвать Украину от России. Тут и покойная Австро-Венгерская монархия постаралась, и амбициозная Польша, и американские доброхоты. Но эта стратегия обречена на провал, и история тому свидетель. Было время, когда и Тверь всячески противилась власти Москвы, и новгородцы считали себя отдельным народом. Фактически сейчас Россия исправляет ошибки далекого прошлого, окончательно рушит удельную систему, которую пытались возродить разворовавшие советское наследие выскочки с периферии.
Но как все эти события связаны с Арменией? Связь здесь очевидная, поскольку выживание армянской, да и грузинской государственности, а в более широком смысле – христианской цивилизации в Передней Азии во многом зависит от того, насколько правильно эти народы Закавказья выберут себе союзников. Кстати, многие беды сегодняшней Украины проистекают как раз от неумения правильно выбирать себе союзников и от отсутствия у украинских элит умения видеть дальше собственных сиюминутных интересов. И те, кто вел Украину к союзу с гитлеровской Германией, а теперь – к союзу с США, может, успешно доживут до глубокой старости. Но вот Украине все это будет стоить слишком дорого.
На мой взгляд, нынешнее сближение Армении с Турцией, этим перманентным банкротом, может иметь для Армении весьма серьезные последствия, и здесь мы возвращаемся как раз к вопросу о государственном мышлении. Конечно, сиюминутные экономические выгоды требуют немедленно с турками и азербайджанцами договориться. Но в долгосрочной перспективе, и это мое личное мнение, Армении необходимо координировать свои действия прежде всего с Россией и Китаем. Причем эти действия должны преследовать в первую очередь возвращение в состав Армении Карабаха, Нахиджевана и отторгнутых у Армении в годы геноцида западноармянских земель.
Сказка? Как сказал Герцль, если вы захотите, это не будет сказкой. Это станет реальностью, если у Армении будут прежде всего современная армия и эффективная дипломатия. Для чего нужна современная армия, я думаю, объяснять нет смысла. Мы должны показать России, что в качестве ее главного союзника в регионе мы можем успешно решать все возникающие проблемы самостоятельно. С другой стороны, первостепенная задача армянской дипломатии заключается в том, чтобы убедить своего стратегического союзника Россию в том, что территориальные, людские и все прочие потери Армении – это в такой же степени и потери самой России. Потому что не только сегодня, но и в обозримой перспективе без Армении Россия лишится не только влияния в Закавказье, но и откроет туркам и стоящему за ними коллективному Западу путь на Волгу. Не думаю, что в интересах России возвращаться в 1942 год.
На сегодняшний день Армения – маленькая страна, но тем не менее имеющая жизненно важное значение для России.
С другой стороны, я очень надеюсь, что армянский истеблишмент осознает тот факт, что в том или ином виде, но Великий шелковый путь будет возрожден. Вопрос только в форме – будет ли это действительно аналог Великого шелкового пути, который на взаимовыгодной основе объединит всю Евразию, или это будет Великий Туран, управляемый Североатлантическим блоком.
Думаю, что в случае успеха Турана у Армении и Грузии перспективы окажутся очень мрачными. Никто на Западе Армению защищать не будет, и вторая Карабахская война тому подтверждение. Более того, едва ли Турция и Азербайджан обладали бы сегодня самыми современными вооружениями без помощи прежде всего США и Британии. Израиль в оснащении турок новейшими вооружениями был всего лишь подставным лицом или в лучшем случае транзитом. Современная военная мощь Турции однозначно является заслугой прежде всего США и Британии, которые, не задумываясь, пожертвуют Арменией, если речь идет о том, чтобы хотя бы как-то напакостить России.
Так что от правильного выбора союзника зависит очень и очень многое во все времена.
Владимир Ружанский, историк, Ереван
Оставьте свои комментарии