Кто на самом деле должен ответить за крупнейшую не боевую потерю армянской армии?
Пожар, случившийся в ночь на 19 января в казарме инженерно-саперной роты, дислоцированной в селе Азат Гегаркуникского марза, унес жизни сразу пятнадцати молодых солдат срочной службы, многие из которых в ближайшее время должны были вернуться домой по демобилизации. Еще трое находятся в реанимации ожогового центра в тяжелом состоянии. Сухие строчки в отчетности силовиков потом спишут гибель солдат на «не боевые потери в мирное время», что в сложившейся ситуации звучит особенно цинично. Ведь трагедии могло бы и не быть, если бы бюджет адресно направлялся на действенные реформы в армии.
Говорят, история не любит сослагательного наклонения, но в данном случае имеет смысл вернуться в недалекое прошлое, когда весной 2018 года «бархатный» электорат потребовал свержения «бывших», внимая нереальным обещаниям пришедших к власти «рюкзаков». Именно тогда под восторженные вопли толпы взамен сбалансированного калорийного питания в солдатском меню появились шашлык и клубника. Правда, после громкого пиара деликатесы вскоре исчезли с армейских столов рядового состава. Видимо, Верховному главнокомандующему разъяснили, что «процесс продовольственного обеспечения личного состава Вооруженных сил Армении осуществляется в соответствии с правовыми нормами. Порции устанавливаются специалистами на основании соответствующих ГОСТов и приказа министра обороны страны». Кстати, опытные военные тоже были обескуражены тем, что армия превращается в институт благородных девиц с чревоугодным пансионом, вследствие чего спрашивать с защитников Отечества выполнения заданных норм физподготовки станет сложнее. Впрочем, преданный электорат требовал продолжения банкета, к месту и не к месту вспоминая фейковую информацию о том, что при «бывших» солдаты собирали траву и отлавливали мелких грызунов, чтобы не умереть с голода. Анонимные труженики фабрики фейк-продакшн на этом не остановились, и в соцсети вылился очередной поток абсурда о том, что во время четырехдневной апрельской эскалации 2016 года «бывшие» заливали в баки танков воду вместо топлива, а в руки солдатам давали саперные лопатки вместо автоматов. При этом основной посыл адептов «бархата» и через год, и через два ограничивался фразой: «Дайте новому правительству поработать – и вы увидите хороший результат». Весной этого года исполняется пять лет «цветной революции», а итоги ее правления более чем плачевны: бездарно проигранная за 44 дня война, замена компетентных военных командиров на политических единоверцев из мойшаговцев, развал армии…
«Министр обороны и правительство должны уйти в отставку, как это бывает после подобных ЧП в цивилизованных странах». Как написала Астх Галеян, мать погибшего во второй Арцахской войне Мхитара, «в нормальной стране тут же должен был уйти в отставку министр обороны и все виновные в том, что якобы в мирных условиях погас очаг еще в 15 домах. Как бы ни было больно, но я должна сказать: каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает». Более категоричен общественный деятель и журналист Наири Охикян: «Первые три человека, которые после этого инцидента должны будут пойти к черту по собственному заявлению, это премьер-министр, министр обороны и глава Генштаба». «В результате произошедшего сегодня ночью трагического инцидента, не в боевых условиях, в результате пожара погибли 15 армянских военнослужащих. Это крупнейшая не боевая потеря в истории нашей армии и огромная трагедия для всех семей, потерявших своих сыновей в результате этого происшествия. Выражаю глубочайшие соболезнования родным всех погибших и требую привлечения к строжайшей ответственности всех, чьи официальные действия или бездействие стали причиной этой ужасной трагедии», – написал на своей странице в соцсети общественно-политический деятель Аветик Чалабян.
Как считает политолог Гагик Гамбарян, после ноября 2022 года власть не приобрела ни одного патрона для армии из стремления заверить турок в искренности своего желания реализовать «повестку мира». А в это время солдаты несут службу в позорных условиях, прячась от дождя и снега под целлофановыми времянками. На 12,5 миллионов долларов, потраченных на новогоднюю иллюминацию армянской столицы, можно было обустроить и технически переоснастить боевые позиции. Возможно, тогда не случилось бы трагедии в селе Азат, где солдаты жили в развалюхе в 40 квадратных метров, отапливаемой буржуйкой, и где пожар не удавалось потушить в течение пяти часов. Пока идет следствие, рано делать выводы о том, что послужило причиной крупного ЧП. Однако премьер-министр Никол Пашинян на первом же заседании кабинета министров назначил виновного, которым оказался офицер, разжигавший печку бензином без соблюдения правил безопасности. Дело за малым – следствию и Генпрокуратуре теперь остается лишь установить (подтвердить) все обстоятельства случившегося. Естественно, министр обороны остался в своем кресле, но полетели фуражки шести высокопоставленных военных из командования армейского корпуса, что, по мнению военного эксперта Нарека Нерсисяна, является довольно рискованным решением с точки зрения приграничной безопасности и стабильности.
«Обезглавливание в одночасье всех соединений на достаточно большом взрывоопасном участке границы с Азербайджаном можно сравнить лишь с кадровым погромом, – считает он. – Остается констатировать, что в Армении отсутствует институт ответственности. Причем сказанное касается не только армии, но всех без исключения госучреждений. Нет также практики объективного, всестороннего расследования, повсеместно видим нарушение презумпции невиновности. Конечно, в произошедшей трагедии свою долю ответственности несет командование корпуса. Но проблемы носят глубинный характер, они накапливались годами, и нет уверенности, что очередная трагедия не произойдет где-нибудь в другом месте. В таких нечеловеческих условиях солдаты начали служить не вчера и не сегодня, и отапливать помещения с помощью печи тоже начали не сегодня. Произошедшее является еще и результатом того, что военно-политическое руководство страны не понимает, по какой модели развивать вооруженные силы, как лучше и эффективнее оборудовать передовую линию, как обустраивать быт военнослужащих».
По словам пресс-секретаря Республиканской партии Армении Эдуарда Шармазанова, гибель пятнадцати военнослужащих ВС Армении показала «бардак» и разбитое состояние армянского правительства, а случившееся является результатом «клубничной» политики Никола Пашиняна. Пока же остается констатировать, что какой-либо подтвержденной версии пожара в укрытии инженерно-саперной роты в селе Азат нет. «Предпринимаются широкомасштабные действия. Совместно выдвинут ряд версий, для проверки которых одновременно предпринимаются различные действия, – заявил прокурор отдела по надзору за расследованием особо важных дел против военной службы Центральной военной прокуратуры Аршак Мартиросян. – Предварительное следствие пока находится в начальной стадии, и поэтому говорить о какой-либо версии рано».
Спустя три дня после трагедии в Первопрестольном Эчмиадзине в церкви Сурб Гаяне Католикос всех армян Гарегин II провел поминальную службу. Одновременно во всех кафедральных соборах Армянской Апостольской Церкви отслужили заупокойный молебен в память о погибших сынах. Тысячи людей в этот день направились к военному пантеону Ераблур для зажжения свечей за Арама Манукяна, Володю Нерсисяна, Гора Мартиросяна, Ростома Асряна, Мушега Амбаряна, Тарона Гарибяна, Павлика Абазяна, Давида Саркисяна, Грачью Григоряна, Нарека Авакяна, Гагика Барсегяна, Мишу Думикяна, Айка Киракосяна, Сергея Кеворкова и Гамлета Давтяна. Однако со стороны государства день траура по погибшим воинам на государственном уровне так и не был объявлен. В «верхах» ограничились лишь минутой молчания на утреннем заседании…
Александр Маркосян
Оставьте свои комментарии