№6 (350) июнь 2022 г.

Отомстить миру любовью

Просмотров: 4729

В колонном зале Центрального Дома Российской армии состоялся юбилейный гала-концерт к 30-летию Московского Театра имени С. Параджанова

Смерть одного из самых гениальных художников советской эпохи Сергея Параджанова стала для его родной Армении чем-то большим, чем утрата великого Мастера… Вчера еще Гонимый… вчера еще Гариб… вечная головная боль, источник постоянных проблем и неприятностей, вечно шумный и неугомонный – сегодня он был известен всему миру. И потому в этот день, в день его похорон, задерживали обычные авиарейсы, чтобы принять самолеты с делегациями, летящими со всех уголков мира! Отменив все автобусные городские маршруты, подогнали к зданию Оперы сотни машин, чтобы перевозить многотысячную толпу на кладбище. Наконец, после торжественной литургии гроб вынесли на площадь и повезли к Пантеону, где похоронены все великие деятели армянской культуры. И вдруг вся эта торжественная режиссура стала меняться. И Царские Похороны превратились в Народные. Несмотря на то, что в этот неимоверно жаркий день с неба ссыпался огонь, никто не захотел сесть в автобусы. По какому-то велению сердца, не сговариваясь и не организовываясь, народ пошел пешком, отдавая последнюю дань уважения Варпету. Так в Армении называют Мастеров… Ползли за тысячной толпой бесчисленные автобусы, но никто по-прежнему не садился в них, с истинно армянским упрямством и твердостью идя за гробом, который также никто не рискнул установить на катафалк. Сменялись одни за другими сотни подставленных плеч и рук, передающих гроб из рук в руки. Ашуги уходят в движении, в пути… Ну а дальше… дальше… В большую могилу уложили большой красивый гроб. Рядом лежало множество лопат. Но произошло снова что-то непонятное и непротокольное. Никто не притронулся к заботливо приготовленным лопатам. Что это было? Зов Сердца? Зов Земли? Стоя на коленях, все начали засыпать могилу руками, земля была горячая, сухая. Все делалось молча, без положенных в эти минуты всхлипов и рыданий. Скупо и глухо. Каменистая, опаленная зноем и политическими страстями земля Армении 25 июля 1990 года приняла в себя этого удивительного странника. Он погребен в Пантеоне гениев армянского духа, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими вечными искателями красоты и добра в человеке. Здесь его последний храм… последняя крепость… Странник снова, теперь уже навсегда вернулся в Армению… Зов далеких предков ему все ближе и ближе… И в этих смутных 90-х, еще в советском Ереване студент 4-го курса Ереванского художественно-театрального института Владимир Габбе заболел неистовой идеей создания театра, посвященного образу самого непрочтенного, непонятого, самого загадочного художника ХХ века Сергея Параджанова. И начались бесконечные круги ада по бюрократической спирали советской номенклатурной действительности. Однако одержимости молодого амбициозного студента не было преград. И дело дошло до горсовета Армении (в то время подобные решения принимало именно это высокое ведомство). На самом ответственном этапе подготовки документов по созданию в Армении нового театра произошло самое сюрреалистическое, что можно себе представить в советскую эпоху. На заседании государственной комиссии высокопоставленный чиновник горсовета вдруг восклицает: «Но позвольте, господа! Это же студент! Ему всего лишь 19 лет! Вы в своем уме? Кому мы доверяем руководство новым театром в стране?!» И тут начался «гоголевский» переполох чиновничьей элиты, среди которой прорезался вдруг неуверенный голос: «Да, студент, но ведь это он придумал этот театр! Он его автор. Так кого же мы должны избрать руководителем его же проекта?..» «Логично, – зачесал затылок председатель госкомиссии. – Но ведь у него нет даже диплома!..» «Так он скоро его получит, это один из лучших студентов Театрального института!..» И тут всем стало очевидно, что рождение театра, посвященного великому мистификатору, не могло не быть означенной им же завещанной мистификацией. И случилось невероятное. Впервые в истории Советской Армении государственная комиссия, состоящая из 24 высокопоставленных чиновников, представителей власти, единогласно принимает решение об учреждении театра и в качестве исключения и на основании многочисленных ходатайств со стороны известных деятелей культуры и искусства назначает руководителем театра студента 4-го курса Театрального института Владимира Габбе. И на радость всей продвинутой общественности Армении в 1991 году во Дворце молодежи, теперь уже легендарном «Кукурузнике», рождается Театр имени гения армянской культуры Сергея Параджанова! Ну а потом… потом тернистый путь обретения своего творческого облика, своего языка и стиля, своего места под небом, целый ряд смелых, ярких, скандально-эпатажных постановок: «Артагерс» А. Топчяна, «Фауст» Гете, «Франческа да Римини» П. Севака, «Служанки» Ж. Жене, «Персона» И. Бергмана, «Ханума» А. Цагарели и др. Потом триумфальные гастроли молодого, дерзкого, неожиданного театра на исторической сцене Таганки в Москве, уникальная встреча с Любимовым и другими мастерами российской сцены, огромный успех у столичной публики, высокая оценка со стороны московской театральной критики, а потом… потом война в Арцахе, блокада, холод и голод в Армении, невозможность творчества, страх, одиночество, духовная опустошенность… «Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моей долей от всех трудов моих... Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его... Далеко то, что было, и глубоко- глубоко: кто постигнет его?..» Сейчас, уже спустя 30 лет, очень сложно определить степень той одержимости, которая не позволила молодым Владимиру и Луизе Габбе опустить руки и предать свое детище забвению. Вопреки всему на своем пути эти два хрупких существа продолжают свою мечту-посвящение в Москве, и с 1994 года Театр им. С. Параджанова продолжает свою летопись вне исторической родины, в сердце мировых театральных процессов – Москве, но все свое творческое стремление, потенциал и опыт посвящая достойной пропаганде великого духовного наследия Мастера через удивительный мир красоты, добра, созидания и любви!.. Имя Параджанова стоит в ряду признанных мастеров мирового киноискусства: Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана, Пьера Паоло Пазолини. …Мир узнал Параджанова – кинорежиссера и художника за два года до его смерти. Прошло еще десять лет, прежде чем появилась возможность опубликовать его удивительные, написанные белыми стихами сценарии. Как Владимир Высоцкий, Параджанов мечтал дожить до времени, когда его прочтут и признают поэтом. Так же как и Высоцкий – не дожил… Он прошел через шумную толпу людей, мимо многих из нас, не сумевших понять и оценить его, ушел в вечность, как герой его «Чуда в Оденсе», одинокий и непонятый, оставляя за собой золотые следы своего искусства, которое мы, современники, только начинаем открывать. Театр, носящий имя великого мистификатора, безусловно, стал явлением в арт-пространстве Россия – Армения. За 30 лет своей деятельности театр обрел свою нишу в столице, стал не только жемчужиной культурной жизни армянской диаспоры, но и обрел своего зрителя среди искушенной московской элиты. В разные годы с театром сотрудничали такие мастера, как Юрий Любимов, Софико Чиаурели, Виталий Вульф, Василий Катанян, Инна Генс, Лариса Кадочникова, Татьяна Самойлова, Елена Камбурова и другие. Театр, основанный одним из ярких, прогрессивных деятелей культуры Владимиром Габбе, награжден самыми высокими наградами Армении и России, является обладателем престижных премий международных фестивалей. Юбилейный гала-концерт к 30-летию театра состоялся в колонном зале Центрального Дома Российской армии, где собралась почти вся творческая элита Москвы! Театр поздравили посол Армении в России Вагаршак Арутюнян, министр культуры России Ольга Любимова, председатель комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин и многие другие. В концерте в честь театра выступили Мариам Мерабова, Маргарита Позоян, Вячеслав Ольховский, Карине Асирян, зажигательный ансамбль танца «Халиси». Гости юбилея восторженно встречали основателей театра Владимира и Луизу Габбе с щемящей фразой Мастера – «Я миру отомщу любовью!» А когда время ненадолго прячет в свои складки его бесценное безумие, не утихает где-то поблизости эхо, в котором доносится зов одержимости удивительных людей – Владимира и Луизы Габбе, посвятивших свою жизнь и судьбу рождению неповторимой сказки – ТЕАТРА ПАРАДЖАНОВА.
Пусть будет эта сказка так же прекрасна, как его вдохновенный полет. Пусть не прерывается связь времен и пространств, пусть совершенное именем его тут не омрачит праздника его там, и пусть его вечный праздник по ту сторону суеты и тлена прорастет коконом, изысканным и ажурным ковчегом тайны и красоты – вечных признаков бессмертия! Ваган Анисонян
Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты