№6 (350) июнь 2022 г.

Наследие Комитаса на все времена

Просмотров: 799

22 мая 2022 года в Музее русской иконы в Москве состоялся концерт, посвященный армянскому композитору Комитасу

Организатором концерта выступило независимое творческое объединение «Крунк», художественным руководителем которого является Эрнест Алавердян, лауреат Международной премии им. Бориса Чайковского, лауреат международного фестиваля современного искусства Magnus opum, солист камерного оркестра «Академия Русской музыки», учащийся МГК им. П.И. Чайковского по классу кларнета.

– Сегодня будет звучать музыка Комитаса (Согомон Геворкович Согомонян) – композитора и хормейстера, этнографа и педагога, монаха, – сказал в своем приветственном слове Эрнест Алавердян. – Своей целью композитор ставил не просто коллекционирование армянских мелодий, а прежде всего их возрождение в своем изначальном виде. Уникальность Комитаса в том, что во всех его обработках, а точнее было бы сказать, преображениях музыкальный первоисточник предстает в первозданной поэтической красоте. Композитор оставил после себя поистине колоссальное наследие, несмотря на то, что многие произведения Комитаса были уничтожены. Но сохранились 14 томов академического и этнографического наследия композитора.

В концертной программе были представлены камерно-инструментальные и вокальные сочинения Комитаса. Прозвучали произведения «Весна пришла», «Идет, сверкает мой возлюбленный», «Горы!» Четыре лирические песни исполнила солистка Екатерина Абгарян. Аккомпанировал ей на фортепиано Эрнест Алавердян.

В 1906 году Комитас создал и сам впервые исполнил «Цикл из 6 танцев для фортепиано». «Все, что выражается в танце, подчинено законам такта, ритма и мелодии», – писал Вардапет Комитас. – Сообразно темпераменту и культуре каждого народа ритм и мелодия составляют душу танца, выливаются в ту или иную форму».

Позже композитор сочинил еще один. 7 танцев – произведений, осмысленных Комитасом как одухотворенные молитвословия и воплощенных с феноменальной живописно-пластической изысканностью – исполняются крупнейшими музыкантами на лучших сценах мира наряду с сочинениями Баха и Моцарта. Примечательно, что вместе с названием каждой пьесы Комитас дает и название исторической местности, т.е. малой родины танца.

– Цикл пьес «7 танцев для фортепиано» в исполнении Дмитрия Коростелева был представлен в оригинальной авторской редакции, – отметил Эрнест Алавердян. – Стиль Комитаса сочетает поэтическую изысканность и глубину, монашескую строгость и целомудрие. Во все времена сочетать подобное могли немногие, главным образом те, для кого искусство воплощает движение из времени в вечность.

Струнный квартет в составе лауреатов международных конкурсов и премий сыграл 8 струнных миниатюр на тему народных песен в переложении С. Асламазяна: «Ой, Назан», «Песня Куропаточки», «Алый платочек», «Милая Шогер», «Праздничная», «Шествуй!», «Стройна, как чинара» и «Эчмиадзинский танец». В составе квартета – музыканты-виртуозы: Искандер Ахмедов (1-я скрипка), Тигран Акопян (2-я скрипка), Тимофей Камалов (альт) и Никита Махов (виолончель).

В заключение концерта Екатерина Абгарян исполнила гимны армянской души и армянского духа «Дайте прохлады, милые горы» и «Крунк» («Журавль»). Прозвучавшие произведения вызвали шквал аплодисментов. Публика, состоявшая преимущественно из русских зрителей, смогла в полной мере оценить красоту армянской народной музыки в обработке Комитаса.

Своими впечатлениями от концерта поделилась Светлана: «О концерте я узнала на сайте музея, проект мне показался очень интересным. Армения была и остается нашим братским народом, поэтому очень приятно, когда проводятся подобного рода культурные мероприятия, которые нас сближают».

– Этот концерт – итог наших долгих трудов, – подчеркнул Эрнест Алавердян. – Идея родилась давно. В России нет ни одного русско-армянского творческого объединения, которое бы давало концерты на постоянной основе, и мы хотим это исправить. Мы собрались, чтобы показать, что представляет собой армянское искусство. Музей русской иконы откликнулся на наше предложение провести такой концерт, что говорит о том, что в России армянской музыкой интересуются не только армяне. Суть стиля Комитаса мне и другим студентам открыл мой духовный наставник и учитель, профессор Московской консерватории, композитор Юрий Борисович Абдоков. Юрий Борисович читает в консерватории лекции по истории оркестровых стилей. И когда я впервые услышал там произведения варпета («мастер» – арм.), твердо решил для себя, что эта музыка должна звучать. Позже мой учитель открыл для меня «Патараг» («Божественная литургия» – арм.) Комитаса, которая, считаю, является вершиной всего армянского творчества. Теперь эта партитура стала моим путеводителем и в жизни, и в искусстве.

Эрнест Алавердян считает, что произведения Комитаса насколько просты, настолько и сложны. Они требуют не только исполнительского мастерства, но и душевной чистоты и целомудрия исполнителя. Если этого нет, то сочинение Комитаса не зазвучит.

Комитас оставил армянскому народу и всему миру огромное творческое наследие, 14 томов: более тысячи произведений фортепианной и хоровой музыки, церковную музыку, среди которой написанное на мелодии шараканов, древних армянских песнопений, сочинение «Патараг».

Музыка Комитаса объединяет, примиряет, делает лучше.

Элеонора Агабалян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля