Единоверцы в беде не оставят
Регулярное чтение Священного Писания, святоотеческих книг (Макарий Великий, Ефрем и Исаак Сирийские, авва Дорофей и Иоанн Лествичник, Иоанн Златоуст и ему равный святитель Русской Церкви Тихон Задонский и другие) – это чтение нелегкое, это трудный самоанализ, но получаешь утешение и радость от чтения-беседы. Хотя, читая таких высоких духом авторов, мы все равно падаем и восстаем и надежду на свое спасение, детей, близких, родины возлагаем на Господа Иисуса Христа, Его святых и на наши посильные труды в следовании их жизненным примерам.
На этом пути встречаются и трудности, и к нам могут относиться слова из Евангелия от Матфея 10.36: «И враги человеку – домашние его». В нашем случае это проявляется и в холодности к этим замыслам среди соотечественников – обучать детей на основе принятых нашими отцами истин о важности изучения с детства Священного Писания, псалмов, молитв, духовных песнопений, стихов и произведений для возделывания сада детской души. Такие чтения нужны и взрослым. Такие собрания, как и церковные службы, есть духовные встречи для взаимной радости, прославления спасающего и объединяющего нас в любви Господа и верных служителей Его, слушание Его слов, или, как удачно назвал литургию один автор, «трапеза любви». За время службы человек может скинуть с себя груз тяжелых дум, самодисциплинироваться и одухотвориться. Но к литургии и причастию нужна и домашняя подготовка: чтение, пост, молитвенные правила. Вот этого нам не хватает для единства. Думаю, Месроп Маштоц и другие наши святые поддержали бы эти устремления.
Тема народного просвещения и самого главного – истинного христианского служения обществу жизненно важна. Здесь действуют не словами, а делами, примером самоотверженной любви. Но такой любви и святости можно достичь в отречении от мира с его пристрастиями, в нестяжательности, в послушании духовным наставникам и самоотречении. Такие делания свойственны и в миру, но больших плодов достигают в монашеском подвиге. Почему издревле христианские народы считали этот подвиг важным. В Армянской Церкви, по моему ощущению, сейчас с этим проблемы. Я не касаюсь других Церквей, как и недостатки своих детей я вижу и пытаюсь исправлять, а чужих детей я не трогаю, хотя, думаю, и у них есть несовершенства. Использование опыта всей полноты Церкви в армянском духовном просвещении, педагогике решается в основном духовными властями. Светские власти влияют на программу обучения духовным предметам в светской образовательной системе. Взгляды на духовное воспитание, методы и программы являются вопросом дискуссий, и здесь нужно дать справедливое место трудам и мнению наших предков-соотечественников.
Если бы мы дали правильную оценку тому, что нужно в первую очередь – как можно больше денег заработать или душу свою спасать, не впасть в ров греховной погибели, – то Господь бы нам не дал испить такую горькую чашу бед наших народных. Но Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6).
Сравнивая пути Грузинской Церкви, мы видим, что они пришли к православию. В Армении по историческим обстоятельствам существует независимая Церковь, но многочисленные армяне являются прихожанами католической, православной и протестантской церквей. Отрадно, что даже при политических непониманиях в Грузии в церковной сфере существует евхаристическое общение, признание и почитание святых. В России почитают святых Грузии, в том числе современных – Гавриила Ургебадзе, святого XX века, который в середине века растаптывал изображение почитаемого идола-дьявола, а в Грузии почитают, помимо своих святых, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и весь сонм православных святых. Если Армянская Церковь им не воздает должного почитания – это несправедливо, народ российский молитвами и подвигами этих и других святых мужей объединялся, крепчал и одолевал поработителей грузин и армян.
В выстраивании дружеских межгосударственных отношений надеяться только на политическую власть опрометчиво. Если русский православный народ будет видеть любовь и преданность к своим святыням, то он единоверных в беде не оставит. Лично я бы призвал народ, духовные и светские власти Армении, Арцаха, а также диаспору обсудить вопрос духовного пути Армении.
Если неверные ориентиры приведут вместо консолидации к разобщению, а духовное нерадение – к погибели душ подрастающего поколения, то наши правильные решения, ориентиры и деятельность при помощи Божией будут содействовать, чтоб мы и наши дети были духовно образованными, дружными, любящими.
Для этого нужны и творческие, духовные поиски, труды, молитвы, чтение…
Учись прощать…
Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний
в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать,
когда душа обижена,
И сердце, словно чаша
горьких слез,
И кажется, что доброта
вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать,
прощать не только словом,
Но всей душой,
всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать.
В прощенье радость скрыта.
Великодушье лечит,
как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать,
чтоб ты был прощен сам.
Хорен Аванесян, Орел
Оставьте свои комментарии