№11 (355) ноябрь 2022 г.

В издательстве ООО «Альпина ПРО» вышла книга Виктора Согомоняна «Политика как сюжет»

Просмотров: 1807

В своей новой книге доктор политических наук Виктор Эрнестович Согомонян обсуждает политический аспект экранизации современного общества, анализирует ход предвыборных кампаний известных мировых политиков и предлагает неожиданный взгляд на политику как сюжет. Выводы Виктора Согомоняна – результат осмысления эмпирического материала, историй политического успеха лидеров расположенных на различных континентах государств, включая США, Аргентину, Мексику, Венгрию, Болгарию, Индию, Армению, Украину и др. Проведенный анализ показал идентичность технологий и глубину взаимопроникновения масскультурного и политического инструментария и драматургии, вполне индифферентных к национальной специфике.

Становление общества спектакля как долгосрочного глобального тренда – глобального в силу географической и многоукладной всеохватности – имеет множество проявлений. Одно из наиболее значимых по глубине и масштабу последствий – тотальная экранификация. Как сказал в свое время Ги Дебор: «Спектакль – это не совокупность образов, но общественные отношения между людьми, опосредованные образами». А экран сегодня – универсальный медиум: это и континуус потока информации, и сфера художественного процесса, и демонстрационная площадка, и площадка коммуникации, и арена общественной дискуссии. А по сути это многофункциональный «пункт управления» социальным потоком. Конфигурация медиа предопределяет и контент публичной коммуникации, и модус ее интерпретации.

Приорететным при выборе интерфейса публичной политической коммуникации сегодня становится не смысловое или идеологическое ее наполнение, а соответствие протоколам экранизации. Формы современной политики воспроизводят экранные конфигурации в ущерб традиционным формам политической деятельности, а содержание все чаще сближается с контентом массовой культуры в ущерб содержанию традиционных политических идей и идеологий. Процесс создания политических имиджей и драматургии инкорпорирует законы кинопроизводства в том плане, что биографические сюжеты и имиджевые характеристики обретают аналогичные сценарным разработкам художественные и сюжетные параметры. Сюжет – вот что становится смысловым центром также и политических драм; при этом логика соотношения жизни и драматургии – обратная гегелевскому соотношению исторического и логического: не жизнь рождает сюжет, а напротив, жизнь подчиняется сюжету.

Политика становится сюжетом и подчиняется его законам, а присущие экранной продукции характеристики – зрелищность, драматичность, способность максимально увлечь зрителя – предстают определяющими для современного избирателя в совершении политического выбора. Не в последнюю очередь это определено спецификой социального потока – уплотнением социального пространства и ускорением социального времени, а также его предельной мобильностью.

Для России тема тонкой технологической настройки актуальна в связи с давно назревшей необходимостью преодоления ментальной инерции, согласно которой действенны преимущественно тяжеловесные формы – философия малых дел традиционно оставалась на периферии управленческого внимания и крайне трудно осваивалась. Сейчас же отнюдь не управленческая эффективность выступает критерием выбора, а востребованные в обществе спектакля актерские способности и «обладание оригинальным сюжетом».

Именно это способно привлечь внимание «избирателей с рассеянным вниманием». Ведь по мере перехода к постиндустриальному производству конвейер уступил место компьютеру, массовость – индивидуализированному производству, неповоротливые «партийные машины» уступили место мобильным PR-агентствам, трудозатратные компании превратились в капиталоемкие, а походы «от двери к двери» практически сменились эффективными интернет-технологиями электоральной мобилизации. Однако эта радикальная смена партийных технологий и имиджа не привела к утрате ключевого функционала партии – она осталась приорететным институтом обретения и удержания политической власти. При этом мутация публичной политики и ее перемещение в плоскость экранного шоу не означает превращения реальной политики в шоу. Скорее речь идет о радикальном отрыве публичной политики от сферы принятия стратегических решений, то есть реального управления.

Действительно эффективная политика не может игнорировать теорию. Напротив, несмотря на кажущуюся хаотичной борьбу стихий и страстей в политическом поле, по-настоящему результативное политическое управление интегрирует точность математического расчета и художественную интуицию. Именно поэтому рекомендуем к прочтению книгу Виктора Согомоняна «Политика как сюжет»!

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты