№9 (353) сентябрь 2022 г.

Инвестиции в сферу образования высокорентабельны

Просмотров: 2415

Нет сомнений, что англосаксонские и турецкие стратеги давно не только вынашивали идею расчленения и политического обнуления Армении как государственной единицы, но и планировали искоренить культурные, цивилизационные и духовно-интеллектуальные ценности всего армянского сообщества, включая диаспору.

Для реализации этих планов в Армении было потрачено более 7 миллиардов долларов и создана огромная «пятая колонна», состоящая примерно из двух тысяч правозащитных, сектантских и прочих так называемых общественных организаций, которые непосредственно управлялись внешними кураторами. Все эти организации, каждая на отведенном ей участке и направлении, сообща создали базу для осуществления «цветной революции» в 2018 году. Наместником в оккупированной внешними силами стране был избран Никол Пашинян, соответствующий всем параметрам лидеров «цветных революций» – неумеренная амбициозность, невысокий интеллект, психические отклонения и т.д., что делает подобных лидеров легко управляемыми теми, кто дал им возможность утолить свои амбиции.

Поэтому первыми шагами новых, по сути, оккупационных властей были: организация преступных действий против Армянской Апостольской Церкви, уничтожение исторической памяти, унижение научно-просветительской общественности и т.д. и т.п. Для минимизации связей между армянами разных стран было упразднено Министерство диаспоры, и вполне закономерно, что недавно сопредседателю Координационного совета французских армянских организаций, авторитетному деятелю диаспоры Мураду Папазяну был запрещен въезд в Армению. Ранее подобные решения были приняты в Турции и Азербайджане, что говорит о происхождении запрета. Это – эпизод, комплексно же действия по стиранию памяти, оболваниванию населения и разрыву связей на всех уровнях выполнялись в полном соответствии с методами гибридных войн, которые досконально разрабатывались в англосаксонских так называемых «фабриках зла». Именно таким образом подготавливалась сдача Арцаха и превращение Армении в провинциальный придаток Турции.

Понятно, что у не подвергшейся манипуляциям части армянского общества (как в Армении, так и в диаспоре) эта гибридная война вызывает чувство трагической опасности, и наряду с жертвами войны есть жертвы и в борьбе за суверенитет, как государственный, так и индивидуальный. Вовсе не случайно, что протесты против колониального владычества в той или иной форме происходят сегодня во многих странах, народы которых не желают больше смиряться с колониальной англосаксонской системой. Россия, например, наконец начала снижение доминирующей роли американского доллара, и многие страны переходят на собственную валюту в своих торговых операциях. Что в общем-то является серьезным экономическим вызовом колониализму. А российскую спецоперацию на Украине вполне можно причислить к освободительным восстаниям, одним из которых является т.н. «бостонское чаепитие» XVIII в., провозгласившее в свое время начало борьбы американских колонистов за независимость от Британии. Сегодня все несколько изменилось, и борьба провозглашена за освобождение от англосаксонского колониализма. И спецоперация призвана спасти не только жителей Донбасса от геноцида, но и освободить украинцев от внедрения инфобиологическими методами в их массовое сознание нацизма и тем самым спасти их от полной деградации. Ведь англосаксонская система, прикрываясь лозунгами о «демократии» и «правах человека», в реальности оказалась намного более жестокой и тоталитарной, нежели большевизм Ленина – Троцкого и нацизм Гитлера – Геббельса.

И тут возникает вопрос: как же страна, успешно противостоявшая азербайджано-турецким вызовам в течение 30 лет, так легко сдалась на милость победителя?

Надо отметить, что успешность «цветных революций», вовсю использующих инфобиологические методы воздействия, резко возрастает при низком уровне развития общества. Сегодня и до революции научно-образовательная сфера Армении находилась и находится на крайне низком уровне. В исследование, проведенное Webometrics Ranking of World Universities (WRWU) по состоянию на январь 2022 г., были включены и 53 вуза из Армении. Среди них Ереванский государственный университет занял 2641-е место в мировом рейтинге (в 2018 году – 2628-е). Американский университет Армении и Российско-армянский университет, занимающие после ЕГУ 2-е и 3-е места в Армении, по данным WRWU, расположены на 4107-й и 4780-й позициях. Лидерами же нашего региона, согласно WRWU, являются Тегеранский университет и турецкий Ближневосточный технический университет, которые заняли 309-е и 538-е места. Тбилисский же государственный университет имени Джавахашвили занимает 1323-е место и значительно улучшил свои позиции по сравнению с предыдущими годами.

Из-за низких показателей армянские вузы не присутствуют в рейтинговых списках, публикуемых другими организациями (см., например, данные крупнейшего российского международного рейтингового агентства «Эксперт РА» и знаменитого QS World University Rankings). Между тем в Турции действует 186 университетов, а согласно рейтинговому списку The Times, 5 турецких университетов вошли в число 500 лучших университетов мира. Согласно же индексу «Исследовательская активность» Национального научного фонда США, Турция занимает 19-е место в мире. Эта страна также является одним из лидеров по чтению, здесь ежегодно издается 40–50 тысяч новых книг.

Научный потенциал Третьей республики уменьшился более чем в 10 раз по сравнению со Второй (советской) республикой. Раньше Армения была одним из лидеров СССР в области науки, образования и технологий: достаточно вспомнить, что только в бытность Якова Заробяна первым секретарем ЦК КП Армении (1960–1966) было создано более 70 новых научно-технологических структур.

Тревожная ситуация и в диаспоре, где самой большой потерей последних лет является закрытие Мелконянского университета на Кипре. Бейрутский же университет «Айказян» (основан Армянской евангелической ассоциацией Америки в 1955 г.) – сегодня единственное действующее в диаспоре высшее учебное заведение. Этот университет является одним из престижных арменоведческих центров в мире благодаря деятельности кафедры арменоведения и Центра изучения армянской диаспоры. Однако следует отметить, что нынешняя нестабильная политическая ситуация в Ливане весьма негативно повлияла на работу этой структуры.

По экспертным оценкам, из 100 действующих за рубежом арменоведческих центров лишь малая часть занимается актуальными проблемами армянского сообщества. В результате в диаспоральной среде формируются упрощенные подходы как по отношению к Армении и диаспоре, так и к геополитическим реалиям в целом. Между тем около 90% подобных израильских структур ориентированы на работу по решению актуальных проблем еврейства, что существенно способствует их развитию и повышению уровня общенациональной безопасности.

В создавшейся ситуации наиболее парадоксальным и обидным является то, что армяне обладают особой тягой к знаниям и способностью создавать. Не углубляясь в историю (достаточно вспомнить Месропа Маштоца и Ананию Ширакаци), отметим, что в советское время функционировало целое созвездие талантливых армянских ученых. Это и Виктор Амбарцумян, и братья Орбели и Алиханян, Сергей Мергелян, Андраник Иосифян, малоизвестный «отец» советского ядерного оружия, трижды Герой СССР Киракос Метаксян (Кирилл Щелкин) и многие, многие другие. Богата талантливыми учеными и наша диаспора, где недавно Артему Патапутяну была присуждена Нобелевская премия по медицине. По нашим наблюдениям, сегодня в диаспоре сотни (если не тысячи) талантливых ученых, которые могут внести большой вклад в образовательные и исследовательские процессы в Армении.

В армянской национальной стратегии вопросы научного и образовательного характера должны занимать особое место. Сегодня вовсю набирает ход дистанционное онлайн-обучение, особенно актуальное, когда аудитория и преподаватели находятся в разных странах. Онлайн-университет даст возможность Армении и диаспоре использовать его для сотрудничества в сфере науки и образования, укрепления и развития существующих связей, а также эффективного обмена знаниями и опытом. По экспертным прогнозам, в следующие 15 лет онлайн-структуры составят 80% от действующих в мире образовательных структур. К примеру, уже сегодня около 3 млн студентов проходят обучение в онлайн-системе Coursera.

Изменение традиционной системы образования привлекает внимание также инвесторов: известно, что вложения в сферу образования высокорентабельны, не случайно американский миллиардер Джон Полсон недавно инвестировал в эту сферу 400 миллионов долларов, а хорошо известный армянской публике Джордж Сорос – 500 миллионов долларов (об идеологии и целях обучения в его университетах нетрудно догадаться). Важность и пользу онлайн-обу-

чения поняли и с энтузиазмом восприняли как еврейские неправительственные организации, так и бизнес-структуры с еврейским капиталом.

Совершенно определенно, что создание онлайн-университета Армения – диаспора (АДУ) и организация систематических курсов за счет мобилизации национальных ресурсов являются крайне актуальной задачей, и при определенном отношении деловых и образовательных кругов это должно было бы превратиться в объединяющее армянство, и не только, образовательное учреждение. Тем более что оно в потенциале, исходя из уже состоявшегося мирового опыта, имеет и коммерческую нагрузку, но увы… Армянский капитал (как за рубежом, так и на родине) плохо представляет себе современное бедственное положение Армении и диаспоры, живущих вне национальных идей развития и противостояния внешним вызовам. Между тем в эпоху гибридных войн (которые часто именуются также «третьей мировой войной») происходит стремительная девальвация международного права и норм. В такой ситуации нельзя исключать даже потерю армянской государственности с вытекающими из этого самыми тяжелыми последствиями. Очевидно, что уже сегодня необходимо предпринимать определенные шаги для повышения иммунитета нации путем массового образования, в первую очередь – политического. До революции сложно было представить, что оголтелый популизм может снискать такой уровень популярности. Ведь при наличии хотя бы минимальных знаний было бы ясно, что «цветные революции» – это потеря территорий и переход страны под враждебное управление, что было доказано украинской, грузинской и другими революциями. Но поди ж ты…

И потому спасительно необходимым кажется формирование общественной площадки, где можно будет концентрировать и обсуждать предложения армянского научно-образовательного и бизнес-сообщества относительно онлайн-университета. Главное его преимущество, что лекции в исполнении наиболее квалифицированных специалистов могут иметь сетевую доступность. Тех специалистов, которые умеют доступно объяснять самые сложные проблемы. По принципу: если вы не можете объяснить уборщице теорию – значит, вы ее не знаете. На разных уровнях обучения популярность будет уступать место глубине, далее – онлайн-семинары с видеоконтактом со специалистом. Коронавирус доказал эффективность онлайн-общения как в образовании, так и в управлении, так что, как кажется, эффективность образования будет определяться возможностью привлечения лучших специалистов, что не всегда получается в обычных вузах.

Подобная сетевая структура могла бы стать площадкой для обсуждения важных национальных проблем как для интеллектуальных кругов Армении и диаспоры, так и для тех, кто испытывает к ним интерес. АДУ будет способствовать как научной и образовательной интеграции Армении и диаспоры, так и развитию наших общих интеллектуальных ресурсов, что имеет решающее значение с точки зрения противостояния современным гибридным вызовам, стоящим перед Арменией.

Доступное сетевое образование является важнейшей задачей обретения национального иммунитета, но далеко не единственной. Неприятие оккупационного режима, ведущего к потере суверенитета, в конечном итоге должно привести к освобождению от него. Трудно назвать конкретные сроки, задача противостояния такого масштаба в новейшей истории перед нацией еще не стояла, но определенно то, что уже сегодня мы должны начать выработку основ нашей национальной стратегии. Она должна уберечь нас от экстремальных ситуаций, в которых, как сегодня, решается вопрос «быть или не быть», и определить пути развития в соответствии с нашими национальными способностями и возможностями. Конечно, формирование национальной стратегии подразумевает активную работу интеллектуально-духовной элиты всего армянского сообщества. Процесс это долгий, но первые шаги должны быть сделаны уже сегодня.

И еще. Один из шагов к независимости – это закон об иноагентах, который даст возможность очистить наше общество как минимум от разрушительной активности «соросят» и сектантов. Заметим, что законодательство об иноагентах было принято англичанами еще в XIX веке – британцы уже тогда сознавали мощь информационного воздействия. Критически необходимо восстановить Министерство диаспоры, придав ему еще больше полномочий, чем это было даже до 2018 года. Армянская диаспора в несколько раз превосходит население Армении, потому и удар был направлен именно сюда. Министерства культуры, сельского хозяйства – это объекты жизнеобеспечения, и потому тоже пали под ударами революционной власти.

Известно, что, согласно концепциям национальной безопасности в ведущих странах мира, эффективное противостояние внешним и внутренним вызовам возможно лишь при наличии в обществе определенной «критической массы» с высоким интеллектуальным и духовным уровнем. В этом контексте полезно вспомнить, что, по оценкам британских спецслужб, освобождение Арцаха после распада СССР и военно-политическая победа над Азербайджаном главным образом были обусловлены высоким уровнем знаний и духовности армянского сообщества Второй республики. Все это нужно восстановить, и АДУ призван стать как минимум одним из центров восстановления утерянной «критической массы», с одной стороны, с другой – наделения общества политическими знаниями, позволяющими создать здоровое общество, которое умеет противостоять массовым манипуляциям.

Путь этот непростой, и потому предложение: начать обсуждение проблемы и найти пути реализации.

Арен Вардапетян, Гагик Арутюнян, Институт сетевых исследований, rni.am

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты