№11 (355) ноябрь 2022 г.

В Ереване прошел юбилейный фестиваль исполнительских искусств High Fest

Просмотров: 1840

В середине осени в Ереване прошел XX международный фестиваль исполнительских искусств High Fest, который собрал более 250 участников и гостей из Румынии, России, Кипра, Германии, Израиля, Эстонии, Ирана и, конечно, Армении, традиционно являющейся хозяйкой этого мероприятия. Примечательно, что год назад Ассоциация европейских фестивалей включила High Fest в список 24 лучших из 715 европейских фестивалей. Столь значимый театральный форум, поставивший двадцать лет назад в соответствии с названием высокую планку, не опускал ее все это время. А потому есть надежда, что нынешний девиз «Следующие 20 лет будут лучше» оправдает себя и в будущем.

По известным причинам фестиваль не проводился два года, и вот теперь в течение восьми дней на ереванских театральных подмостках, в том числе и под открытым небом, было показано 26 постановок в жанре драматических, музыкальных, танцевальных, мультимедийных, кукольных, изобразительных, цирковых представлений, а также детские пьесы и моноспектакли. Театральный праздник продолжился в Гюмри и Ванадзоре. Официальное открытие фестиваля состоялось в Русском драматическом театре им. К. Станиславского балетной постановкой «Лифт» в исполнении румынской труппы «М-Студио». Пластичная игра танцоров смогла передать безысходность людей, оказавшихся в критических условиях замкнутого пространства, что не только завораживало зрителей, но и требовало определенного осмысления. В тот же день на малой сцене Театра им. Туманяна был показан 40-минутный кукольный спектакль «Детектив Ален», поставленный по мотивам сказок кавалера ордена «Золотой орел» Алена Маргаряна, погибшего в первые дни Второй Арцахской войны. «Ален был увлечен продвижением образования, науки, искусства и культуры во всем мире. Оставив перспективы образования в Бостонском университете и будущее в Соединенных Штатах, приехал в родную Армению. Он отдал свою жизнь ради своего народа и страны. Он творил, писал сказки, снимал фильмы, читал лекции, отлично владел пятью иностранными языками. В душе и сердце Алена всегда были дети, что он и показал в своих сказках», – отметила мать героя Назели Тертерян, чей смысл жизни теперь в продолжении аленовских планов, идей и помощи таким же талантливым детям, каким был ее сын. В созданном семьей Фонде Алена Маргаряна учреждена одноименная премия для социально необеспеченных, но талантливых студентов. В свою очередь председатель High Fest Артур Гукасян заметил, что вся выручка от продажи билетов будет передана в благотворительный фонд для его дальнейшего развития. Что касается других участников из Еревана, то свои спектакли представили Ереванский камерный театр, Национальный театр Соса Саркисяна, Государственный кукольный театр им. О. Туманяна и театр «Михр».

Однако «гвоздем» фестивальной программы стал балетный спектакль «Роден, ее вечный идол» Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана, посвященный судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Громкая премьера состоялась в Санкт-Петербурге более одиннадцати лет назад, а затем покорила театральные сцены Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Мадрида, Будапешта, Вены, Берлина, Пекина, Москвы. И вот теперь на суд ереванского зрителя была представлена история двух художников, где в невероятно драматичном союзе сплелись воедино страсть, ненависть, творческая ревность. При этом используемый Эйфманом уникальный пластический язык современного балета лишь добавляет психологической остроты трагическому сюжету. «На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему я стремился, сочиняя новый балет. Спектакль «Роден, ее вечный идол» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника», – говорит Борис Эйфман.

По мнению исполнивших заглавные партии ведущих солистов Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Олега Габышева и Любови Андреевой, «вечный идол» способен заставить зрителя забыться и перенестись во Францию эпохи импрессионизма, а гениально подобранная музыка Равеля, Сен-Санса, Массне – осознать всю трагичность жизненного пути двух гениев. По завершении спектакля, да и фестиваля в целом, театралы остались едины во мнении: «Можно долго смотреть на две вещи – роденовские шедевры и эйфмановский балет. Но балет, увы, длился всего два часа. Поэтому хочется верить, что и в следующем году фестиваль преподнесет не менее великолепные творения от мастеров сцены».

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты