№9 (353) сентябрь 2022 г.

Арман Абовян: Россия скоро определится. Ей невыгодно, чтобы нас, армян, уничтожили

Просмотров: 6610

Интервью С известным политическим аналитиком, экс-пресс-секретарем партии «Процветающая Армения» Арманом Абовяном

– Арман Владимирович, в начале августа ситуация на границе Республики Арцах и Азербайджана обострилась. Повисла неизвестность, и мы не знаем, что будет завтра или к тому моменту, когда выйдет новый номер нашей газеты. Мало кто может с большой степенью уверенности предположить, что нас ждет в ближайшем будущем… Наш читатель постоянно задается вопросом: мы Арцах уже сдали, сдаем или можем сохранить?

– Ситуация, которую мы наблюдаем в Арцахе, к моему большому сожалению, «гармонирует» с теми деструктивными событиями, которые произошли в регионе после террористической войны 2020 года. Я склонен называть вещи своими именами. Против нас турецко-азербайджанская армия развязала войну.

Нужно сразу оговориться, что война была предопределена в первую очередь чередой событий после 2018-го, когда был разрушен фундамент, на котором основывался весь переговорный процесс и отношения между основными модераторами в регионе. Естественно, на начало войны большое значение оказала также геополитическая ситуация. А она стремительно стала меняться после 2014 года. События 2018 года в Армении послужили фактически следствием всего этого.

– Вы имеете в виду смену власти в Армении?

– Да, и смену вектора арцахского урегулирования. Даже не смену, а его разрушение. Мы прекрасно помним заявления, которые тогда декларировал новоиспеченный премьер-министр РА Никол Пашинян. Он ударился в популизм и заявлял, что начинает переговоры с нулевой точки. То есть со своей точки, и этот месседж вызвал серьезное недопонимание у всех основных акторов. Было это сознательным заявлением или распоряжением его кураторов, очень сложно сейчас сказать. Но именно с этой исторической минуты власти Армении начали проводить политику разрушения основ безопасности в регионе. Турция и Азербайджан, который является ее вилайетом с 2012 года, взяли курс на террористическую войну.

– Приведите, пожалуйста, примеры, почему эта война была террористической?

– Только террористы бомбят кассетными бомбами роддом, жгут людей фосфором, включая мирное население: детей, женщин, стариков. Только террористы вводят в государственную или национальную идеологему тезисы о расовом или национальном превосходстве. Только террористы приводят в зону боевых действий террористов. Об этом говорила не только армянская сторона, но и ЦРУ США, Бюро разведки Франции, глава СВР РФ Сергей Нарышкин. Они прямым текстом сказали: в вой-

не против Республики Армения и Республики Арцах участвовали наемники-террористы из Сирии, так называемые сирийские туркоманы. В частности, принимали участие бойцы дивизии «Султан Мурад» (деятельность этой организации запрещена в РФ), которая находится в прямом подчинении турецкой разведки MIT и совершала военные преступления в Сирии.

В Армении сейчас находятся два арестованных сирийских туркомана из дивизии «Султан Мурад» (запрещенной в РФ). Мы предъявим их любому сомневающемуся человеку или чиновнику, откуда бы он ни был: из России, Европы или США.

– Но их сейчас не показывают ни по телевидению, ни в других СМИ.

– Они на данный момент находятся в Армении в заключении. Фотографии этих террористов публиковали в инфополе. Они будут осуждены по статье «терроризм».

Азербайджан никогда не ставил перед собой задачу достичь какого-нибудь компромисса с армянскими государствами. Азербайджан ставил и продолжает ставить задачу уничтожения или выдворения армянского этнополитического социума из региона. Почему?

Рассматривать ситуацию только с точки зрения армяно-азербайджанского конфликта неправильно. Нужно подняться над ситуацией, посмотреть сверху и понять причины. В 1912 году в Османской империи была принята концепция «Большого народа» – большого миллета, которая предполагала объединение турецких народов под эгидой Большого Турана. Понятно, что СССР тормозил процессы по объединению турок. Однако с 1988 года проект заработал с новой силой, независимо от того, кто находится у власти в Турции – османы, младотурки, кемалисты, исламское крыло. Проект принял осязаемые формы. Формируется армия Турана, куда входят Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Туркменистан – в качестве наблюдателя.

– Да, и это не скрывается. Турция даже карту будущего Турана опубликовала.

– Турецкая власть с ее сателлитами не скрывают конечных целей. Для Турции стоит ключевая задача создания сухопутной границы с одним из участников пантуранского проекта – Азербайджаном. Понятно, что сухопутную границу можно сформировать, только либо расчленив Иран, что практически невозможно ввиду ресурсной базы, военной мощи…

– …либо уничтожив давнее препятствие – «армянский клин».

– После второй Арцахской войны, сразу же на следующий день, Азербайджан с Турцией поставили условие: открытие Зангезурского (Сюникского) коридора – дороги, которая бы соединяла Азербайджан с Нахичеваном, фактически с Турцией. Почему они настаивают на коридоре, почему Турции не нужен транзитный путь через Иран, через Грузию…

– Есть и старый железнодорожный путь через Армению.

– Им нужно делать шаги к расчленению Армении, подготовка к которому со стороны Азербайджана ведется с 2016 года.

– Правильно ли я понимаю вашу мысль: Зангезурский коридор опасен тем, что это начало расчленения Армении? Армянская власть этого не понимает? Также отсюда исходит еще один факт: расчленение Армении невыгодно России. По какой причине некоторые политики лоббируют создание Зангезурского коридора?

– Власть в полной мере осознает все угрозы, но она ведет протурецкую политику, исходя из своей идеологемы. Во власти в Армении сегодня глобалисты. Будучи убежденными не личностями, а лишностями, они проводят политику «эпохи мира», которая привела и будет приводить к территориальным потерям. Власть говорит: «Турция и Азербайджан предлагают мириться. Мы готовы».

– Но с азербайджанской стороны это воспринимается как слабость и как повод к дальнейшему поглощению армянских территорий.

– Власть отказывается воспринимать элементарные истины в реальной политике. Если ты отказываешься защищать территориальную целостность своей страны, то тебя гарантированно разорвут. Если ты устал от войны, то твои враги не устали. Вы посмотрите, что творится в радиусе 300 километров? Сирия, нагнетание курдского вопроса в Ираке, Греция, Турция. И при этом ходить в белых одеждах с идиотским выражением лица? Турки и азербайджанцы нас не ненавидят. Это ответ тем людям, которые мне рассказывают, как их в Стамбуле дружески встретили и угощали или у них есть друзья азербайджанцы. Это не национальный вопрос, а геополитический, формировавшийся не один век.

Они действуют рационально и прагматично. Турция и Азербайджан очень планомерно продвигают эту идею и всячески стараются воплотить в жизнь.

– Арман, и какой выход из этого положения?

– Пути два: либо с фальшивой протурецкой повесткой «эпоха мира» мы идем на сознательное уничтожение страны, либо в корне должна быть пересмотрена политика и внутренняя, и внешняя, которая реагировала бы на угрозу.

Россия прекрасно это понимает, и она никогда не выступала за реализацию проекта «Зангезурский коридор». РФ, как и США, и Франция, выступает за открытие коммуникаций, и территории, к ним примыкающие, будут действовать по законам суверенных государств. При таком сценарии открывается граница, въезжает машина с азербайджанскими номерами, она проходит армянский таможенный досмотр, проходит транзитом армянскую территорию и въезжает в Нахичеван. То же самое должно происходить с армянскими грузами, которые едут в Россию. Но ни Турции, ни Азербайджану это не нужно. У них логистика и так работает. Понятие «коридор» предусматривает наднациональное управление.

– По вашему мнению, Россия не желает такого варианта событий, на котором настаивают Азербайджан и Турция?

– Конечно. Россия понимает два фактора. Фактор №1. РФ прекрасно осознает, что ввиду этнической, религиозной, ментальной близости с армянским этносом она (пока существует Армения, расположенная на своих исторических территориях) имеет возможность влиять своей военной и экономической инфраструктурой на регион в целом. И фактор №2. Как только, грубо говоря, армяне в регионе закончатся, следующий удар будет нанесен по Северному Кавказу. Это неизбежность. Лидер «Серых волков» (ультранационалистическая партия в Турции. – Ред.) Девлет Бахчейли буквально несколько месяцев тому назад подарил Эрдогану карту, на которой в состав пантуранского проекта включены Республика Башкортостан, Татарстан, Поволжье…

– Они дошли в своих умозрительных планах до Алтая и Якутии…

– Именно. А турки, являясь восточным народом, очень большое значение придают символизму. Р. Эрдоган на параде 9 ноября 2020 года в Баку (так называемом параде победы) одного из членов «триумвирата», организовавшего геноцид армян в Османской империи, Энвера-пашу назвал «великим героем турецкого народа». Когда в Азербайджане создается организация «Западный Азербайджан» (как они называют территорию Восточной Армении), когда на государственном уровне запрещается произносить названия армянских древних городов – это месседж нам. Пока за это в тюрьму не сажают, но скоро они закрепят это законодательно. Азербайджан подал в ЮНЕСКО жалобу по поводу того, что «в древнем азербайджанском городе Иреване (так Алиев называет столицу Армении) разрушены памятники азербайджанской древней культуры». В этом контексте тезис о расчленении Армении приобретает вполне реальные политические контуры в государственной стратегии Республики Азербайджан. Уже идет подготовка своего населения, которое еще сравнительно недавно называлось «закавказские татары», к этому сценарию будущего. И неважно, насколько затронул их процесс фальсификации истории. Алиев сделал два важных заявления, на которые в Армении не обратили внимание. Но они ключевые. Азербайджан понял, что для него не существует никакого международного права, а есть только фактор силы. И заявление второе: историю пишут победители.

– Арман, вернемся к началу нашего разговора. На границе убит армянский военнослужащий и есть 14 раненых. Это нанесение военных ударов по территории Арцаха и армянским военным объектам. Что дальше? Российские миротворцы есть, и они выполняют свою функцию. Насколько я знаю позицию России, она не может контролировать все мелкие стычки, которые происходят на границе.

– Но это уже не мелкие стычки. Это продолжение процесса деарменизации древнего армянского края Арцаха. И фактически уничтожение Республики Арцах. Что касается миротворцев: постепенно наступает момент истины. Россия пытается играть на балансе и выберет самый верный вектор своего поведения. Попытка играть в нейтральность на фоне тотальной поддержки Турцией Азербайджана очень плохо влияет на российско-армянские отношения. Если мы являемся союзниками (а это так, мы очень близкие народы и страны), то, по крайней мере, очень странным для армянского народа является постоянная попытка поставить знак равенства между террористическим, агрессивным Азербайджаном и союзником Арменией. Это закономерно приводит к нарастанию русофобских настроений в Армении. При этом здесь работают русофобские силы, которые вкладывают в это огромные ресурсы. Я более чем уверен: Россия скоро определится. Из самых прагматичных рассуждений ей невыгодно, чтобы нас, армян, вырезали, уничтожили.

Учитывая это, я думаю, Россия не хочет, чтобы в ближайшее время в Нальчике, Кисловодске или в любом городе Северного Кавказа вдруг проснулись «спящие ячейки» протурецких организаций, о которых российские спецслужбы заявляли еще в первую чеченскую кампанию.

– Завершая арцахскую тему, мне бы хотелось уточнить. Вы сказали, что Азербайджан добивается полного вытеснения армянского населения Арцаха. Понятно, что в Арцахе крепкий народ и так быстро они не сдадутся. На этом фоне Армения совсем отказалась вмешиваться в этот процесс и умыла руки?

– Давайте не будем говорить «Армения», тут речь идет о нынешних властях.

– Армения сегодня находится в тупике. Как во внутри-, так и внешнеполитическом. Есть ли у нее шанс?

– При этой власти шансов нет. Нужно поменять видение проблемы у этой власти, что невозможно. Либо поменять власть. Она загнала ситуацию в такие узкие рамки, что, к моему большому сожалению, народ моей страны превратился в население. Оно разделено на определенные группы и сектора, и они люто друг друга ненавидят. Это тоже политика, которая шла с 2000-х. И бывшие власти на эту сегментацию не обращали никакого внимания.

– Прежде антагонизм не так был выражен, а сегодня все это вылезло наружу.

– Шанс появится тогда, когда мы уничтожим «теорию спасителя».

– Вопрос, который волнует каждого армянина: есть мессия? Кто спасет Армению? Этого человека нужно создать самим изнутри?

– Я согласен, что это является одним из прямых выходов из сложившейся ситуации. Однако воздержусь от точных оценок и прогнозов по одной причине: не хочу лишний раз возбуждать нездоровые политические движения. Я знаю, что вашу газету читают не только во всех русскоязычных очагах армянства. И скажу: политика по деструктуризации нашей нации должна прекратиться. Хочу пожелать всем, кто читает эти строки, не впадать в уныние. И знать только одно: каждый из вас является носителем уникального кода, каждый из вас вне зависимости от гражданства является защитником Республики Армения и Республики Арцах.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты