№9 (353) сентябрь 2022 г.

Как важно оглянуться назад

Просмотров: 13883

В конце этого года исполнится ровно 100 лет со старта политико-экономического и цивилизационного проекта под названием СССР. К концу 1991 года, т.е. почти 70 лет спустя, проект был закрыт и была сделана не очень удачная попытка его трансформации в СНГ. Эффективность проектов ЕАЭС и ОДКБ проверит время.

За минувшие 30 лет все страны СНГ, пожалуй за исключением Туркмении, прошли через самые серьезные внутренние потрясения, часть из которых была увязана на внешних акторов или конфликты. Даже такой гигант, как Россия, не смог избежать гражданской войны в центре Москвы в 1993 году и тяжелого конфликта в Чечне.

В связи с этим мы решили напомнить читателям о наиболее крупных и важных внутренних потрясениях в Армении за минувшие 30 лет.

Итак, в начале февраля 1998 года в отставку вынужденно подал первый президент страны Левон Тер-Петросян. В политическом процессе активно использовались фактор армии (министр обороны Вазген Саркисян), руководство спецслужб (глава Министерства внутренних дел и национальной безопасности Серж Саргсян), а также посол США в Ереване Питер Томсен (1995–1998) и тогдашний ответственный сотрудник Государственного департамента Виктория Нуланд (если быть более точным, в 1997–1999 гг. она занимала пост заместителя директора по делам бывшего СССР в Государственном департаменте, отвечала за политику США в отношении России и стран Кавказа). К слову, согласно сведениям армянской прессы, в течение всего 1997 года первый президент ни разу не встретился с послом США, хотя последний этого добивался. По итогам президентских выборов 1998 года Тер-Петросян сделал все от него зависящее, чтобы международное сообщество признало мандат Роберта Кочаряна (первый президент пришел на его инаугурацию), с целью поддержать стабильность в стране.

27 октября 1999 года группа террористов врывается в зал заседаний Национального Собрания (парламента) и расстреливает практически в упор без всякого сопротивления премьер-министра Вазгена Саркисяна, спикера парламента Карена Демирчяна, а вместе с ними еще и обоих заместителей спикера, депутатов и министра. Всего 8 человек. Власть, полученная в результате несфальсифицированных и конкурентных выборов мая 1999 года, от двух сильных фигур (Вазгена Саркисяна и Карена Демирчяна) перешла к двум слабым и безвольным лицам (премьер-министру Араму З. Саркисяну и спикеру парламента Армену Хачатряну). Сделав полугодовую паузу, тогдашний президент Роберт Кочарян отправил в отставку премьер-министра и вернул себе реальную власть над страной.

Отметим, что, несмотря на короткий срок пребывания на посту премьер-министра, Вазгену Саркисяну удалось повысить собираемость налогов и вывести из тени ряд крупных неплательщиков. Он также остановил процесс приватизации ряда крупных объектов государственной собственности.

Следствие и суд рассмотрели дела только участников террористической группы Наири Унаняна, т.е. исполнителей, которая совершила это чудовищное преступление. Некоторые из участников группы скончались в тюрьме, где они отбывали свой пожизненный срок.

Следствию не удалось найти ни организаторов, ни заказчиков преступления.

Интересно, что бывший судьей на процессе по делу о вышеупомянутом террористическом акте Самвел Узунян бежал за границу из Армении в декабре 2019 года и объявлен в международный розыск Генеральной прокуратурой. Он обвиняется в коррупции.

В феврале 2020 года Генеральная прокуратура частично удовлетворила ходатайство правопреемника потерпевшего по делу 27 октября 1999 года Анаит Бахшян (вдова бывшего вице-спикера парламента Юрия Бахшяна), в котором она просила создать следственную группу для работы по этому делу. Соответственно по поручению Генеральной прокуратуры в Службе национальной безопасности Армении была создана следственная группа, которая займется расследованием теракта в парламенте 27 октября 1999 года по части организаторов и спонсоров.

Спустя два с половиной года после создания следственной группы не было представлено какой-либо новой открытой информации по части организаторов и спонсоров теракта.

Следующая «остановка» – 2003–2004 гг. Фальсификации итогов обоих туров президентских выборов были невероятных масштабов, впрочем, как и акции протестов и последующие репрессии.

Число фактов нарушений, представленных в Конституционный суд страны, не смогли проигнорировать судьи, которые, казалось, готовы были проштамповать любое решение, пришедшее из президентского дворца. В итоге своим решением от 17 апреля 2003 года Конституционный суд признал победу действующего президента Роберта Кочаряна над Степаном Демирчяном, но предложил парламенту и президенту в течение следующего календарного года внести соответствующие изменения в законодательство и провести референдум доверия президенту.

Год спустя решение Конституционного суда было проигнорировано не только самим президентом, но и партиями правящей коалиции: «Дашнакцутюн», Республиканской партией (премьер-министр Андраник Маргарян) и партией «Оринац еркир»/«Страна законности» (спикер парламента Артур Багдасарян).

Протесты тогдашней актуальной оппозиции привели к тому, что в ночь с 12 на 13 апреля полиция провела против участников акции редкую по своей жестокости операцию по их разгону. Толпа оппозиционеров не была рассеяна, как обычно бывает в полицейских операциях такого рода, она была окружена, и люди были избиты. В результате масштабного применения спецсредств за медицинской помощью официально обратились свыше 70 человек (реальное число пострадавших было намного больше). Но до смертельных случаев дело не дошло.

В знак протеста против такой жестокости великая армянская поэтесса Сильва Капутикян вернула главе государства орден «Месроп Маштоц».

К сожалению, поступок гражданки Капутикян был гласом вопиющего в пустыне.

Интересно, что все происходящее на проспекте Баграмяна в Ереване было зафиксировано камерой видеонаблюдения посольства США, что, однако, не помешало послу Джону Ордуэю уже на следующий день демонстративно выпить чашечку кафе с президентом Кочаряном в культовом ереванском кафе «Парус».

1 марта 2008 года. Это было что-то неординарное, а именно: подавление акций протеста оппозиции с привлечением армии и с использованием огнестрельного оружия. Погибли 10 человек (8 гражданских лиц, офицер полиции и военнослужащий срочной службы внутренних войск), число раненых – более 230 человек.

По итогам событий обвинения были предъявлены только представителям оппозиции. Около 50 из них были осуждены на различные сроки лишения свободы (в том числе и нынешний премьер-министр Никол Пашинян), затем освобождены по амнистии 2011 года либо признаны невиновными Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Некоторые из них ушли из жизни, не дождавшись решения ЕСПЧ.

После смены власти в Армении в 2018 году началось уголовное преследование экс-президента Роберта Кочаряна по «делу 1 марта». Он несколько раз брался под стражу решением судов разных инстанций и несколько раз, также решением судов различных инстанций, освобождался из-под стражи.

Наконец, 6 апреля 2021 года суд общей юрисдикции города (1-й инстанции) Еревана принял решение о прекращении уголовного преследования по статье 300.1 Уголовного кодекса РА (свержение конституционного строя) в отношении экс-президента Армении Роберта Кочаряна (1998–2008).

Кроме того, обвинения по этой статье были сняты также с бывшего генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова, бывшего министра обороны Сейрана Оганяна и бывшего секретаря Совбеза Армена Геворкяна. Избранная в отношении последних мера пресечения была отменена, их имущество было освобождено из-под ареста.

Основанием для такого решения суда первой инстанции явилось решение другого суда – Конституционного, признавшего 26 марта 2021 года статью 300.1 Уголовного кодекса Армении не соответствующей статьям 78 и 79 Основного Закона страны.

Обвинения по статье 300.1 были сняты, но событие само по себе никуда не делось.

Оправдание Кочаряна, Оганяна, Хачатурова и Геворкяна по статье 300.1 не означает, что уголовное преследование закончилось для всех четверых. Кочарян обвиняется еще и в том, что через бизнесмена Самвела Майрапетяна (находится за пределами страны и объявлен в розыск) в феврале и мае 2008 года он якобы потребовал и получил от предпринимательницы Сильвы Амбарцумян взятку в размере 3 млн долларов. Армен Геворкян якобы получил от той же предпринимательницы взятку в размере

1 млн долларов. Судебный процесс против второго президента Армении Кочаряна и бывшего секретаря Совбеза Геворкяна по делу о взятке продолжается и сейчас, хотя обвинение пока не зачитано.

6 декабря 2015 года в Армении прошел референдум о конституционных изменениях. Предполагаемые поправки к Конституции изменяли систему правления в стране с полупрезидентской и превращали ее в парламентскую республику (по оценке некоторых не только армянских исследователей – в премьерскую систему парламентской формы правления, известную также как «суперпремьерская система»). Согласно официальным итогам, объявленным ЦИК, в референдуме приняли участие 1,3 млн избирателей (чуть более половины списочного состава). При этом 66% из них поддержали проект изменений и только 33,72% сказали «нет» поправкам. Согласно данным оппозиции, к избирательным урнам реально пришли только 825 тысяч избирателей. Что касается распределения голосов избирателей, пришедших к урнам, то картина тут прямо противоположная тому, что утверждает ЦИК, а именно: «да» – 250 тысяч, «нет» – 575 тысяч. Оппозиционерам не хватило депутатских подписей для того, чтобы подать иск в Конституционный суд и обжаловать итоги референдума. Таким образом, по мнению оппозиции, в стране произошел «тихий» государственный переворот и действующий президент Серж Саргсян, используя свои возможности, готовился в 2018 году занять пост этого самого суперпремьера, чтобы править до «греческих календ». Самым интересным было то, что этот государственный переворот в мире, в том числе в Москве, «не заметили» либо очень опрометчиво не придали ему значения.

Однако что-то пошло не так, и под давлением улицы, лидером которой в апреле – мае 2018 года был Никол Пашинян, Серж Саргсян подал в отставку, которая очень уж напоминала согласованную передачу суперпремьерской власти своему оппоненту.

Правление Пашиняна, пришедшего к власти более 4 лет назад, в общественном мнении оценивается неоднозначно. Хотя следует отметить, что чуть более года назад по итогам внеочередных парламентских выборов он получил мандат от избирателей. Главной мотивацией большинства избирателей, которые отдали свои голоса за Пашиняна и «Гражданский договор», было нежелание отдавать власть его оппонентам, за спиной которых маячили фигуры второго и третьего президента страны.

Все вышеизложенное говорит о том, что политическая система Армении продолжает оставаться неустойчивой. Народовластие в стране так и не установилось. Одни лоббистские группы во власти сменяют другие. События последних 4 лет показали, что, по сути, новая Конституция, принятая в 2015 году, в отличие от Основного Закона в редакции 1995 и 2005 гг., не обеспечивает разрешения правовых коллизий, возникающих в реальной политической жизни. Нужен глубокий и системный анализ ключевых политических процессов и событий, произошедших в течение минувших 30 лет. Сделать это в период постправды будет очень непросто, но крайне необходимо. В противном случае армянам будет очень сложно построить развитое, демократическое, социальное и успешное государство.

Москва – Ереван – Москва

10 августа 2022 года

Илья Погосов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты