№9 (353) сентябрь 2022 г.

Взрыв в «Сурмалу» – теракт или преступная халатность?

Просмотров: 11295

Власти объявили в Армении и Арцахе двухдневный национальный траур 17–18 августа по тем, кто погиб при взрыве 14 августа в ереванском торговом центре «Сурмалу». Во всех государственных учреждениях были приспущены флаги, а к месту трагедии люди несли цветы и зажигали свечи. В храмах столичной епархии ААЦ прошла поминальная молитва за упокой душ. Свои соболезнования выразили главы многих стран ближнего и дальнего зарубежья.

К этому времени уже стало известно о 62 пострадавших и 16 погибших. Среди них беременная женщина с ребенком и работавший здесь 22-летний участник 44-дневной войны. Еще один человек числился в списке пропавших без вести. Как только весть о страшном происшествии распространилась по соцсетям, на помощь спасателям МЧС стали подтягиваться многочисленные добровольцы, первое время вручную разбиравшие завалы. Технику использовать боялись: риск случайно задеть ковшом находящихся под обломками людей был достаточно велик. Не остались в стороне Российско-Армянский центр гуманитарного реагирования и общественная военно-патриотическая организация VOMA, приступившие к ликвидации последствий техногенной катастрофы практически с первых минут. Именно техногенной, поскольку халатность, нулевой уровень безопасности и анархия в самом центре Еревана привели к трагедии подобного масштаба.

И хотя официоз сразу же объявил главной лишь одну версию – взрыв на складе примерно четырех тонн пиротехнических изделий, – тем не менее верилось в это с трудом. Мощная ударная волна, густой черный дым, сильный пожар и осевшее на глазах у очевидцев трехэтажное здание наводили совсем на другие мысли. Соответственно появились неофициальные предположения, среди которых основными можно назвать диверсию, халатность и передел олигархами собственности. В последнем случае ее выдвигали пользователи соцсетей. Особенно часто упоминался нынешний владелец «Сурмалу» Размик Захарян, приватизировавший в 1996 году Ереванский консервный завод под рынок. Рядом называлось имя его конкурента в лице провластного олигарха Хачатура Сукиасяна, якобы претендующего на лакомый земельный участок для элитных застроек в центре города.

Учитывая, что становление их бизнесов проходило в «лихие» 90-е, когда отжать понравившийся кусок считалось классикой, то версия имеет право на существование. Но в сегодняшних реалиях вновь приближенный к власти Сукиасян вряд ли использовал бы старые методы отъема чужой собственности. При своих нынешних возможностях в плутократическом государстве он мог бы сделать это более цивилизованно и, что называется, одним росчерком пера. Например, за обнаруженные инспекцией градостроительства, технической и пожарной безопасности еще в марте прошлого года десятки нарушений, которые так и не были устранены к моменту взрыва.

Несмотря на современный титул «торговый центр», «Сурмалу» по-прежнему оставался оптово-розничной базой, прозванной городским фольклором бомжатником за тесноту, неухоженность и провинциализм. По некоторым данным, его владелец Размик Захарян входит в десятку крупнейших налогоплательщиков Армении, однако за все эти годы финансово так и не обеспечил элементарные нормы безопасности, необходимые на таких объектах. Между тем еще до заключения комиссии по расследованию причин взрыва премьер Никол Пашинян в ходе заседания кабмина РА озвучил собственное предположение: «Просмотрел видеозаписи взрыва в ТЦ «Сурмалу». По дыму и бегущим людям считаю, что теракта там не было». Его мнение поддержал председатель Следственного комитета РА, небезызвестный Аргишти Кярамян, также отметивший, что среди рассматриваемых версий какие-либо фактические данные о террористическом акте или другом умышленном преступлении полностью отсутствуют. «Доказательства в рамках уголовного дела больше свидетельствуют о преступлении, имеющем место по неосторожности», – отметил Кярамян, некогда краткосрочно возглавлявший Службу национальной безопасности Армении. Соответственно Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статьям 357 и 358 УК РА за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, из чего следует, что главенствующей осталась все-таки версия о нарушении правил техники безопасности.

Поспешность, с которой власти на глазок до всех экспертиз озвучили причину взрыва и назначили «стрелочника», а карманные медиаресурсы растиражировали вердикт, откровенно наводит на мысль о том, что за трагедией скрываются совершенно иные мотивы. Во всяком случае, общественность высказала, хотя и весьма эмоционально, совершенно другую точку зрения. Многие провели параллели между празднованием одного из главных праздников Армянской Апостольской Церкви – Дня Успения Пресвятой Богородицы – и названием торгового центра. «Сурмалу – топоним одной из областей Западной Армении. Идет от сокращенного Сурб Мариам, Святой Богородицы. Вот и получается, что в день Святой Мариам был взорван ТРЦ, названный именем Сурмалу, то есть Святой Мариам. Совпадение? Не думаю. К тому же в выходные дни наплыв посетителей резко возрастает, а значит, и здесь был сделан определенный расчет на многочисленные жертвы», – говорит участвующий в разборе завалов волонтер. Впрочем, версия о взрывах также не раз озвучивалась независимыми специалистами и экспертами. По мнению бывшего начальника Главного управления по контролю за деятельностью территориальных следственных управлений Следственного комитета Армении генерал-майора юстиции Татула Петросяна, произошедший в торговом центре «Сурмалу» взрыв не был случайным. «Я могу ошибаться, но, судя по кадрам взрыва, которые я видел в эфире, и с учетом моего опыта, думаю, что такой взрыв был вызван умышленно, причем в месте, где хранятся взрывоопасные вещества», – отметил он, одновременно подчеркнув, что считает произошедшее халатностью компетентных органов и результатом царящей в стране анархии. Мысль о том, что взрыв специально готовился, поддержал другой сотрудник следственного органа, попросивший не называть его имени. «Лет 15–20 назад я возглавлял следственную группу по ведению уголовного дела в одном из городов Армении по факту взрыва во дворе у здания госструктуры. По роду службы много тогда общался с экспертами и взрывотехниками. И когда сегодня нас пытаются уверить, что в «Сурмалу» взорвался склад петард и шутих, то могу ответить лишь знаменитым: не верю! Не было видно разлетающегося фейерверка от четырех тонн пиротехники. Да, взрыв пиротехнических изделий может вызвать пожар, большие клубы дыма, от взрывной волны могут быть определенные разрушения. Но по кадрам видно, что там камня на камне не осталось. А это, безусловно, была взрывчатка, причем сила взрыва в тротиловом эквиваленте составляла несколько десятков килограммов. Не меньше. И все это помноженное на халатность, формальный контроль. Вернее, полное отсутствие контроля», – считает он.

Сложившуюся ситуацию усугубляет тот факт, что в последнее время участились ложные звонки о якобы заложенных взрывных устройствах в аэропортах Еревана и Гюмри, церкви Святого Григория Просветителя и Национальном Собрании, столичных школах и на станциях метро. В частности, буквально через полчаса после взрыва в ТЦ в службу МЧС и в мэрию вновь поступили сообщения о масштабном минировании гражданских и военных объектов. «А это значит, что по 27 ложным звонкам соответствующие службы вынуждены были рассредоточить свои усилия, эвакуировать людей, обследовать объекты и т.д. Это проверка уровня подготовленности наших сил быстрого реагирования. Это террор армянского населения, попытка напугать его и лишить воли к сопротивлению», – отреагировали пользователи сети, припомнив одновременно бездействие властей в отношении представителя турецкой националистической группировки «Серые волки», недавно выложившего в соцсети ролик, где глумливо распевал на территории мемориального комплекса Цицернакаберд в Ереване враждебные песенки. Как он оказался в Армении и как смог безнаказанно выехать из страны, так и осталось секретом. Впрочем, особо удивляться не приходится, если вспомнить историю с российскими туристами, которые еще несколько лет назад беспрепятственно проникали по ночам на различные объекты армянской столицы, где вели для соцсетей свои репортажи и фотосъемки. Например, подземных ходов и выходов Ереванского метрополитена. В частности, на запрос нашей газеты в соответствующие структуры о правомочности подобных проникновений посторонних людей на особо важные объекты по законсервированным штольням наиболее полный ответ дала лишь столичная мэрия, указав, что метро является стратегическим объектом. Полиция вежливо отписалась, заявив, что охрана территории метрополитена не в их компетенции. Начальство подземки вернуло заказной пакет, как не дошедший до адресата. А всемогущая СНБ РА до сих пор выдерживает многозначительную паузу. Невольно напрашивается вопрос: а может, не случайно московская блогерша под ником Лана Сатор раскрывала подземные секреты Еревана, бравируя при этом своей смелостью, а в целом насмехаясь над теми, кто обязан пресекать подобные правонарушения? Кстати, прозванная экс-гендиректором государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным «наглой мышью» за публикации фотографий в сети с несанкционированного посещения «Энергомаша», она не раз попадала в поле зрения спецслужб своей страны. А потому невозможно умолчать: почему наши соответствующие структуры ловко находят неугодных оппозиционеров, а уверенных в своей безнаказанности иностранных блогеров, раскрывающих государственную тайну чужой страны, откровенно не замечают? Или не хотят? Конечно, это тема отдельного разговора и мы к ней еще обязательно вернемся.

Что касается трагедии в «Сурмалу», то, как написал у себя на странице в соцсетях эксперт Вардан Восканян, ложные сигналы тревоги о предполагаемых взрывных устройствах скорее всего являются элементом гибридной войны, ведущейся против Республики Армения. По его мнению, она используется противником в нескольких целях: проверить и оценить эффективность и результативность работы соответствующих служб, а также держать общество в постоянной панике или, наоборот, притупить бдительность. Такого же мнения придерживается и бывший директор Службы национальной безопасности Микаел Амбарцумян, считающий, что частота нынешних сигналов свидетельствует о попытке посеять панику в стране, чтобы привести к росту напряженности в обществе. «Предположительно действует один человек или одна группа лиц», – считает он.

По словам пресс-секретаря МЧС Армении Айка Костаняна, в последнее время письма отправлялись в основном на адрес электронной почты мэрии Еревана. «У нас нет информации о том, из какой страны поступают эти сигналы и являются ли их авторы иностранцами или нет. Да и не в нашей компетенции заниматься поисками отправителей ложных сигналов о заложенных бомбах. МЧС может лишь реагировать на ситуацию, и в этом смысле все процедуры четко выполняются», – заявил он в лучших традициях бюрократического этикета. Остается только констатировать, что деятельность нынешнего правительства можно считать далекой от идеала, когда налицо разбалансированность всех важных узлов государственного механизма. «Если верить премьеру, то по разным вопросам кабмин идет на компромиссы и не выполняет требования закона. То есть общественно опасные риски не предотвращаются, хотя о них знают. В таких условиях говорить о кризисном управлении излишне, поскольку государственного управления как такового нет, – говорит эксперт по управлению Ованнес Аветисян. – По моему убеждению, представители госструктур не понимают, как нужно управлять страной и какие решения нужны для предотвращения кризисных ситуаций. Пандемия, война и этот взрыв показали, что наша система госуправления не готова ни к каким кризисам, поскольку система в целом бездействует и растрачивает общественные средства».

Кстати, 15 августа стало известно, что инициированное Генпрокуратурой РА уголовное производство по ст. 314 УК РА («Распространение сведений о теракте») наконец передано в СНБ Армении «для выяснения внутренних логических связей, причин распространения подобных ложных сведений, дачи соразмерных уголовно-правовых оценок, выявления распространителей дезинформации и привлечения их к уголовной ответственности». Трудно не поддержать это благое начинание, но если бы сделали это несколько раньше, то, возможно, многих бед можно было избежать, в том числе трагедии в «Сурмалу».

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Нет сомнения в том, что взрыв рынка Сурмалу был теракт. Заявления о взрыве петард смешны, даже для школьника. Не может взрыв пиротехники свалить огромное здание. Сомневающиеся пусть посмотрят видео теракта.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты