№6 (350) июнь 2022 г.

В Москве в издательстве «Перо» вышел в свет альбом Левона Осепяна «Армянский мир в фотопортретах Левона Осепяна»

Просмотров: 2841

Левон Осепян о своей работе сказал так:

– Представляя нашим читателям этот альбом, хотел бы отметить, что я задумывался об этой теме давно, более того, с Рубеном Мелконяном, известным московским армянским общественником, мы собирались издать большой альбом про армянскую Москву, но его преждевременный уход из жизни помешал осуществлению этой идеи. Уже более 10 лет работаю над созданием портретов деятелей культуры (писателей, художников, скульпторов, музыкантов, певцов), общественных деятелей, историков, ученых… и не только в России и Армении. Отснят большой материал в разных странах мира. В данный проект вошли портреты наших современников-москвичей и некоторых других наших соотечественников, ныне живущих в Ереване и в других городах мира, которые когда-то проживали в Москве и успели кое-что сделать и для Москвы, и для армянского сообщества в ней и в самой Армении. Важным мне кажется и то, что в этом альбоме представлены не только известные творческие люди и общественные деятели, но пока что не очень известные, но очень талантливые армяне-москвичи. Не забыли мы и о наших друзьях – друзьях армянского народа. Принцип формирования альбома очень прост: в него попали портреты тех людей, с которыми автор знаком и ценит их творчество или общественную деятельность, а портреты их представляют художественный интерес. Кроме того, я старался снимать не объекты, а образы. И при этом нестандартно… Насколько мне удалось воплотить эти принципы в данном альбоме, судить вам, мои дорогие читатели и почитатели моего фототворчества…

Фотокамера как магический кристалл

Слово «альбом» вошло в обиход и культуру еще у древних римлян, а уже в Средние века понятие альбома включило в себя и т.н. «родословные книги», составлявшиеся учеными и художниками для записывания сведений и событий на память о замечательных людях. Традиция рукописных альбомов, пришедшая в Россию из Франции и Германии во второй половине XVIII века, стала известным явлением русской дворянской жизни. В начале XIX века русская альбомная культура переживала свой расцвет. Дядя А.С. Пушкина В.Л. Пушкин, один из творцов альбомной культуры, очень точно назвал альбом «памятником души». В наши дни традиция составления альбомов охватывает самые разные темы, но памятью души становятся прежде всего фотоальбомы, особенно если это портреты, сделанные тонким и умным мастером.

Левон Оганесович Осепян, человек уникального философского и многомерного чувства Жизни, сделал за свою жизнь очень много. Сухие строчки биографии могут служить лишь вехами его пути, по которому Левона вели его Душа и Дух. Именно так, с большой буквы, понимая, что он сделал и делает для людей и общества в поле чистой Культуры и Гуманизма. Личность Левона Осепяна, совершенно по Бердяеву, «есть не субстанция, а творческий акт». Вот через его творения в видимом материальном пространстве и предстает его способность если не сделать этот мир лучше, об осознании чего он сожалел в своей молодости, то однозначно в меру своих сил и умений не дать возможности Культуре разрушиться под гнетом вызовов и страстей современной цивилизации, закат которой, по Шпенглеру, уже начался. То есть своими деяниями Левон Осепян уверенно транслирует нам надежду на закономерное сохранение Культуры и ее ренессанс.

Особенно это важно в наши дни слома привычной за многие десятилетия модели человеческого существования. Левон живет и действует, давая нам веру в гуманизм, держит собой эту веру, как мифологический Атлант, чтобы не дать потерять людям божественную мудрость изначальной гармонии человека и мира.

У нас в руках альбом работ Левона Осепяна, фотопортреты наших современников. Для фотокамеры – это объекты, для Левона – безусловные субъекты Вселенной. Для автора было большим искушением сделать выбор среди огромного количества людей, которых он знает лично и глубоко, обязательно уважает и понимает как достойных представителей современного общества, осознавая их значимость как для современной культуры, так и для перспективы развития истинных человеческих ценностей.

Невозможно объять необъятное, отсюда выбор темы как части этого мира. Это Москва, город, где вместе с ним живут или жили все его герои, и одна ее часть – армяне, как и сам Левон. Фокус, кажется, невелик, но ценность его не в размерах, а в значимости достижений самих героев портретов. Знакомясь с биографией каждого, поражаешься тому, сколь много они создали в этой жизни, и понимаешь, что каждый из них нашел себя и свое предназначение, через которое отдает в мир самую лучшую часть себя, ради чего он и пришел на эту землю. Культуру в общем философском определении понимают как практическую реализацию общечеловеческих и духовных ценностей. Люди, представленные на портретах Левона Осепяна, проявляют себя в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Это представители литературы, искусства, медицины, спорта, юриспруденции, экономики, общественных и естественных наук, причем почти каждый воплощает себя в нескольких, порой, кажется, не совмещающихся между собой областях. Талант каждого пульсирует и выплескивается в жизнь неудержимо и плодотворно, изменяя окружающую его среду, как и самого творца. Все время движение Духа вперед и вверх.

Как можно передать движение в статичном изображении фотоснимка?! Мы смотрим на фотографии в альбоме и понимаем, что автор делает именно это! Мы чувствуем каждого человека, как будто он здесь и сейчас общается с нами, забывая о самом авторе и его технике, а заодно и о времени, отделяющем нас от героя в момент, пойманный Левоном где-то в пространстве.

Фотокамера Левона Осепяна, без сомнения, является современным магическим кристаллом в его руках, а сам он является настоящим магом, заговаривающим сиюминутность, совершенно не задумываясь о природе своего Дара. И, вглядываясь в портреты, сделанные им, никто даже не подумает усомниться, что Дар этот светлый, от него идет тепло, понимание, доброта и – восхищение. Целая череда лиц, разные позы, выражение глаз, положение рук, поворот головы – и каждый излучает свою энергетику как человек и творец.

Эта энергетика с фотографии ощущается большей, чем от возможной случайной встречи. В общении человеку надо еще раскрыться, а со снимков Левона на нас смотрят люди, которых мы будто уже хорошо знаем. В быту мы сами часто смотрим на свои только что сделанные фото с некоторым недоумением, будто встречаем человека, которого должны совместить с собой самоощущаемым. Чаще всего случается первая реакция – отторжение, я не такой! Наверное, психологи могут объяснить этот эффект. У фотопортретов работы Осепяна этот эффект случается как исключение, подтверждающее его личное правило – «меня ТАК никто никогда еще не фотографировал»… И резюме – какой прекрасный снимок! А остальные, которые исключение, приходят к этому же выводу по прошествии совсем небольшого времени. И что есть всегда – получив в руки свое фото от Левона, никто и никогда больше с этим фото не расстается, смотрит – и приходит к человеку непривычное понимание самого себя как Личности, много большей, нежели та, к которой сам привык, как себя вот здесь – настоящего.

Можно попытаться дать объяснение этому эффекту – талант фотографа, удачно схваченный момент, магия, наконец. Но секрет в том, что Левон никогда не делает портреты парадными, рассчитанными на впечатление, на эффект. Он просто видит гораздо больше, чем на то способен обычный взгляд.

Фотопортреты Осепяна можно воспринимать как Знаки момента, уже принадлежащего Времени. Смотрит на них человек – и появляется чувство, что он проживает сразу две жизни: свою сейчас и свою ту, что показал ему Левон. И эту вторую автор снимка просто дарит запечатленному им человеку, точно зная, что жизнь не ограничивается известным числом измерений, установленных наукой. Пути героев фото пересеклись однажды с Левоном Осепяном не просто так, но по предопределенности свыше. Каждый делает в бытии свое, но значение его дел не сиюминутно, а имеет предписанную ему цель. Левон принадлежит Вселенной и своим искусством эту Вселенную расширяет, объясняя героям фотопортретов, что и они тоже в этот процесс вовлечены необратимо.

Левон сводит фотографии в один альбом как гармоничное представление своей миссии соединения людей между собой и с универсумом. Обозначение географической и национальной принадлежности в этом альбоме для него не более чем один из примеров этой миссии, как доказательство синкретизма Человека и Жизни. Авангардист-эстетик В. Климов писал, что синкретизм – это состояние тотального нераспадения, мы можем продолжить – нераспадения человека и Вселенной, что и является гуманистической целью культуры. Выдающийся русский лингвист Д.Н. Ушаков трактовал понятие гуманизма как просвещенное человеколюбие. Эта мысль является абсолютно точным определением основы работ Левона Осепяна, очередное подтверждение которой мы получили в его новом альбоме, что, безусловно, найдет подтверждение и в его дальнейшем творчестве.

Наталия Кузнецова

Автор благодарит Ара Хачатуровича Петросяна (Ереван), Георгия Суреновича Захаряна (Москва), Армянское культурно-просветительское общество «Арарат» за финансовую поддержку в издании этой книги.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты