№9 (353) сентябрь 2022 г.

Гром грянул, пора и перекреститься

Просмотров: 21167

Я хочу помянуть Армена Григоряна, известного продюсера, в прошлом кавээнщика Михалыча, который скончался во время заседания суда, на котором обсуждалось изменение меры пресечения по поводу его заключения под стражу в мае с.г. по надуманному обвинению в унижении достоинства граждан Армении. Это был состоявшийся гражданин с замечательным чувством юмора, умница и добрый человек, что, видимо, заставляло власть относиться к нему с завистью и подозрением. Революции не любят состоявшихся. И поскольку я с ним дружил, скажу, что он сам выбрал этот путь и представлял его опасности. Он предупреждал, что ничего не кончилось и гробы появятся и в наших домах. Как в воду глядел.

Он ничего не делал для себя, сознавая высшие цели общества, когда над ним сгустились тучи. Мог эмигрировать, но остался. Его эмоции были вызваны опасностью, сознаваемой им и зрелыми гражданами страны. Он пытался объяснить, что нас ждут еще большие испытания, и говорил, что жертвы и горе доберутся до наших домов, в том числе и тех, кто полагает, что все происходящее за пределами дома их не касается. Реально он был на войне, не всегда видимой, но всегда следующей законам войны. Информационной, гибридной – как кто ее называет. Он был из тех, для кого понятия Родины, семьи, духовных ценностей были святы. Армен был солдатом на защите священного, и пал он жертвой именно этой борьбы. Для меня он не умер – он погиб на поле брани. Психологически готовый и к преследованиям, и к аресту – нелегко в современной Армении быть ответственным гражданином. Единственный способ победить такого, как он, – физически уничтожить, но только в земной жизни, где он оставил свой яркий след. Более того, последние годы его жизни стали гораздо более яркими, чем вся его прошлая жизнь. Мне не дано судить, но, как кажется, он присоединился к легиону бессмертных. Армен отдал свою жизнь за тех, кого он защищал – за нас. И обстоятельства его смерти для меня второстепенны – погиб ты от пули или как-то иначе, Господь сам выбирает способ призвать к себе.

Теперь о приграничных инцидентах как в Армении, так и в Арцахе, где стоит российский миротворческий контингент. Россия занята Украиной и очень ценит относительно нормальные отношения с Турцией, но при этом неизбежно возникает вопрос о цене этих отношений и чем за это придется платить Армении. И здесь не избежать исторических экскурсов. В 1939-м был заключен пакт Молотова – Риббентропа, в долговременность которого никто не верил. Нужен был тайм-аут, Советская армия не была насыщена современными видами оружия и вообще не была готова к серьезной войне. Буферная зона между СССР и Германией – Польша участвовала в германском разделе Чехо-

словакии, так что другом СССР назвать ее сложно. Заслуги ее перед рейхом были велики – она не допустила советские войска пройти через свою территорию, чтобы противостоять вторжению Гитлера в Чехословакию, за что и была вознаграждена. Увы, эта награда ей дорого обошлась, и в 1939-м началась Вторая мировая война на ее территории. Польша была поделена между Германией и СССР, и таким образом две враждующие страны пришли в полное соприкосновение на протяженной границе. Турция тоже встала наизготовку, и только после печального для нее исхода Сталинградской битвы наступило отрезвление. Я полагаю, что не надо удивляться пакту Лавров – Чавушоглу, буде он заключен. Армения и Грузия такие же буферные зоны между Турцией и Россией, как Польша для Германии и СССР. Турция никогда не была представлена в Азербайджане так, как сейчас, Россия же сегодня представлена в Арцахе миротворческим контингентом. Сейчас, как кажется, выясняется диспозиция войск в буферной зоне. И тут абсолютно не исключена очередная русско-турецкая война, к которой готовятся обе страны. Россия может нанести превентивный удар, Турция, исходя из наработанного имперским прошлым инстинкта самосохранения, может, в отличие от Украины, воспротивиться приказам англосаксов сгореть в горниле войны. Можно утверждать, что 44-дневная война в Арцахе должна была привести к прямому столкновению России и Турции, и первый антироссийский фронт мог быть открыт здесь, а не на Украине. Сюда обязательно был бы вовлечен Иран, не осталась бы в стороне и Центральная Азия, рассматриваемая как полноценный актор плана «Анаконда». Так что взрыв на восточном направлении был бы серьезным. И тут возникает вопрос: а не могла ли Россия, осознавая угрозы этой войны, предотвратить ее, даже несмотря на «цветнореволюционное» правительство Армении, игнорируя его цели и задачи? Тут не мешало бы отмотать пленку назад.

Представим себе, что Россия делает жесткие заявления Турции, она их игнорирует и конфликт развивается по вожделенному англосаксонскому сценарию. Сегодня кажется, что в 2020-м Россия смогла избежать лобового столкновения с НАТО, даже ценой определенных уступок. Однако, избежав глобальной войны здесь, Россия тем не менее не смогла избежать спецоперации на Украине. Надо полагать, что украинский сценарий был известен еще в 2020-м и Россия избегала войны на два фронта. Если бы закавказский конфликт перекинулся в Казахстан, то там пришлось бы воевать на фронте в несколько тысяч километров. Приходится полагать, что Россия всячески избегала войны с Турцией, делая ей некоторые поблажки и внося раскол в единство блока НАТО. Правда, Турция, в отличие от Украины, оставляет себе свободу маневра и избегает рисков потери государственности во имя англосаксонских целей. А если иметь в виду цель России – строительство нового государства на просторах СНГ, то Азербайджан неминуемо станет его членом с подчинением общим правилам игры, и сегодняшние приобретения или потери Азербайджана и Армении мало что в представлении России значат.

До победы «цветной революции» оккупированные или освобожденные области Азербайджана рассматривались в пределах формулы «мир в обмен на территории», но с приходом к власти Пашиняна была провозглашена формула «Арцах – это Армения», и весь переговорный процесс был спущен в унитаз. И Алиев получил замечательную возможность провозгласить эти непризнанные территории оккупированными, а себя обрядить в тогу освободителя. Каков бы ни был его человеческий потенциал, он сильно превосходит Пашиняна и в политической, и в прочих играх, и потому реакция международных структур на войну была крайне сдержанной и дальше призывов к миру дело не пошло. В итоге получилось, что новая власть предпочла дипломатический тупик, за которым последовала война.

Понятно, что и война 2016-го – скорее широкомасштабная разведка боем – никак не является демонстрацией мирных намерений Азербайджана, но она продлилась всего четыре дня, и целью Азербайджана скорее всего являлось укрепление переговорных позиций после захвата определенных территорий. Цели достигнуты не были, и после этой широкомасштабной операции позиции Азербайджана не укрепились, а ослабли, пока Пашинян официально не отказался от достигнутых итогов переговорного процесса, развязав Алиеву руки. Кстати, уже через неделю боевых действий в последней войне Россия предложила сторонам остановить ее, но Пашинян решил пойти до конца, отдав вдогонку еще и Шуши и Гадрут.

Грубо говоря, поскольку Арцах не признан, в том числе и Арменией, нужно приложить серьезные дипломатические усилия для его будущей легитимизации. Что делалось прежними властями и что полностью отверг Пашинян. Более того, и заявление Пашиняна о том, что «Арцах – это Армения», могло быть истолковано в жанре излишней эмоциональности, заявляет же Алиев, что и Севан, и Ереван – это Азербайджан. Но никаких усилий приложено не было, Пашиняна вполне устраивало обострить ситуацию своим заявлением. Даже присутствие армянских войск в Арцахе можно было бы достаточно толково обосновать, ибо над Арцахом нависла угроза геноцида. Но проблему Арцаха Пашинян решил начать с чистого листа, в результате – не осужденная международными центрами, в том числе и Совбезом ООН, агрессия с натовской поддержкой. Я не говорю о том, что и военным действиям уже на территории Армении могло быть придано международное звучание, чего сделано не было. То ли по недомыслию, то ли специально.

Учитывая, что центр принятия решений по законам «цветных революций» – это сам Пашинян, то именно на него возрастает давление, которое не уравновешивается парализованными государственными институтами. Естественно, что в такой ситуации ему гораздо легче согласиться с невыгодными Армении требованиями, даже когда они не предусмотрены послевоенными соглашениями, как это и происходит сейчас. Военные инциденты и фактический захват азербайджанцами армянонаселенных пунктов Арцаха не предусмотрены соглашениями, но тем не менее Азербайджану удается ползучая агрессия даже на территориях в зоне ответственности российских миротворцев. То, что не в зоне ответственности, понятно и объяснимо либо тяжелым психологическим состоянием Пашиняна, не способного противостоять внешнему давлению – внутреннему он легко противостоит своей колоссальной охраной, – либо тем проектом, в рамках которого он захватил власть. Но то, что происходит в зоне ответственности России, видимо, объясняется неуточненностью границ этой самой ответственности – у каждой стороны свои карты. Но удивительно при этом то, что Россия позволяет агрессивные выходки Азербайджану. Что в общем-то приходится традиционно объяснять ее занятостью Украиной и нежеланием создавать себе второй фронт, даже за счет территориальных уступок. Азербайджан же, ожидая украинской развязки, держит себя в агрессивной форме. Более того, армянские приграничные подразделения получали приказы не стрелять, что за пределами уставов несения военной службы. Потому что этими уставами предусмотрено определенное поведение войск в определенных ситуациях, и приказа в этом случае дожидаться не надо. Однако приказы поступают, за что приходится расплачиваться погибшими и пленными.

Цель Турции и Азербайджана – исход населения Арцаха, чего они будут добиваться всячески. Армения при нынешней власти, к сожалению, сильно снизила свой военный потенциал как в вооружениях, так и в кадрах и в мотивации, и надеяться в такой ситуации можно только на Россию. Правительства приходят и уходят, а страна остается…

Теперь о других российских фронтах. Потенциально их пять: Украина, Закавказье, Центральная Азия, «подбрюшье Европы» в терминологии Черчилля – Сербия с Косово – и новый фронт в Прибалтике. В четырех направлениях активно участвует Турция. В Косово в самом конце июля начал набирать обороты конфликт, но, видимо, англосаксы посчитали его недостаточно горячим для вовлечения России, и конфликт заморозили. До поры до времени, естественно. Что же касается Прибалтики, то вызывает удивление их агрессивная русофобия и определенные действия в этом направлении. Блокада коммуникаций, снос памятников, объявление России спонсором терроризма и т.д. Вряд ли даже самый отмороженный прибалт полагает возможной военную победу над Россией. Наверняка правительства исходят не из воли своих народов, какими бы демократичными они себе ни казались. Надо полагать, что инструкции они получают от Госдепа и ЦРУ, а что по этому поводу думает народ – их не волнует. Хотя в свете сегодняшнего уровня манипулятивных технологий определенную часть населения можно довести до потери инстинкта самосохранения, было бы желание.

18 июля Ереван посетил глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, после того как 15 июля Армению посетил директор ЦРУ Уильям Бёрнс. Хотя Нарышкин в Ереване призвал не связывать свой приезд с визитом Уильяма Бёрнса, тем не менее его визит кажется ситуационным. Не исключено, что Бёрнс предложил Пашиняну отказаться от послевоенных соглашений под эгидой России, что приблизит войну, причем сделал это лично, а не воспользовавшись посольскими коммуникациями. Видимо, личное воздействие в таких ситуациях добавляет убедительности.

Визит же Нарышкина скорее всего был призван не позволить это. Более того, он предложил выстроить Службу внешней разведки Армении и предложил обмен развединформацией. «Сотрудничество между нашими странами, – заметил Нарышкин, – позитивно развивается в экономической, военно-политической, гуманитарной областях. Частью этого сотрудничества является и взаимодействие специальных служб. И сегодня с моим коллегой мы, конечно, обсудили вопросы обмена разведывательной информацией, совместных действий с целью выявления и предупреждения целого комплекса внешних угроз по отношению и к Армении, и к России». Т.е. угрозы России и Армении он видит в общем пакете, что радует.

И еще немного о взрыве на ярмарке «Сурмалу» 14 августа. Возникший пожар был локализован только 16 августа, в этот же день было сообщено о телах 16 погибших, двое пока считаются пропавшими без вести. В трехэтажном здании была складирована пиротехника, как говорят – турецкого производства. За первым взрывом последовал второй, который и привел к обрушению здания. Насколько помнится, пиротехника взрывалась и до этого, но уроком для пожарных служб это не послужило, и результат вполне очевиден – все взрывоопасное когда-нибудь взрывается. Именно по этой статье и возбуждено уголовное дело. Удивительно, кому это может прийти в голову – допустить соседство взрывоопасного и легковозгораемого: одежды, красок и т.д. В этот же день и в последующие шли звонки о минировании метро и других мест скопления народа. Удалось ли отследить звонки – неизвестно, это нелегкая задача, даже сумасшедший пытается остаться анонимом. И вообще, что это было – просто трагедия по недомыслию или теракт, – тоже пока неизвестно. Правда, министр по ЧС Памбукчян заявил, что теракта не было, а как он об этом догадался – неизвестно, в его биографии нет какого-либо опыта по чрезвычайным ситуациям. А больше всего напрягает полное отсутствие регламента – территория не была огорожена, допуск посторонних на территорию бедствия не был запрещен. Обычно в терактах происходит начальное событие, приманивающее людей, потом следует основной взрыв, и потому очень важно сразу огородить территорию. Но, увы… Не было заявления о создании штаба, не было обращения правительства к народу, в общем, ничего, что обычно сопровождает подобные события. В совокупности все это называется кризисом управления, в чем нет ничего удивительного, если ознакомиться с биографиями ответственных за целые министерства и отрасли. Одни матросы – партизаны Железняки при практически полном отсутствии профессиональных управленцев. Понятно, что наше общество накачивают страхами, что правительство не в состоянии предотвратить. А недруги наблюдают за действиями неумех и торжествуют. Будет ли квалифицированное следствие, правильные выводы – неизвестно. Пока же русофобы, следуя своему назначению, пытаются скинуть вину на Россию. Даже обычно крайне сдержанное посольство России на этот раз отреагировало и выступило с нотой: «Возмущены муссируемыми в местном информационном пространстве циничными вбросами, содержащими кощунственные и ложные обвинения в адрес российских структур в причастности к произошедшей 14 августа с.г. на территории торгового центра «Сурмалу» трагедии». Особенно возмущаться нечем, над внедрением русофобии в не-

окрепшие мозги специально работают, не мешало бы и России противопоставить свой прорусский информационный тренд. Без мягкой силы не обойтись, но Россия выжидает, хотя гром уже грянул. Пора и перекреститься.

Где и что рванет в следующий раз – неизвестно, и чем больше страхов, тем меньше ощущение защищенности у гражданина, что является неотъемлемым требованием к любой власти.

Наши соболезнования родным и близким погибших, да будет земля им пухом…

Айк Наапетян, политолог, полковник запаса, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 22 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Автор статьи, Айк Наапетян точно показал роль Пашиняна в развязывании войны в Арцахе в 2020 году. О взрыве на рынке Сурмалу в Ереване ничего не выяснили и похоже,не пытаются это сделать. Кому это выгодно? Вопрос риторический.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты