Ось Москва – Тегеран: альянс без лишних обязательств
Россия и Иран находят все больше точек соприкосновения как во внешнеполитической, так и в экономической сферах. Не случайно этот год уже стал беспрецедентным по частоте визитов на высоком и высшем уровнях между странами. Последним событием в этом контексте стала поездка президента РФ Владимира Путина в Тегеран для участия в саммите лидеров России, Турции и Ирана по Сирии.
![](/pic_img/2022-09/39.jpg)
Развитие отношений с Исламской Республикой, как, впрочем, и продолжающий функционировать астанинский формат, демонстрирует все более широкое применение Москвой прагматичной внешнеполитической модели, в рамках которой любая не западная страна может быть партнером, несмотря на возможные противоречия и несовпадения позиций.
Российско-иранское сближение не грозит перерастанием в полноценный союз. Прежде всего это невозможно из-за образа России в Иране, который пронизан негативными историческими ассоциациями. Недоверие к Тегерану и недопонимание его политики можно найти и среди российской элиты. Наконец, стороны все еще достаточно далеки по множеству вопросов: как то политика на Ближнем Востоке или решение территориальных споров по Каспию.
Не стоит также забывать, что Россия и Иран выступают как конкуренты на рынке энергоресурсов.
Однако, как бы парадоксально это ни звучало, существующий букет противоречий совсем не мешает сближению Ирана и России. Применяемая российской стороной модель реализма позволяет концентрироваться на совпадающих интересах даже в условиях куда больших проблем, как это происходит в ситуации с Турцией. При этом и Тегеран, и Москва крайне заинтересованы в построении альтернативного западному экономического порядка. В одиночку это сделать невозможно, а две страны, ставшие для Запада нерукопожатными, подходят для этого как никто другой.
Важным отражением происходящего стала работа над заключением долгосрочного стратегического соглашения между Ираном и Россией – аналога документов, уже существующих у Тегерана с Китаем и Венесуэлой. Судя по заявлениям официальных российских лиц, проект будет финализирован в скором времени. Важно, что документ имеет статус меморандума – он формально подтверждает намерения сторон, но не возлагает никаких прямых обязательств. Примерно в том же направлении продолжит движение «российско-иранская ось». Отношения могут расширяться и углубляться год от года, достигая все новых и новых рубежей, однако никаких излишних обязательств, включая союзнические, стороны друг перед другом брать не намерены.
Никита Смагин, РСМД
Оставьте свои комментарии